сценарий презентация powepoint урок школа учитель егэ гиа скачать Внеурочная деятельность Юные музееведы 3 класс - Другое - Начальные классы - Копилка сайта - К УРОКУ.RU

К УРОКУ.RU

Учителям, школьникам, студентам и родителям!
Главная » Файлы » Начальные классы » Другое

Внеурочная деятельность Юные музееведы 3 класс

· Скачать 17.12.2013, 21:52


Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности составлена на основе авторской программы «Юные музееведы» для обучающихся 1-4 классов, автор Отт Ирина Борисовна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 28 с УИОП» г. Старый Оскол, 2011.
Программа курса “Юные музееведы ” рассчитана для обучающихся 7-11 лет.
Срок реализации 4 года: 1 класс- 33 часа в год (1 час в неделю), 2-4 классы - 35 часов в год (1 час в неделю).
На основании приказа МБОУ « СОШ № 12 с УИОП» №101-А от 26. 08.2013 года количество учебных недель составляет 34, поэтому в авторскую программу внесены изменения. Пятый раздел «Знакомство с музеями и картинными галереями Великобритании, Германии, Австралии» сокращен на 1 час. Общее количество в 3 классе составляет-34 часа в год (1 час в неделю).
Направление программы внеурочной деятельности
Программа «Юные музееведы» социального направления.
Отличительные особенности данной программы внеурочной деятельности от уже существующих образовательных программ
Программа « Юные музееведы» предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы. Программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы.
Программа имеет интегрированный характер.
При реализации содержания данной программы, расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов изобразительного искусства, природоведения, литературы и др. В условиях партнёрского общения обучающихся и педагога , открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлечённых общим делом. Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники может в значительной мере повысить эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисково-исследовательской работы в школьном краеведческом музее.
Новизна: Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект (выставку, тематико - экспозиционный план, маршрут экскурсии, научно-исследовательскую работу), школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.


Актуальность и педагогическая целесообразность: Актуальность данной программы заключается в том, что для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти. Чтобы ребёнок мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать её руками и эмоционально пережить артефакты. Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Одна из актуальных проблем современного общества – формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. Такая личность может быть сформирована только, если она знает свои истоки, историю и культуру.
Цель программы «Юные музееведы» - помочь школьникам, проявляющим стремление к освоению профессионального мастерства в музейном деле, оказание педагогической поддержки обучаю¬щимся в их социальном самоопределении, в практи¬ческой подготовке к жизни и профессиональной ка¬рьере в условиях социальных
Задачи программы: - знакомство с историей музейного дела и с основными музеями города
и области ( краеведческим, художественным, историческим, мемориальным и др.);
 развитие способностей к поисково - исследовательской, творческой деятельности;
 развитие самостоятельности и инициативы.
 исследование на практике собственных познавательных интересов, способностей;
 интегрирование полученных в школе знаний на качественно новом уровне.
 воспитание патриотизма, гражданственности;
 способствование формированию коммуникативной культуры;
 развитие навыков самостоятельно приобретать знания и использовать их в практической деятельности;
Возраст детей, участвующих в реализации программы внеурочной деятельности.
Программа курса “Юные музееведы ” рассчитана для обучающихся 9-10 лет.
Сроки реализации программы внеурочной деятельности «Юные музееведы»
Рабочая программа внеурочной деятельности « Юные музееведы» рассчитана на 1 год реализации, в объеме (34 часа). Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Формы и режим занятий:
• проведение викторин и конкурсов на знания понятий и терминов музееведения;
• экскурсии; составление кроссвордов на тему музея;
• поиск сайтов и знакомство через них с известными музеями;
• просмотр видеофильмов о музеях нашей страны и за рубежом;
• составление словаря музейных терминов,
• ведение дневника индивидуального краеведческого исследования;
• разработка и проведение экскурсий по экспозиции школьного музея;
• обновление экспозиций музея; презентация музея или защита проекта;
• участие в конкурсе экскурсоводов; работа в библиотеке, архиве;
• встречи с участниками исторических событий, запись воспоминаний, анкетирование артефактов, поиск и сбор экспонатов
Ожидаемые результаты
Личностные и метапредметные результаты внеурочной деятельности школьников «Юные музееведы» распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия, её структуре, пространстве взаимодействия, способах управления социокультурным пространством; овладение способами самопознания, рефлексии; усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия, об организации собственной частной жизни и быта; освоение способов исследования нюансов поведения человека в различных ситуациях, способов типизации взаимодействия, инструментов воздействия, понимания партнёра.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия — включает освоение способов решения задач по привлечению организационных и финансовых возможностей для реализации проекта в сфере художественного творчества, для этого подросток овладевает инструментами межличностного взаимодействия (ведение переговоров, выявление интересов потенциального партнёра, исследование интересов зрительской аудитории, использование различных способов информирования). Здесь осваивается умение представить собственные разработки заказчикам, зрителям, экспертам.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Формы подведения итогов реализации программы внеурочной деятельности «Юные музееведы».
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
• текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
• итоговый – открытые занятия, КВН, выставки творческих работ, игры-тренинги, публикации в печати разного уровня, участие в праздниках.

