сценарий презентация powepoint урок школа учитель егэ гиа скачать Нестандартные виды работы на уроках как средство реализации современных педагогических концепций и технологий. - Другое - Начальные классы - Копилка сайта - К УРОКУ.RU

К УРОКУ.RU

Учителям, школьникам, студентам и родителям!
Главная » Файлы » Начальные классы » Другое

Нестандартные виды работы на уроках как средство реализации современных педагогических концепций и технологий.

07.09.2010, 08:49


Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша!
А. П. Чехов

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время он становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования.
Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической проблемы. Этот результат называется проект, что в переводе означает замысел, план. В более широком смысле под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определённой системы интеллектуальных и практических умений. Технология организации проектной деятельности включает в себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов, творческих по своей сути.
Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.
Возможности метода проектов для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и школьника, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения.

Структура деятельности учителя и ученика при использовании метода проектов.

Ученик Учитель
Определяет цель деятельности Помогает определить цель деятельности
Открывает новые знания Рекомендует источники получения информации
Эксперементирует Раскрывает возможные формы работы
Выбирает пути решения Содействует прогнозированию результатов
Активен Создаёт условия для активности школьника
Субъект обучения Партнёр ученика
Несёт ответственность за свою деятельность Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки

Основываясь на этом, можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:
а) исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);
б) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);
в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);
д) презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);
е) рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
ж) менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
Различают исследовательские, творческие, приключенческо-игровые, информационные и практикоориентированные проекты.
Исследовательские проекты имеют чёткую продуманную структуру: актуальность темы; проблема, предмет и объект исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты – одна из наиболее распространённых форм данного вида деятельности.
Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся – она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника и т.д.
Приключенческо-игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Принятие решения осуществляется в игровой ситуации. Участники выбирают себе определённые роли. Результаты проекта чаще вырисовываются только к моменту завершения действия.
Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов.
Практикоориентированные проекты отличает чётко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Этот проект требует чётко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого участника и участия каждого из них в определении конечного результата. Целесообразно проводить поэтапные обсуждения, позволяющие координировать совместную деятельность учащихся.
Что является критериями успеха работы над проектом?
• Достигнут конечный результат.
• Создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем.
• Результат проекта может быть использован другими коллективами.
• Информация о проекте широко распространена.
• Затронуты все аспекты: природный, социальный, экономический.
• Получено удовольствие от своей деятельности.
Перед проведением работы по каждому из проектов руководителем должна быть чётко выстроена логическая схема:
• Задачи создать, провести, обеспечить, привлечь, подготовить, выполнить…
• Методы-виды деятельности.
• Результат.
Проект может выполняться индивидуально или группой. Наилучший результат получается в групповых проектах, комплексных коллективных работах, направленных на решение конкретных проблем с максимальной степенью участия школьников на всех этапах.
Особое внимание следует обратить на следующие моменты:
• баланс ролей;
• чёткость целей;
• согласованность задач, поставленных перед каждым членом;
• выработка единой системы ценностей;
• формирование умения выходить из конфликтных ситуаций;
• воспитание поддержки и взаимного доверия;
• разработка подходящей методики работы;
• обеспечение успешного руководства со стороны учителя;
• регулярный отчёт о проделанной работе;
• ориентация на индивидуальное развитие каждого ребёнка;
• развитие навыков общения.
Отчёт должен содержать следующие разделы:
• Введение, в котором следует чётко сформулировать цель исследования (она должна быть отражена и в названии проекта) и указать проблему, на решение которой направлено исследование, место, сроки и продолжительность его выполнения, состав исследовательской группы.
• Отчёт о проведённых исследованиях: описание объекта исследования, методика работы, полученные результаты. Результаты должны быть систематизированы в соответствии с целью исследования и представлены в наиболее удобном для интерпретации виде: в таблицах, графиках, диаграммах, тезисах.
• Выводы и прогноз: на основании полученных результатов оценивается состояние объекта на момент проведённого исследования. Можно спрогнозировать изменение этого состояния в ближайшее время и в отдалённом будущем при сохранении существующей ситуации.
