сценарий презентация powepoint урок школа учитель егэ гиа скачать Внеурочная деятельность "Этика: Азбука добра" - Планирования - Дошкольное воспитание - Копилка сайта - К УРОКУ.RU

К УРОКУ.RU

Учителям, школьникам, студентам и родителям!
Главная » Файлы » Дошкольное воспитание » Планирования

Внеурочная деятельность "Этика: Азбука добра"

· Скачать 18.12.2014, 22:27


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» разработана на основе авторской программы И.С.Хомякова, В.И.Петрова;(Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4/ под ред. Н.Ф.Виноградовой. – М.: Вентана - Граф. 2013).
В рабочую программу изменения не внесены .Данная рабочая программа рассчитана на 33 часа. Данное количество часов соответствует учебному плану (33 учебных недели, 1 час в неделю).
Направление программы внеурочной деятельности
Программа «Этика: азбука добра» духовно-нравственного направления.
Отличительные особенности данной программы внеурочной деятельности от уже существующих образовательных программ
Нравственное разви¬тие личности учащегося как приоритетная цель начальной школы пред¬полагает организацию нравственного образования младших школьников в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир»), «Этика: азбука добра»- внеурочный курс для младших школьников.Содержание курса ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художе¬ственной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до созна¬ния ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являю¬щихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от вни¬мания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю прибегать к эмоционально-образной форме народ¬ных произведений и художественной детской литературы в целях раз¬вития личностно значимого поведения.

Новизна: в программе систематизированы средства и методы практической и игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе приобретения прочных знаний, преобразование их в убеждения и умения, формирования духовно-нравственных основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка. Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.
Актуальность и педагогическая целесообразность.
Программы внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности «Этика:азбука добра» обусловлена необходимостью разрешения реальных противоречий, сложившихся
в теории и практике обучения русскому языку в начальной школе, между уровнем усвоения учащимися объёма знаний и требований образовательных программ, формирующих позитивное отношение к правильной речи, как показателю общей Ценностные ориентиры содержания факультатива.
Содер¬жание программы курса раскрывает правила нравственного по¬ведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимо¬сти; мотивация поведения, поступка, т. е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятностей).
Развитие нравственного сознания младшего школьника формируется от класса к классу в следующей логике.
. 1 класс -развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осо¬знание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация — пове¬дение — правило; от правила — к поведению. Оценка нравственных поступков.
2 класс- внутреннее принятие правил и норм нравственного поведе¬ния. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей пони¬мания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.
3 класс- ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка — мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, знакомятся с нравственными качествами человека, фор¬мирующимися на основе нравственных норм.
4клас с- систематизация, обобщение работы по осмыслению моти¬вов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (без¬нравственных) действий.
Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравствен¬ного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном про¬цессе. Он направлен прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной от¬зывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.
Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:

— личностно направленные, когда содержание становится актуаль¬ным для каждого ребёнка;

— стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода вы¬сказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей ин¬тереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения
— ;
— развивающие нравственное сознание;
— активизирующие, пробуждающие творческие способности лично¬сти, её эмоциональную сферу.

Цель программы внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» общеинтеллектуального направленияформирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения.
Задачивнеурочной деятельности:
—способствовать развитию языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;
—формировать представления о языке как универсальной ценности;
—знакомить с историческими фактами, отражающими отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;
— развивать представления о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.);
— формировать элементарные умения, связанные с выполнением учебного лингвистического исследования;
— развивать устойчивый познавательный интерес к русскому языку, к практической деятельности по изучению и сохранению чистоты русского языка.

Возраст детей, участвующих в реализации программы внеурочной деятельности
Программа рассчитана на детей в возрасте 7- 10 лет (1-4 классы)
Сроки реализации программы внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» рассчитана на четыре года обучения.
Первый год – в объеме 33часа, второй год обучения – в объеме 34, третий год обучения- 34 часа. четвёртый- 34 часа .Всего-135 часов.
Занятия проводятся: 1 раз в неделю по 35 минут.

Формы и режим занятий.

Проведение занятий предусматривает теоретическую подачу материала и практическую деятельность в виде занятий практической и игровой деятельности. Управление процессом обучения осуществляется через создание условий, реализацию творческого потенциала детей, самостоятельную практическую деятельность, приобретение навыков и умений. Формы проведения занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов, индивидуальных возможностей воспитанников.

Формы обучения
— разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов;
—игры
— мини-исследования
— чтение слов и отрывков текстов, написанных кириллицей, а также чтение и запись чисел с помощью букв кириллицы;
— экскурсия в краеведческий музей (знакомство с древними памятниками письменности);
—конкурсы
—творческие работы: рисование
— мини-сочинение
— проекты
— лингвистический эксперимент
— конструирование слов
— составление мини-слова
Ожидаемые результаты:
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Этика: азбуки добра ».
В процессе освоения курса учащийся получает знания охарактере взаимоотношений с другими людьми, что становитсяпредпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения клюдям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия,толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.
Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении,младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистическиеценности, характер отношений между людьми, необходимость бережногоотношения к людям и предметам их труда.Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведенийхудожественной литературы – всё это нацелено на воспитаниепервоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла,значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации),развитие их эмоционального восприятия.
Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговыйхарактер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять,уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомитьс нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какойнравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этойситуации?Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).
Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез,обобщение, классификация по родовидовым признакам, установлениеаналогий и причинно-следственных связей) в курсе содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальнойдеятельности учащихся. В них предлагается установить соответствиепоступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, ихповедение; классифицировать материал по разным основаниям (определитьгруппы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе);сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояниягероев.
В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога,признание возможности существования различных точек зрения и правакаждого иметь свою точку зрения; выражение своего мнения и аргументация своей точкизрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах длязанятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимисяорганизуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы«открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детямвысказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е.работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа,альтернативного решения и др.
Использование художественной литературы и работа в библиотекепомогает обучаемым учиться использовать различные способы поискаинформации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрикипозволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве сцелью решения информационных и коммуникативных задач.
К 4-ому классуучащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке,находить нужную информацию по нравственной тематике с помощьюразличных каталогов.