Требования к уровню подготовки учащихся
После 3 года обучения воспитанники должны:

знать правила уметь владеть
- ведения полевых тетрадей;
- разработать тексты экскур-сий;
-навыками подготовки тематических экспозиций школьного музея к памятным датам;
- поведения в походе;
- использовать технические средства при проведении экс¬курсии;
-основными формами поисково-исследовательской работы;
- ведения экскурсии; - выполнять индивидуально - поисковые исследовательские задания;

Учебный план

№п.п. Разделы программы
Количество часов
3 год
1. Музейное дело. Выставки 5
2. Музееведение как научная дисциплина 8
3. Древняя Греция: храмы 2
4. Общественные и частные собрания Древнего Рима 2
5. Знакомство с музеями и картинными галереями Великобритании, Германии, Австралии 4
6. Защита проектов об одном из известных музеях нашей страны 4
7. Структура краеведческого школьного музея и деятельность его подразделений 3
8. Музейные предметы как основа работы школьного краеведческого музея 4
9. Обновление экспозиций школьного музея 2
Всего часов: 34

Учебно – тематический план
(3 – й год обучения)
№ п.п. Разделы программы и темы занятий Характеристика учебной деятельности учащихся Часы учебного времени Сроки прохождения Примечания
Теория Практика План Факт
1 Музейное дело. Выставки 3 2 5
1.1 Музейное дело. Выставки. Ознакомление с информацией в сети Интернет Закрепление понятия «музейное дело». Выставки Работа с компьютером. Ознакомление с информацией в сети Интернет. 1
1.2 Музейное дело. Выставки. Ознакомление с информацией в сети Интернет Закрепление понятия «музейное дело». Выставки Работа с компьютером. Ознакомление с информацией в сети Интернет. 1
1.3 Повторение прав и обязанностей юных музееведов Положение о музее в образовательном учреждении Посещение школьного музея Повторение прав и обязанностей юных музееведов. Положение о музее в образовательном учреждении. Посещение школьного музея.
1
1.4 Повторение прав и обязанностей юных музееведов Положение о музее в образовательном учреждении Посещение школьного музея Повторение прав и обязанностей юных музееведов. Положение о музее в образовательном учреждении. Посещение школьного музея.
1
1.5 Повторение прав и обязанностей юных музееведов Положение о музее в образовательном учреждении Посещение школьного музея Повторение прав и обязанностей юных музееведов. Положение о музее в образовательном учреждении Посещение школьного музея.
1
2. Музееведение как научная дисциплина 4 4 8
2.1 Музееведение как научная дисциплина. Продолжение составления словаря музейных терминов Изучение музееведения как научной дисциплины. Составления словаря музейных терминов.
1
2.2 Музееведение как научная дисциплина. Продолжение составления словаря музейных терминов Изучение музееведения как научной дисциплины. Составления словаря музейных терминов.
1
2.3 Основные социальные функции музеев. Составление кроссворда на тему музея Изучить основные социальные функции музеев. Составление кроссворда на тему музея.
1
2.4 Основные социальные функции музеев. Составление кроссворда на тему музея Изучить основные социальные функции музеев. Составление кроссворда на тему музея.
1
2.5 Музей А.С.Пушкина. Знакомство с музеем А.С.Пушкина. Работа с компьютером. Ознакомление с информацией в сети Интернет. . 1
2.6 Музей А.С.Пушкина. Знакомство с музеем А.С.Пушкина. Работа с компьютером. Ознакомление с информацией в сети Интернет. 1
2.7 Коллекционирование. Музей восковых фигур. Просмотр видеофильмов об известных музеях мира Понятие «коллекционирование». Знакомство с музеями восковых фигур. Просмотр видеофильмов об известных музеях мира.
1
2.8 Коллекционирование. Музей восковых фигур. Просмотр видеофильмов об известных музеях мира Понятие «коллекционирование». Знакомство с музеями восковых фигур. Просмотр видеофильмов об известных музеях мира.
1
3 Древняя Греция: храмы 1 1 2
3.1 Древняя Греция: храмы. Поиск сайтов и знакомство через них с известными зарубежными собраниями (музеями) Знакомство с храмами Древней Греции.
Работа с компьютером. Поиск сайтов и знакомство через них с известными зарубежными собраниями (музеями).
1
3.2 Древняя Греция: храмы. Поиск сайтов и знакомство через них с известными зарубежными собраниями (музеями) Знакомство с храмами Древней Греции.
Работа с компьютером. Поиск сайтов и знакомство через них с известными зарубежными собраниями (музеями).
1
4 Общественные и частные собрания Древнего Рима 1 1 2
4.1 Общественные и частные собрания Древнего Рима Знакомство через сеть Интернет с музеями Древнего Рима Знакомство с общественными и частными собраниями Древнего Рима.
Работа с компьютером. Знакомство через сеть Интернет с музеями Древнего Рима.
1
4.2 Общественные и частные собрания Древнего Рима Знакомство через сеть Интернет с музеями Древнего Рима Знакомство с общественными и частными собраниями Древнего Рима.
Работа с компьютером. Знакомство через сеть Интернет с музеями Древнего Рима.
1
5 Знакомство с музеями и картинными галереями Великобритании Германии, Австралии 2 2 4
5.1 Сообщения о музеях и картинных галереях Великобритании (по выбору детей). Знакомство через сеть Интернет с музеями и картинными галереями Великобритании Знакомство с музеями и картинными галереями Великобритании.
Работа с компьютером. Знакомство через сеть Интернет с музеями и картинными галереями Великобритании. 1
5.2 Сообщения о музеях и картинных галереях Великобритании (по выбору детей). Знакомство через сеть Интернет с музеями и картинными галереями Великобритании Знакомство с музеями и картинными галереями Великобритании.
Работа с компьютером. Знакомство через сеть Интернет с музеями и картинными галереями Великобритании. 1
5.3 Сообщения о музеях и картинных галереях Германии (по выбору детей). Знакомство через сеть Интернет с музеями и картинными галереями Германии Знакомство с музеями и картинными галереями Германии. Работа с компьютером. Знакомство через сеть Интернет с музеями и картинными галереями Германии.
1
5.4 Сообщения о музеях и картинных галереях Германии (по выбору детей). Знакомство через сеть Интернет с музеями и картинными галереями Германии Знакомство с музеями и картинными галереями Германии. Работа с компьютером. Знакомство через сеть Интернет с музеями и картинными галереями Германии.
1
6 Защита проектов об одном из известных музеях нашей страны 1 3 4
6.1 Защита проектов об одном из известных музеев России (по выбору детей). Музейная сеть и классификация музеев. Принципы классификации музеев в Российской Федерации. Частные музеи и музеи, созданные на общественных началах Знакомство с частными музеями и музеями, созданными на общественных началах.
Защита проектов об одном из известных музеев России (по выбору детей).
1
6.2 Защита проектов об одном из известных музеев России (по выбору детей). Музейная сеть и классификация музеев. Принципы классификации музеев в Российской Федерации. Частные музеи и музеи, созданные на общественных началах Знакомство с частными музеями и музеями, созданными на общественных началах.
Защита проектов об одном из известных музеев России (по выбору детей).
1
6.3 Ознакомление с информацией о частных музеях и музеях, созданных на общественных началах в сети Интернет Работа с компьютером. Ознакомление с информацией о частных музеях и музеях, созданных на общественных началах в сети Интернет.
1
6.4 Ознакомление с информацией о частных музеях и музеях, созданных на общественных началах в сети Интернет Работа с компьютером. Ознакомление с информацией о частных музеях и музеях, созданных на общественных началах в сети Интернет.
1
7 Структура краеведческого школьного музея и деятельность его подразделений 2 1 3