• Программа действий: описать мероприятия, выполненные самими ребятами, и рекомендации – перечень дел, которые дети планируют выполнить, в том числе совместно с кем-то.
• Список использованной литературы.
Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей.
Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть, сдвоенными уроками) или одной-двумя неделями в режиме урочно-внеуроных занятий.
Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задать ученикам такие вопросы: «Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения?
Большого внимания от учителя требует процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом требуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск, например: «Всё ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам информации следует обратиться?
Если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий, то целесообразно привлечь родителей. Помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности.
Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта. Несколько практических советов по её организации. Во-первых, помочь ученикам произвести самооценку проекта. Для этого предлагаются следующие вопросы:
• Обращаясь к определённой потребности: почему вы начали разрабатывать этот проект?
• Обращаясь к критериям: соответствует ли выбранная вами идея первоначально выдвинутым требованиям?
• Обращаясь к оценке: каковы комментарии посторонних людей и тех, кто будет использовать ваш проект?
• Обращаясь к полученным результатам: как улучшить проект и каковы направления для дальнейшего исследования?
Во-вторых, помочь учащимся оценить процесс проектирования. Для этого можно задать следующие вопросы:
• Правильно ли вы сформулировали задачу?
• Соответствовало ли ваше исследование поставленным целям?
• Обосновали ли вы каждый из критериев?
• Разнообразны ли были идеи? Учитывали ли они местные условия?
• Обосновали ли вы своё решение при выборе одной идеи?
• Была ли достаточно полной проработка выбранной идеи?
• Соответствовал ли результат проработки идеи тому проекту, который вы собирались выполнять?
• Насколько хорошо вы спланировали и использовали время?
• Что могло бы быть сделано по-другому, если бы вы снова начали разрабатывать этот проект?
В-третьих, помочь ученикам подготовить проект к презентации. Презентация (защита) проекта – завершающий этап его выполнения, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Как правило, защита проектов осуществляется в форме выставки тех изделий, которые они создали. Кроме того, целесообразно попросить детей подготовить небольшое выступление с рассказом о своём проекте. План выступления школьника может быть таким.
• Почему ты начал разрабатывать именно этот проект? Кому он предназначен?
• Было ли проведено исследование? Если да, то что было выявлено?
• Какова основная идея твоего проекта?
• Какими требованиями к проекту ты руководствовался Соответствует ли им выбранная идея?
• Какие использовались материалы? Достаточными ли знаниями и умениями ты обладал или пришлось чему-то учиться? Кто тебе помогал? (Краткая характеристика процесса выполнения проекта.)
• По каким этапам выполнялся проект? В чём они заключались? (Краткая характеристика этапов.) Какие комментарии ты получил относительно изготовленного изделия?
• Как улучшить проект и каковы направления для дальнейшего исследования?
Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрён каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться сделать так, чтобы каждый проект «победил» в « какой-либо» номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Памятный проект», «Красочный проект», «Весёлый проект», «Оригинальный проект», «Дружный проект» и др.
Помимо личных призов можно приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проектов. Это может быть чаепитие, поход в музей, экскурсия и т. п.
Примерные темы проектов в начальной школе.
Задачник по математике; знаменитые люди нашего района; история Великой Отечественной войны в историях наших семей; история создания памятников в нашем районе; личные коллекции учителей нашей школы; Москва деревянная; наш дом; наша безопасность; наши выпускники; наши имена; организация помощи одинокой пожилой женщине; откуда пришли комнатные растения; почему так названы улицы нашего села; план классного уголка; праздники в России; проблема труда и взаимопомощи в русских народных сказках; страны Европы; сувенир в подарок; сценарий Новогоднего праздника; школа будущего; школьные традиции.
Возможные результаты проектной деятельности младших школьников.
Альбом; газета; гербарий; журнал; книжка-раскладушка; коллаж; коллекция; костюм; макет; музыкальная подборка; наглядные пособия; паспарту; плакат; план; реферат; серия иллюстраций; сказка; справочник; стенгазета; сувенир-поделка; сценарий праздника; учебное пособие; фотоальбом; чертёж; экскурсия.



Литература.

1. И. С. Серов «Как организовать проектную деятельность учащихся», Москва, 2 007г.
2. Журнал «Начальная школа», № 4 – 2 005 , с. 68.
3. Журнал «Начальная школа», № 6 – 2 005, с. 44.
4. Журнал «Начальная школа», № 9 – 2 005, с. 55.
5. Журнал «Начальная школа», № 1 – 2 006, с. 17.
6. Журнал «Начальная школа», №2 – 2 006, с. 45.
7. Газета «Начальная школа», №10 – 2 006.

Категория: Другое | Добавил: ole4ka
Просмотров: 2017 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 2.0/1
Внимание!
Если Вы опубликовали более трех разработок на портале, то
здесь Вы можете подать заявку на получение
Свидетельства о публикации!

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Меню сайта:




Анализ сайта онлайн Рейтинг@Mail.ru