Главная » Файлы » Начальные классы » Другое |
Дополнительная образовательная программа "Речевое общение"
· Скачать | 20.11.2012, 21:53 |
Пояснительная записка Данная программа ориентирована на учащихся 1 класса и направлена на формирование и совершенствование умений свободно пользоваться род¬ным языком в различных формах, видах, жанрах. Курс рассчитан на изучение материала под контролем учителя. Цель курса - формировать и совершенствовать умения свободно, коммуникативно оправданно пользоваться род¬ным языком в различных формах, видах, жанрах речи. Коммуни¬кативная цель понимается нами как интегрирующая, поскольку речевое общение предполагает реализацию и других функций языка: по¬знавательную, регулятивную, этико-эстетическую и др. Задачи курса: - научить детей понимать смысл устной и письменной речи, -научить говорить (писать) понятно, в соответствующей словесной (языковой) форме, -формировать умение ориентироваться в условиях общения, в речевой ситуации ; -формировать умение ставить коммуникативные задачи, -научить планировать речевые действия, -развивать умение выражать и развертывать мысль (что хочу сказать); -развить умения целенаправленно воздействовать на собеседника в зависимо¬сти от речевой задачи (как и зачем говорю); -развивать умение осуществлять контроль за речью. Содержание программы Национально - региональный компонент введён, как ознакомление с культурой Коми края, в котором мы живём. Так как базой для речи являются средства языка, изуче¬ние строя языка, его системы становится очень важным направ¬лением на уроках. Усиливаются аспекты изучения языковых еди¬ниц с точки зрения выра-жаемых ими значений и осмысления их роли (назначения, функции) в речи, поскольку возрастает по¬требность в сознательном отборе языковых средств для решения той или иной речевой задачи. Таким образом, язык и речь выступают как ступени единого про-цесса познания языка: от коммуникативных речевых ситуа¬ций к языку и от языка к речи, от лексики к грамматике. Важнейшей стороной нового отношения к изучению курса родного языка в школе является деятельностный подход. Его ре¬ализация представ-ляется тем интегрирующим средством, кото¬рое способно связать в единое целое языковое и речевое содер¬жание курса. В соответствии с этим подхо-дом организация учеб¬ного процесса осуществляется с учетом структуры любого вида сознательной деятельности человека: мотив (цель, замысел), ори¬ентировка, планирование, реализация замысла, контроль. В соответствии с основными линиями содержания курса в про¬грамме выделяются три раздела - «Общение», «Речь: устная и письменная», «Текст. Практическая часть программы 1 класс Четверть № п/п Тема Практическая часть I. 8 Поиграем вместе. Проверочная работа №1. Напиши имя сказочного героя, который утешает других сказочных героев, попавших в трудные жизненные ситуации, такими словами: 1. Не плачь, дед, не плачь, баба, Я снесу вам другое яичко, Не золотое — простое. ________________ 2. Не тужи, Иван-Царевич, Ложись лучше спать, Утро вечера мудренее.___________________ 3. Не печалься, ступай себе с Богом! Добро! Будет старуха царицей. ___________ 4. Это все пустяки, Дело житейское! Подсказка: Курочка-Ряба, Царевна-Лягушка, Карлсон, Золотая Рыбка. II. 16 Благодарность. Проверочная работа №2 1. Какие слова не выражают благодарности? Подчеркните их синим карандашом. - Спасибо, я очень люблю варенье. - Спасибо. А зачем он мне нужен? - Большое спасибо. Я давно мечтал о такой игрушке. 2. Какие слова Карлсона особенно приятно услышать тем, кто принес подарки? Подчеркните их красным карандашом. 