7.1 Структура краеведческого школьного музея и деятельность его подразделений. Фонды музея. Знакомство с фондами школьного краеведческого музея Знакомство с фондами школьного краеведческого музея.
Работа с экспонатами в архиве музея.
1
7.2 Структура краеведческого школьного музея и деятельность его подразделений. Фонды музея. Знакомство с фондами школьного краеведческого музея Знакомство с фондами школьного краеведческого музея.
Работа с экспонатами в архиве музея.
1
7.3 Структура краеведческого школьного музея и деятельность его подразделений. Фонды музея. Знакомство с фондами школьного краеведческого музея Знакомство с фондами школьного краеведческого музея.
Работа с экспонатами в архиве музея.
1
8 Музейные предметы как основа работы школьного краеведческого музея 2 2 4
8.1 Музейные предметы как основа работы школьного краеведческого музея. Научная организация фондов музеев. Состав и структура музейных фондов. Составление учётной карточки экспоната школьного музея Знакомство с научной организацией фондов музеев.
Составление учётной карточки экспоната школьного музея.
1
8.2 Музейные предметы как основа работы школьного краеведческого музея. Научная организация фондов музеев. Состав и структура музейных фондов. Составление учётной карточки экспоната школьного музея Знакомство с научной организацией фондов музеев.
Составление учётной карточки экспоната школьного музея.
1
8.3 Музейная экспозиция и её виды. Составление отчёта о выполнении плана работы школьного музея Закрепление знаний о музейной экспозиции, о её видах. Выступления ребят в качестве экскурсоводов школьного музея.
1
8.4 Музейная экспозиция и её виды. Составление отчёта о выполнении плана работы школьного музея Закрепление знаний о музейной экспозиции, о её видах. Выступления ребят в качестве экскурсоводов школьного музея.
1
9 Обновление экспозиций школьного музея 1 1 2
9.1 Обновление экспозиций школьного краеведческого музея. Подготовка и проведение итогового мероприятия «Мы юные музееведы» Подготовка итогового мероприятия «Мы юные музееведы».
Проведение итогового мероприятия «Мы юные музееведы».
1
9.2 Обновление экспозиций школьного краеведческого музея. Подготовка и проведение итогового мероприятия «Мы юные музееведы» Подготовка итогового мероприятия «Мы юные музееведы».
Проведение итогового мероприятия «Мы юные музееведы».
1
Итого 17 17 34

Содержание программы
3 год обучения
1.Музейное дело. Выставки. (5 часов)
1.1 Музейное дело. Выставки. Ознакомление с информацией в сети Интернет.
Теория: Закрепление понятия «музейное дело». Выставки.
Практика: Работа с компьютером. Ознакомление с информацией в сети Интернет.
1.2 Повторение прав и обязанностей юных музееведов. Положение о музее в образовательном учреждении. Посещение школьного музея.
Теория: Повторение прав и обязанностей юных музееведов. Положение о музее в образовательном учреждении.
Практика: Посещение школьного музея.

2.Музееведение как научная дисциплина. (8 часов)
2.1 Музееведение как научная дисциплина. Продолжение составления словаря музейных терминов.
Теория: Изучение музееведения как научной дисциплины.
Практика: Составления словаря музейных терминов.
2.2 Основные социальные функции музеев. Составление кроссворда на тему музея.
Теория: Изучить основные социальные функции музеев.
Практика: Составление кроссворда на тему музея.
2.3 Музей А.С.Пушкина.
Теория: Знакомство с музеем А.С.Пушкина.
Практика: Работа с компьютером. Ознакомление с информацией в сети Интернет. .
2.4 Коллекционирование. Музей восковых фигур. Просмотр видеофильмов об известных музеях мира.
Теория: Понятие «коллекционирование». Знакомство с музеями восковых фигур.
Практика: Просмотр видеофильмов об известных музеях мира.

3.Древняя Греция: храмы. (2 часа)
3.1 Древняя Греция: храмы. Поиск сайтов и знакомство через них с известными зарубежными собраниями (музеями).
Теория: Знакомство с храмами Древней Греции.
Практика: Работа с компьютером. Поиск сайтов и знакомство через них с известными зарубежными собраниями (музеями).

4.Общественные и частные собрания Древнего Рима. (2 часа)
4.1 Общественные и частные собрания Древнего Рима. Знакомство через сеть Интернет с музеями Древнего Рима.
Теория: Знакомство с общественными и частными собраниями Древнего Рима.
Практика: Работа с компьютером. Знакомство через сеть Интернет с музеями Древнего Рима.

