Главная » Файлы » Русский язык | Литература » Разработки уроков |
Интегрированный урок русского языка и литературы в 8 классе «Односоставные предложения и … произведения Ивана Алексеевича Бунина»
07.10.2009, 13:51 | |
Интегрированный урок русского языка и литературы в 8 классе Урок-образ. Применение блочно-модульной технологии личностно ориентированного обучения. Тема урока: «Односоставные предложения в произведениях Ивана Алексеевича Бунина». Тип урока: урок повторения и закрепления односоставных предложений. Дидактическая модель обучения: Объяснительно-иллюстративная, частично поисковая. Цель урока: развитие у учащихся навыков лингвистического анализа текста. Задачи урока: • показать мастерство И.А. Бунина, учить анализировать особенности языка и стиля; • закрепить знания об односоставных предложениях; • развитие творческих способностей учащихся, памяти, мышления; • прививать культуру межличностного общения (работать в паре, группе) Оборудование: художественные тексты (раздаточный материал), толковый словарь С. И. Ожегова, сигнальные карточки, мультимедийная установка. Ход урока «…Лишь слову жизнь дана» И.А. Бунин ОФОРМЛЕНИЕ К УРОКУ 1. Эпиграф: «…Лишь слову жизнь дана» 2. «В его стихах – веселая капель…» И.Северянин 3. Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми глаголами к украшению и важности служит. (М. Ломоносов) 4. Действующее лицо намеренно устранено, намеренно представляется как неизвестное, неопределенное. (А. Пешковский) 5. Поэзия и проза Бунина – это лирика родных мест, мотивы деревенской и усадебной жизни, тонкая живопись природы. (А.Твардовский) 6. Творческое задание: 1) Помню… Свежо. 2)Помнится… Утро. Все эти записи представляют собой задачи, которые войдут в нужный момент урока. ИНТРИГА (3 мин) Прочтите эпиграф к сегодняшнему уроку. Скажите, из какого стихотворения И.А. Бунина эти слова. (Чтение стихотворения И.А. Бунина «Слово» наизусть, подготовленным учеником). Скажите, о чем это стихотворение, какую основную мысль хотел донести до нас автор? Всмотритесь в эпиграф, разберите его по членам предложения и назовите тему урока. МОТИВАЦИЯ (5-7 мин) А.Т. Твардовский, сам большой художник слова, считал, что каждый молодой писатель «в начальной своей поре… должен пройти Бунина. Это научит его постоянному чувству великой ценности родной речи, умению отбирать нужные и незаменимые слова, привычке обходиться малым их числом для достижения большей выразительности…» Послушайте высказывания других русских писателей об И.А.Бунине. 1. Мир Бунина – это «мир зрительных и слуховых впечатлений и связанных с ним переживаний». (А. Блок) 2. Бунин одинаково остро и тонко видел все, что привелось ему видеть в жизни. (К. Паустовский) 3. Из необъятного числа слов он [Бунин] безошибочно выбирал для каждого рассказа слова наиболее живописные, наиболее сильные. (К. Паустовский) Запишите одно предложение и выполните синтаксический разбор, каждый ряд свое (предложения читаются и высвечиваются на мультимедийной доске). Кто желает побыть в своей группе в роли учителя? Вам необходимо составить всевозможные вопросы по предложению и задать ребятам. Поэтому сейчас у всех три минуты разобрать предложение, чтобы быть готовым отвечать на вопросы. Ученик задает вопросы по предложению (простое оно или сложное, односоставное или двусоставное, распространенное или нераспространенное, каково по цели высказывания, по эмоциональной окраске, осложнено или нет, постановка знаков препинания, лексическое значение трудных слов и т.) и спрашивает кого-либо из группы, остальные работают с сигнальной карточкой, подобная работа ребятам уже знакома. ВОСПОМИНАНИЕ (3-4 мин) Чтобы войти в дух бунинских произведений, прочитайте сонет Игоря Северянина о Бунине «В его стихах – веселая капель…». О чем это стихотворение? С чем сравнивает И. Северянин стихи И.А. Бунина. Запишите отрывок из текста: Уют усадеб в пору листопада. Благая одиночества отрада. Ружье. Собака. Серая Ока. Проанализируйте эти предложения, что можно выделить в них общего? Напомните, какие предложения являются односоставными? АНАЛИЗ (6 – 7 мин) Выберите из отрывка произведения И.А. Бунина «Последняя весна», который я прочитаю, только односоставные предложения, запишите их (восприятие на слух, кому трудно, то зрительное). Шестая неделя, а еще совсем зима. Встал в пять часов, оделся и вышел из дому. Какая радость, молодость, этот предрассветный час! Валенки, полушубок – все счастье. Еще ночь. Глухо и снежно. В темном небе только чудится рассвет. Первый сладкий вздох свежестью, когда вышел на крыльцо. Пахнет новым снегом. Как неживые поют по всей деревне петухи. …Поля очень белы, их белизна, сливаясь с бледно-серым небом, погружает в оцепенение. Вдали все смутно, зыбко. Черно сереют инеем леса. В Знаменское заехали с задов. Глушь, пустота, все занесено снегом. Прекрасный текст! Что ни слово – то чудо, картина. Как вы думаете, о каком времени года идет речь? (Конечно, ведь отрывок из произведения «Последняя весна») Итак, прочтите односоставные предложения, которые вы выписали. ДЕЙСТВИЕ (5 мин + 5 мин) ФИЗМИНУТКА (для глаз) Предлагаю вам взглянуть в окно. Кто нарисует нам словесный портрет увиденного, используя стиль Бунина. Предлагаю вам провести небольшую исследовательскую работу в группах. Литература: | |
Просмотров: 6393 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.8/5 |
Внимание! Если Вы опубликовали более трех разработок на портале, то здесь Вы можете подать заявку на получение Свидетельства о публикации! |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||