3. Как Муха поблагодарит за подарки? Что ей ответят? III. 18 Заголовки, названия. Л.Я. Желтовская «Слово», стр. 80, упр. 174 III. 23 Загадки. Проверочная работа №3 Допиши словечко. В нашем доме на окошке Сидят серенькие Мишка плачет и ревёт: Просит пчёл, чтоб дали Мышка спряталась под горку И грызёт тихонько Михаил играл в футбол И забил в ворота Прыгал птенчик по дорожке И клевал большие Сшил себе котёнок тапки, Чтоб зимой не мёрзли На жарком солнышке подсох И рвётся из стручков IV. 25 Рифма. НРК. Стихи коми поэтов Вставь пропущенные слова в рифму. В декабрьском лесу. День теперь совсем короткий, Словно хвост зайчишки. …Кто в меня наводкой Сверху сбросил…? Догадался я мгновенно: То под вой метели Кривоклювый клёст, наверно, Вьёт гнездо на… Любит Север эта птица. Посудите сами: В стужу жить здесь не боится С малыми… (С. Попов) IV. 26 Как построен текст. НРК. Коми народная одежда Дополни текст. В старину все: и мужчины, и женщины, и дети носили __________________. Обязательным элементом одежды был ____________________________. Шили одежду из разных тканей: цветная ткань в полоску или клетку называлась _______________. Ткань, на которую узор наносили цветными красками с помощью досок – это ____________________. Одежду украшали ________________. IV. 29 Маленькие тексты. Проверочная работа №4 Определи, какие предложения могут стать началом сказочных историй, а какие их концом (начало – 1, конец – 2). Захотелось Зайцу, чтоб его боялись.___ Что важнее всего на свете? ___ Вот от рыжей пыли Шмель и порыжел.____ С тех пор и начали Синички с Дятлами дружить.____ Так стал Ёж колючим.___ Однажды в солнечное утро выпустили ____ Кролика погулять.____ Жила-была на свете Муха-Цокотуха. ____ Да только Паук её и видел.____ Тематическое планирование № Разделы Количество часов 1. Общение 8 часов 2. Речь: устная и письменная 8 часов 3. Текст 14 часов Поурочное планирование № Название раздела и темы Национально –региональный компонент Основные понятия 1 класс (30 ч.) Общение (8 ч.) 1. Если ты один на свете. (1 ч.) 2. Будем общаться. (1 ч.) 3. Приветствие. (1 ч.) Как приветствует друг друга коми народ. Ответы на приветствие. 4. Слово веселит. (1 ч.) 5. Слово огорчает. (1 ч.) 6. Слово утешает. (1 ч.) 7. Давайте договоримся(1 ч.). Считалки. 8. Поиграем вместе.(1 ч.) Проверочная работа по теме: «Общение». Речь: устная и письменная. (8 ч.) 9. Устная речь. (1 ч.) Громко - тихо, говорим - слышим. 10. Письменная речь (1 ч.) Читаем - пишем. 11. Узнай по голосу. (1 ч.) 12. Разговор по телефону. (1 ч.) 13. Мимика и жесты. (1 ч.) 14. Прощание. (1 ч.) 15. Как вести себя во время разговора. (1 ч.) 16. Благодарность. (1 ч.) Проверочная работа по теме «Речь устная и письменная». Текст (14 ч.) 17. Текст - что это такое? (1 ч.) 18. Заголовки, названия. (1 ч.) 19. Заголовки бывают разные. (1 ч.) Заголовки коми сказок. 20. Извинение. (1 ч.) 21. Очень важные слова. (1 ч.) 22. Рифма. (1 ч.) Стихи коми поэтов 23. Загадки. (1 ч.) Проверочная работа по теме «Рифма». Загадки коми народа 24. Знаки в тексте. (1 ч.) 25. Знакомые незнакомцы. (1 ч.) Старинные названия предметов коми народа Устаревшие слова 26. Как построен текст. (1 ч.) Коми народная одежда. 27. Наши считалки. (1 ч.) 28. Обращение. (1 ч.) 29. Маленькие тексты. (1 ч.) Проверочная работа по теме «Текст». 30. Что лучше и что хуже языка. (1 ч.) | |
Просмотров: 806 | Загрузок: 130 | Рейтинг: 0.0/0 |
Внимание! Если Вы опубликовали более трех разработок на портале, то здесь Вы можете подать заявку на получение Свидетельства о публикации! |
Всего комментариев: 0 | |