5.Знакомство с музеями и картинными галереями Великобритании, Германии, Австралии. (4 часа)
5.1 Сообщения о музеях и картинных галереях Великобритании (по выбору детей). Знакомство через сеть Интернет с музеями и картинными галереями Великобритании.
Теория: Знакомство с музеями и картинными галереями Великобритании.
Практика: Работа с компьютером. Знакомство через сеть Интернет с музеями и картинными галереями Великобритании.
5.2 Сообщения о музеях и картинных галереях Германии (по выбору детей). Знакомство через сеть Интернет с музеями и картинными галереями Германии.
Теория: Знакомство с музеями и картинными галереями Германии.
Практика: Работа с компьютером. Знакомство через сеть Интернет с музеями и картинными галереями Германии.
5.3 Сообщения о музеях Австралии (по выбору детей). Знакомство через сеть Интернет с музеями и картинными галереями Австралии.
Практика: Работа с компьютером. Знакомство через сеть Интернет с музеями и картинными галереями Австралии.

6.Защита проектов об одном из известных музеях нашей страны. (4 часа)
6.1 Защита проектов об одном из известных музеев России (по выбору детей). Музейная сеть и классификация музеев. Принципы классификации музеев в Российской Федерации. Частные музеи и музеи, созданные на общественных началах.
Теория: Знакомство с частными музеями и музеями, созданными на общественных началах.
Практика: Защита проектов об одном из известных музеев России (по выбору детей).
6.2 Ознакомление с информацией о частных музеях и музеях, созданных на общественных началах в сети Интернет.
Практика: Работа с компьютером. Ознакомление с информацией о частных музеях и музеях, созданных на общественных началах в сети Интернет.

7.Структура краеведческого школьного музея и деятельность его подразделений. (3 часа)
7.1 Структура краеведческого школьного музея и деятельность его подразделений. Знакомство с фондами школьного краеведческого музея.
Теория: Знакомство с фондами школьного краеведческого музея.
Практика: Работа с экспонатами в архиве музея.

8.Музейные предметы как основа работы школьного краеведческого музея. (4 часа)
8.1 Научная организация фондов музеев. Состав и структура музейных фондов. Составление учётной карточки экспоната школьного музея.
Теория: Знакомство с научной организацией фондов музеев.
Практика: Составление учётной карточки экспоната школьного музея.
8.2 Музейная экспозиция и её виды. Выступления ребят в качестве экскурсоводов школьного музея.
Теория: Закрепление знаний о музейной экспозиции, о её видах.
Практика: Выступления ребят в качестве экскурсоводов школьного музея.

9.Обновление экспозиций школьного музея. (2 часа)
9.1 Обновление экспозиций школьного краеведческого музея. Подготовка и проведение итогового мероприятия «Мы юные музееведы».
Теория: Подготовка итогового мероприятия «Мы юные музееведы».
Практика: Проведение итогового мероприятия «Мы юные музееведы».

Методическое обеспечение

Формы занятий, планируемые по каждому разделу программы:
Базовые формы учебных занятий: информационные (беседа, лекция),
Практические: составление словаря музейных терминов, составление кроссвордов, защита проектов об одном из известных музеев России, составление учетной карточки экспоната школьного музея, выступления ребят в качестве экскурсоводов;
исследовательская (работа со справочной литературой, создание проектов), игровая деятельность, экскурсии.
Приёмы и методы организации учебно- воспитательного процесса:
обучение теоретическим знаниям (вербальная информация, излагаемая педагогом);
самостоятельная работа (изучение материала и выполнение заданий в учебных пособиях);
практическая отработка умений и навыков с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).
Методы, способы деятельности педагога, направленные на глубокое, осознанное и прочное усвоение знаний учащимися:
в обучении - практический (различные упражнения с моделями, с игровым
материалом, изготовление пособий, работа со справочной литературой, разработка проектов )
наглядный ( наблюдение, исследование, эксперимент; )
словесный (как ведущий - инструктаж, беседы, разъяснения);
работа с книгой( художественная и справочная литература);
поиск информации в сети Интернета
видеометод (просмотр, обучение), интерактивные тренажёры
в воспитании - методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример);
методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения);
методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, конкурсы, поощрения)
Формы подведения итогов по каждой теме или разделу:
-подготовка докладов, рефератов, сообщений, презентационных материалов;
-выставка рисунков по материалам экскурсий




Список литературы

1. Багаутдинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность учащихся начальных классов.М., 1992
2. Голованов В.П. Педагогика дополнительного образования детей. Йошкар-Ола,2006
3. Горский В.А. Живое образование. Ногинск, 2007
4. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. М., 2007
5. Как организовать работу школьного краеведческого музея: методические рекомендации. Сост. Н.А. Воронцова, Пермь, 1974
6. Краеведение: пособие для учителя под ред. А. В. Даринского, М., 1987
7. Маслова, С.Г. Мы входим в мир прекрасного: учеб. пособие / Маслова С.Г., Соколова Н.Д.; Рос. гос. пед. Ин-т им. А. И. Герцена, Рос. акад. образования. Сев.-Зап. отд-ние; Гос. Русский музей. – СПб.: СпецЛит, 2000.
8. Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений. Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 12 января 2007 г. №06-11
9. Музей будущего: Информационный менеджмент. Сост.А.В.Лебедев.М.,2001
10. Музей и школа: пособие для учителя под ред. Т. А. Кудриной. М., 1985
11. Музейные термины. Терминологические проблемы музееведения. Сб. науч. тр /Центр музей Революции. - М., 1986.
12. Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий: Учеб-метод. пособие / Под ред. Н.М. Лайковой. - М.: Владос, 2001
13. Российская музейная энциклопедия: в 2-х тт. - М.: Прогресс, 2001
14. Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных. М., 1988
15. Соколова, Н.Д. Ты пришел в музей. Путеводитель по Русскому музею для младших школьников / Соколова Н.Д. – Самара: Агни, 2003

Оборудование:
-проектор;
-ноутбук

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности составлена на основе авторской программы «Юные музееведы» для обучающихся 1-4 классов, автор Отт Ирина Борисовна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 28 с УИОП» г. Старый Оскол, 2011.
Программа курса “Юные музееведы ” рассчитана для обучающихся 7-11 лет.
Срок реализации 4 года: 1 класс- 33 часа в год (1 час в неделю), 2-4 классы - 35 часов в год (1 час в неделю).
На основании приказа МБОУ « СОШ № 12 с УИОП» №101-А от 26. 08.2013 года количество учебных недель составляет 34, поэтому в авторскую программу внесены изменения. Пятый раздел «Знакомство с музеями и картинными галереями Великобритании, Германии, Австралии» сокращен на 1 час. Общее количество в 3 классе составляет-34 часа в год (1 час в неделю).
Направление программы внеурочной деятельности
Программа «Юные музееведы» социального направления.
Отличительные особенности данной программы внеурочной деятельности от уже существующих образовательных программ
Программа « Юные музееведы» предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы. Программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы.
Программа имеет интегрированный характер.
При реализации содержания данной программы, расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов изобразительного искусства, природоведения, литературы и др. В условиях партнёрского общения обучающихся и педагога , открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлечённых общим делом. Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники может в значительной мере повысить эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисково-исследовательской работы в школьном краеведческом музее.
Новизна: Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект (выставку, тематико - экспозиционный план, маршрут экскурсии, научно-исследовательскую работу), школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.


Актуальность и педагогическая целесообразность: Актуальность данной программы заключается в том, что для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти. Чтобы ребёнок мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать её руками и эмоционально пережить артефакты. Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Одна из актуальных проблем современного общества – формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. Такая личность может быть сформирована только, если она знает свои истоки, историю и культуру.
Цель программы «Юные музееведы» - помочь школьникам, проявляющим стремление к освоению профессионального мастерства в музейном деле, оказание педагогической поддержки обучаю¬щимся в их социальном самоопределении, в практи¬ческой подготовке к жизни и профессиональной ка¬рьере в условиях социальных
Задачи программы: - знакомство с историей музейного дела и с основными музеями города
и области ( краеведческим, художественным, историческим, мемориальным и др.);
 развитие способностей к поисково - исследовательской, творческой деятельности;
 развитие самостоятельности и инициативы.
 исследование на практике собственных познавательных интересов, способностей;
 интегрирование полученных в школе знаний на качественно новом уровне.
 воспитание патриотизма, гражданственности;
 способствование формированию коммуникативной культуры;
 развитие навыков самостоятельно приобретать знания и использовать их в практической деятельности;
Возраст детей, участвующих в реализации программы внеурочной деятельности.
Программа курса “Юные музееведы ” рассчитана для обучающихся 9-10 лет.
Сроки реализации программы внеурочной деятельности «Юные музееведы»
Рабочая программа внеурочной деятельности « Юные музееведы» рассчитана на 1 год реализации, в объеме (34 часа). Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Формы и режим занятий:
• проведение викторин и конкурсов на знания понятий и терминов музееведения;
• экскурсии; составление кроссвордов на тему музея;
• поиск сайтов и знакомство через них с известными музеями;
• просмотр видеофильмов о музеях нашей страны и за рубежом;
• составление словаря музейных терминов,
• ведение дневника индивидуального краеведческого исследования;
• разработка и проведение экскурсий по экспозиции школьного музея;
• обновление экспозиций музея; презентация музея или защита проекта;
• участие в конкурсе экскурсоводов; работа в библиотеке, архиве;
• встречи с участниками исторических событий, запись воспоминаний, анкетирование артефактов, поиск и сбор экспонатов
Ожидаемые результаты
Личностные и метапредметные результаты внеурочной деятельности школьников «Юные музееведы» распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия, её структуре, пространстве взаимодействия, способах управления социокультурным пространством; овладение способами самопознания, рефлексии; усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия, об организации собственной частной жизни и быта; освоение способов исследования нюансов поведения человека в различных ситуациях, способов типизации взаимодействия, инструментов воздействия, понимания партнёра.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия — включает освоение способов решения задач по привлечению организационных и финансовых возможностей для реализации проекта в сфере художественного творчества, для этого подросток овладевает инструментами межличностного взаимодействия (ведение переговоров, выявление интересов потенциального партнёра, исследование интересов зрительской аудитории, использование различных способов информирования). Здесь осваивается умение представить собственные разработки заказчикам, зрителям, экспертам.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Формы подведения итогов реализации программы внеурочной деятельности «Юные музееведы».
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
• текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
• итоговый – открытые занятия, КВН, выставки творческих работ, игры-тренинги, публикации в печати разного уровня, участие в праздниках.

Требования к уровню подготовки учащихся
После 3 года обучения воспитанники должны:

знать правила уметь владеть
- ведения полевых тетрадей;
- разработать тексты экскур-сий;
-навыками подготовки тематических экспозиций школьного музея к памятным датам;
- поведения в походе;
- использовать технические средства при проведении экс¬курсии;
-основными формами поисково-исследовательской работы;
- ведения экскурсии; - выполнять индивидуально - поисковые исследовательские задания;

Учебный план

№п.п. Разделы программы
Количество часов
3 год
1. Музейное дело. Выставки 5
2. Музееведение как научная дисциплина 8
3. Древняя Греция: храмы 2
4. Общественные и частные собрания Древнего Рима 2
5. Знакомство с музеями и картинными галереями Великобритании, Германии, Австралии 4
6. Защита проектов об одном из известных музеях нашей страны 4
7. Структура краеведческого школьного музея и деятельность его подразделений 3
8. Музейные предметы как основа работы школьного краеведческого музея 4
9. Обновление экспозиций школьного музея 2
Всего часов: 34

Учебно – тематический план
(3 – й год обучения)
№ п.п. Разделы программы и темы занятий Характеристика учебной деятельности учащихся Часы учебного времени Сроки прохождения Примечания
Теория Практика План Факт
1 Музейное дело. Выставки 3 2 5
1.1 Музейное дело. Выставки. Ознакомление с информацией в сети Интернет Закрепление понятия «музейное дело». Выставки Работа с компьютером. Ознакомление с информацией в сети Интернет. 1
1.2 Музейное дело. Выставки. Ознакомление с информацией в сети Интернет Закрепление понятия «музейное дело». Выставки Работа с компьютером. Ознакомление с информацией в сети Интернет. 1
1.3 Повторение прав и обязанностей юных музееведов Положение о музее в образовательном учреждении Посещение школьного музея Повторение прав и обязанностей юных музееведов. Положение о музее в образовательном учреждении. Посещение школьного музея.
1
1.4 Повторение прав и обязанностей юных музееведов Положение о музее в образовательном учреждении Посещение школьного музея Повторение прав и обязанностей юных музееведов. Положение о музее в образовательном учреждении. Посещение школьного музея.
1
1.5 Повторение прав и обязанностей юных музееведов Положение о музее в образовательном учреждении Посещение школьного музея Повторение прав и обязанностей юных музееведов. Положение о музее в образовательном учреждении Посещение школьного музея.
1
2. Музееведение как научная дисциплина 4 4 8
2.1 Музееведение как научная дисциплина. Продолжение составления словаря музейных терминов Изучение музееведения как научной дисциплины. Составления словаря музейных терминов.
1
2.2 Музееведение как научная дисциплина. Продолжение составления словаря музейных терминов Изучение музееведения как научной дисциплины. Составления словаря музейных терминов.
1
2.3 Основные социальные функции музеев. Составление кроссворда на тему музея Изучить основные социальные функции музеев. Составление кроссворда на тему музея.
1
2.4 Основные социальные функции музеев. Составление кроссворда на тему музея Изучить основные социальные функции музеев. Составление кроссворда на тему музея.
1
2.5 Музей А.С.Пушкина. Знакомство с музеем А.С.Пушкина. Работа с компьютером. Ознакомление с информацией в сети Интернет. . 1
2.6 Музей А.С.Пушкина. Знакомство с музеем А.С.Пушкина. Работа с компьютером. Ознакомление с информацией в сети Интернет. 1
2.7 Коллекционирование. Музей восковых фигур. Просмотр видеофильмов об известных музеях мира Понятие «коллекционирование». Знакомство с музеями восковых фигур. Просмотр видеофильмов об известных музеях мира.
1
2.8 Коллекционирование. Музей восковых фигур. Просмотр видеофильмов об известных музеях мира Понятие «коллекционирование». Знакомство с музеями восковых фигур. Просмотр видеофильмов об известных музеях мира.
1
3 Древняя Греция: храмы 1 1 2
3.1 Древняя Греция: храмы. Поиск сайтов и знакомство через них с известными зарубежными собраниями (музеями) Знакомство с храмами Древней Греции.
Работа с компьютером. Поиск сайтов и знакомство через них с известными зарубежными собраниями (музеями).
1
3.2 Древняя Греция: храмы. Поиск сайтов и знакомство через них с известными зарубежными собраниями (музеями) Знакомство с храмами Древней Греции.
Работа с компьютером. Поиск сайтов и знакомство через них с известными зарубежными собраниями (музеями).
1
4 Общественные и частные собрания Древнего Рима 1 1 2
4.1 Общественные и частные собрания Древнего Рима Знакомство через сеть Интернет с музеями Древнего Рима Знакомство с общественными и частными собраниями Древнего Рима.
Работа с компьютером. Знакомство через сеть Интернет с музеями Древнего Рима.
1
4.2 Общественные и частные собрания Древнего Рима Знакомство через сеть Интернет с музеями Древнего Рима Знакомство с общественными и частными собраниями Древнего Рима.
Работа с компьютером. Знакомство через сеть Интернет с музеями Древнего Рима.
1
5 Знакомство с музеями и картинными галереями Великобритании Германии, Австралии 2 2 4
5.1 Сообщения о музеях и картинных галереях Великобритании (по выбору детей). Знакомство через сеть Интернет с музеями и картинными галереями Великобритании Знакомство с музеями и картинными галереями Великобритании.
Работа с компьютером. Знакомство через сеть Интернет с музеями и картинными галереями Великобритании. 1
5.2 Сообщения о музеях и картинных галереях Великобритании (по выбору детей). Знакомство через сеть Интернет с музеями и картинными галереями Великобритании Знакомство с музеями и картинными галереями Великобритании.
Работа с компьютером. Знакомство через сеть Интернет с музеями и картинными галереями Великобритании. 1
5.3 Сообщения о музеях и картинных галереях Германии (по выбору детей). Знакомство через сеть Интернет с музеями и картинными галереями Германии Знакомство с музеями и картинными галереями Германии. Работа с компьютером. Знакомство через сеть Интернет с музеями и картинными галереями Германии.
1
5.4 Сообщения о музеях и картинных галереях Германии (по выбору детей). Знакомство через сеть Интернет с музеями и картинными галереями Германии Знакомство с музеями и картинными галереями Германии. Работа с компьютером. Знакомство через сеть Интернет с музеями и картинными галереями Германии.
1
6 Защита проектов об одном из известных музеях нашей страны 1 3 4
6.1 Защита проектов об одном из известных музеев России (по выбору детей). Музейная сеть и классификация музеев. Принципы классификации музеев в Российской Федерации. Частные музеи и музеи, созданные на общественных началах Знакомство с частными музеями и музеями, созданными на общественных началах.
Защита проектов об одном из известных музеев России (по выбору детей).
1
6.2 Защита проектов об одном из известных музеев России (по выбору детей). Музейная сеть и классификация музеев. Принципы классификации музеев в Российской Федерации. Частные музеи и музеи, созданные на общественных началах Знакомство с частными музеями и музеями, созданными на общественных началах.
Защита проектов об одном из известных музеев России (по выбору детей).
1
6.3 Ознакомление с информацией о частных музеях и музеях, созданных на общественных началах в сети Интернет Работа с компьютером. Ознакомление с информацией о частных музеях и музеях, созданных на общественных началах в сети Интернет.
1
6.4 Ознакомление с информацией о частных музеях и музеях, созданных на общественных началах в сети Интернет Работа с компьютером. Ознакомление с информацией о частных музеях и музеях, созданных на общественных началах в сети Интернет.
1
7 Структура краеведческого школьного музея и деятельность его подразделений 2 1 3

7.1 Структура краеведческого школьного музея и деятельность его подразделений. Фонды музея. Знакомство с фондами школьного краеведческого музея Знакомство с фондами школьного краеведческого музея.
Работа с экспонатами в архиве музея.
1
7.2 Структура краеведческого школьного музея и деятельность его подразделений. Фонды музея. Знакомство с фондами школьного краеведческого музея Знакомство с фондами школьного краеведческого музея.
Работа с экспонатами в архиве музея.
1
7.3 Структура краеведческого школьного музея и деятельность его подразделений. Фонды музея. Знакомство с фондами школьного краеведческого музея Знакомство с фондами школьного краеведческого музея.
Работа с экспонатами в архиве музея.
1
8 Музейные предметы как основа работы школьного краеведческого музея 2 2 4
8.1 Музейные предметы как основа работы школьного краеведческого музея. Научная организация фондов музеев. Состав и структура музейных фондов. Составление учётной карточки экспоната школьного музея Знакомство с научной организацией фондов музеев.
Составление учётной карточки экспоната школьного музея.
1
8.2 Музейные предметы как основа работы школьного краеведческого музея. Научная организация фондов музеев. Состав и структура музейных фондов. Составление учётной карточки экспоната школьного музея Знакомство с научной организацией фондов музеев.
Составление учётной карточки экспоната школьного музея.
1
8.3 Музейная экспозиция и её виды. Составление отчёта о выполнении плана работы школьного музея Закрепление знаний о музейной экспозиции, о её видах. Выступления ребят в качестве экскурсоводов школьного музея.
1
8.4 Музейная экспозиция и её виды. Составление отчёта о выполнении плана работы школьного музея Закрепление знаний о музейной экспозиции, о её видах. Выступления ребят в качестве экскурсоводов школьного музея.
1
9 Обновление экспозиций школьного музея 1 1 2
9.1 Обновление экспозиций школьного краеведческого музея. Подготовка и проведение итогового мероприятия «Мы юные музееведы» Подготовка итогового мероприятия «Мы юные музееведы».
Проведение итогового мероприятия «Мы юные музееведы».
1
9.2 Обновление экспозиций школьного краеведческого музея. Подготовка и проведение итогового мероприятия «Мы юные музееведы» Подготовка итогового мероприятия «Мы юные музееведы».
Проведение итогового мероприятия «Мы юные музееведы».
1
Итого 17 17 34

Содержание программы
3 год обучения
1.Музейное дело. Выставки. (5 часов)
1.1 Музейное дело. Выставки. Ознакомление с информацией в сети Интернет.
Теория: Закрепление понятия «музейное дело». Выставки.
Практика: Работа с компьютером. Ознакомление с информацией в сети Интернет.
1.2 Повторение прав и обязанностей юных музееведов. Положение о музее в образовательном учреждении. Посещение школьного музея.
Теория: Повторение прав и обязанностей юных музееведов. Положение о музее в образовательном учреждении.
Практика: Посещение школьного музея.

2.Музееведение как научная дисциплина. (8 часов)
2.1 Музееведение как научная дисциплина. Продолжение составления словаря музейных терминов.
Теория: Изучение музееведения как научной дисциплины.
Практика: Составления словаря музейных терминов.
2.2 Основные социальные функции музеев. Составление кроссворда на тему музея.
Теория: Изучить основные социальные функции музеев.
Практика: Составление кроссворда на тему музея.
2.3 Музей А.С.Пушкина.
Теория: Знакомство с музеем А.С.Пушкина.
Практика: Работа с компьютером. Ознакомление с информацией в сети Интернет. .
2.4 Коллекционирование. Музей восковых фигур. Просмотр видеофильмов об известных музеях мира.
Теория: Понятие «коллекционирование». Знакомство с музеями восковых фигур.
Практика: Просмотр видеофильмов об известных музеях мира.

3.Древняя Греция: храмы. (2 часа)
3.1 Древняя Греция: храмы. Поиск сайтов и знакомство через них с известными зарубежными собраниями (музеями).
Теория: Знакомство с храмами Древней Греции.
Практика: Работа с компьютером. Поиск сайтов и знакомство через них с известными зарубежными собраниями (музеями).

4.Общественные и частные собрания Древнего Рима. (2 часа)
4.1 Общественные и частные собрания Древнего Рима. Знакомство через сеть Интернет с музеями Древнего Рима.
Теория: Знакомство с общественными и частными собраниями Древнего Рима.
Практика: Работа с компьютером. Знакомство через сеть Интернет с музеями Древнего Рима.

5.Знакомство с музеями и картинными галереями Великобритании, Германии, Австралии. (4 часа)
5.1 Сообщения о музеях и картинных галереях Великобритании (по выбору детей). Знакомство через сеть Интернет с музеями и картинными галереями Великобритании.
Теория: Знакомство с музеями и картинными галереями Великобритании.
Практика: Работа с компьютером. Знакомство через сеть Интернет с музеями и картинными галереями Великобритании.
5.2 Сообщения о музеях и картинных галереях Германии (по выбору детей). Знакомство через сеть Интернет с музеями и картинными галереями Германии.
Теория: Знакомство с музеями и картинными галереями Германии.
Практика: Работа с компьютером. Знакомство через сеть Интернет с музеями и картинными галереями Германии.
5.3 Сообщения о музеях Австралии (по выбору детей). Знакомство через сеть Интернет с музеями и картинными галереями Австралии.
Практика: Работа с компьютером. Знакомство через сеть Интернет с музеями и картинными галереями Австралии.

6.Защита проектов об одном из известных музеях нашей страны. (4 часа)
6.1 Защита проектов об одном из известных музеев России (по выбору детей). Музейная сеть и классификация музеев. Принципы классификации музеев в Российской Федерации. Частные музеи и музеи, созданные на общественных началах.
Теория: Знакомство с частными музеями и музеями, созданными на общественных началах.
Практика: Защита проектов об одном из известных музеев России (по выбору детей).
6.2 Ознакомление с информацией о частных музеях и музеях, созданных на общественных началах в сети Интернет.
Практика: Работа с компьютером. Ознакомление с информацией о частных музеях и музеях, созданных на общественных началах в сети Интернет.

7.Структура краеведческого школьного музея и деятельность его подразделений. (3 часа)
7.1 Структура краеведческого школьного музея и деятельность его подразделений. Знакомство с фондами школьного краеведческого музея.
Теория: Знакомство с фондами школьного краеведческого музея.
Практика: Работа с экспонатами в архиве музея.

8.Музейные предметы как основа работы школьного краеведческого музея. (4 часа)
8.1 Научная организация фондов музеев. Состав и структура музейных фондов. Составление учётной карточки экспоната школьного музея.
Теория: Знакомство с научной организацией фондов музеев.
Практика: Составление учётной карточки экспоната школьного музея.
8.2 Музейная экспозиция и её виды. Выступления ребят в качестве экскурсоводов школьного музея.
Теория: Закрепление знаний о музейной экспозиции, о её видах.
Практика: Выступления ребят в качестве экскурсоводов школьного музея.

9.Обновление экспозиций школьного музея. (2 часа)
9.1 Обновление экспозиций школьного краеведческого музея. Подготовка и проведение итогового мероприятия «Мы юные музееведы».
Теория: Подготовка итогового мероприятия «Мы юные музееведы».
Практика: Проведение итогового мероприятия «Мы юные музееведы».

Методическое обеспечение

Формы занятий, планируемые по каждому разделу программы:
Базовые формы учебных занятий: информационные (беседа, лекция),
Практические: составление словаря музейных терминов, составление кроссвордов, защита проектов об одном из известных музеев России, составление учетной карточки экспоната школьного музея, выступления ребят в качестве экскурсоводов;
исследовательская (работа со справочной литературой, создание проектов), игровая деятельность, экскурсии.
Приёмы и методы организации учебно- воспитательного процесса:
обучение теоретическим знаниям (вербальная информация, излагаемая педагогом);
самостоятельная работа (изучение материала и выполнение заданий в учебных пособиях);
практическая отработка умений и навыков с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).
Методы, способы деятельности педагога, направленные на глубокое, осознанное и прочное усвоение знаний учащимися:
в обучении - практический (различные упражнения с моделями, с игровым
материалом, изготовление пособий, работа со справочной литературой, разработка проектов )
наглядный ( наблюдение, исследование, эксперимент; )
словесный (как ведущий - инструктаж, беседы, разъяснения);
работа с книгой( художественная и справочная литература);
поиск информации в сети Интернета
видеометод (просмотр, обучение), интерактивные тренажёры
в воспитании - методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример);
методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения);
методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, конкурсы, поощрения)
Формы подведения итогов по каждой теме или разделу:
-подготовка докладов, рефератов, сообщений, презентационных материалов;
-выставка рисунков по материалам экскурсий




Список литературы

1. Багаутдинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность учащихся начальных классов.М., 1992
2. Голованов В.П. Педагогика дополнительного образования детей. Йошкар-Ола,2006
3. Горский В.А. Живое образование. Ногинск, 2007
4. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. М., 2007
5. Как организовать работу школьного краеведческого музея: методические рекомендации. Сост. Н.А. Воронцова, Пермь, 1974
6. Краеведение: пособие для учителя под ред. А. В. Даринского, М., 1987
7. Маслова, С.Г. Мы входим в мир прекрасного: учеб. пособие / Маслова С.Г., Соколова Н.Д.; Рос. гос. пед. Ин-т им. А. И. Герцена, Рос. акад. образования. Сев.-Зап. отд-ние; Гос. Русский музей. – СПб.: СпецЛит, 2000.
8. Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений. Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 12 января 2007 г. №06-11
9. Музей будущего: Информационный менеджмент. Сост.А.В.Лебедев.М.,2001
10. Музей и школа: пособие для учителя под ред. Т. А. Кудриной. М., 1985
11. Музейные термины. Терминологические проблемы музееведения. Сб. науч. тр /Центр музей Революции. - М., 1986.
12. Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий: Учеб-метод. пособие / Под ред. Н.М. Лайковой. - М.: Владос, 2001
13. Российская музейная энциклопедия: в 2-х тт. - М.: Прогресс, 2001
14. Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных. М., 1988
15. Соколова, Н.Д. Ты пришел в музей. Путеводитель по Русскому музею для младших школьников / Соколова Н.Д. – Самара: Агни, 2003

Оборудование:
-проектор;
-ноутбук

Категория: Другое | Добавил: alla_goncharova1967
Просмотров: 1923 | Загрузок: 189 | Рейтинг: 0.0/0
Внимание!
Если Вы опубликовали более трех разработок на портале, то
здесь Вы можете подать заявку на получение
Свидетельства о публикации!

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Меню сайта:




Анализ сайта онлайн Рейтинг@Mail.ru