Формы подведения итогов реализации программы внеурочной деятельности «Удивительный мир слов»
—конкурсы
—творческие работы
— мини-сочинение
— проекты
— лингвистический эксперимент
— составление мини-словариков
— составление шуточных рассказов и стихов
- квн

Требования к уровню подготовки учащихся

По завершении 1 года обучения учащиеся должны знать:
В результате прохождения программного материала к концу 1класса обучающиеся должны
Знать:
1. Отличие понятий «этика» и «этикет».
2. Требования этикета к устному и письменному приглаше¬нию и общению с гостями.
3. Заповеди и правила этикета.
4. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках («Пре¬данный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X.Андерсена).
5. Правила вежливости и красивых манер.

Уметь:
1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возмож¬ности, признавая это право и за другими.
2. Соблюдать этикет в библиотеке, театре, кино, на выставке, в музее, на улице.
3. Выполнять общение.
4. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать по¬дарки.
5. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в обще¬ственных местах.
6. Придерживаться «золотого правила» в общении с други¬ми.
7. Быть доброжелательными.
8. Соблюдать заповеди.
9. Сострадать животным, не обижать их.
10. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.
11. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.
12. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.

Личностные универсальные учебные действия:
• ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
• эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им

Формирование:
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках

Познавательные универсальные учебные действия:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
• строить сообщения в устной и письменной форме;
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Коммуникативные универсальные учебные действия:
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

Учебный план

№ п\п Разделы программы Количество часов
1кл 2кл 3кл 4кл
1-2 Школьный этикет 7 7 7 7
3-4 Правила общения 11 11 11 11
5-6 О трудолюбии 6 6 6 6
7-8 Культура внешнего вида 4 4 4 4
9-10 Внешкольный этикет 5 6 6 6
33 34 34 34

Учебно-тематический план (2 год обучения)

№ п/п Разделы программы
и темы учебных занятий Характеристика учебной деятельности учащихся Часы
учеб
ноговре
мени Плановые сроки прохождения
Примечания
Теория Практика План Факт
1 Школьный этикет-7ч

1.1
1.2
1.3
1.5
1.6
1.7

Дисциплина в школе и классе
Дисциплина в школе и классе
В библиотеке: люби книгу
В библиотеке6 люби книг
Твоя школа, твой класс:соблюдение чистоты и порядка
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой.
Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.
- Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
- Поведение в столовой, правила поведения за столом
Правила поведения во время урока. Функция школьного звонка. Понятие « готовность к уроку»
.
Понятие « перемена». Функция перемен. Возможные игры во время школьных перемен.

Понятие « режим дня школьника». Чем должен заниматься ученик в школе и дома.

Знакомство с правилами поведения в школьной столовой, за столом. Ролевая игра. Понятия «старательность», «прилежность». Положительная оценка данных качеств на примерах из литературных произведений

Выполнение правил поведения в конкретной жизненной ситуации.
Оценка своёго поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).


1
1
1

1
1
1
02.09
09.09
16.09

23.09
30.09
07.10
2 Правила общения-11ч
2.1

2.2

2.3
2.4

2.5

2.6

2.7 .Сопереживание, помощь друзьям.О добрых и недобрых поступках
Сопереживание, помощь друзьям.О добрых и недобрых поступках
Законы дружбы
Законы дружбы

Дал слово-держи его.
Диалоги со сверстниками.

Жизнь по законам добра
«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». Преданный друг. О доброте и бессердечие. Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. О доброте и жестокосердии. В мире мудрых мыслей.
Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках.

Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи).

Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.

Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения кродителям, близким (конкретные жизненные ситуации).

Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без
конфликтов.
Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).

Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.
Понятия «доброжелательность», «вежливость». Отношение человека к окружающим его людям. Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение». Содержание понятий «дружба» и «одноклассники». Законы дружбы. Тестирование « мой друг». Знакомство с правилами общения, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. Проигрывание ситуаций общения с учителем. Знакомство с историей имён, появлением фамилий. Обращение к одноклассникам.
Изучение поступков сказочных героев.
Умение вести диалог, спор.. Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаци Использование в речи слов вежливости.
Участие в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.
Высказывание предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений).
Создание по иллюстрации словесного портрета героя (положительный, отрицательный),

Описание сюжетной картинки (серии).

Адекватная оценка ситуации и предотвращение конфликта

. Самостоятельная формулировка правил коллективной игры, работы.

й.

1
1
1
1

1 14.10
21.10
11.11
18.11

25.11

3 О трудолюбии-6ч
3.1
3.2
3.3
3.4

3.5 Учусь всё делать сам.
Взаимопомощь дома ив школе
Беречь результат труда Значение труда в жизни людей.
Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления).
Прилежание и старательность в учении и труде.
Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда.
Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду.

Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.

Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности)
.
Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.

Понятие « учебный труд». Труд ученика на уроке и дома. Развивающие игры.
Понятие « трудолюбие». Польза труда в жизни человека. Элементы культуры труда.
способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться. Организация труда.
Обсуждение литературных произведений Н. Носова. Анализ действий главных героев.

Проведение хронометража дня, анализ своегораспорядока дня, его корректировка
. Оценка своих действий по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.

1
1
1
1

1 02.12
09.12
16.12
23.12

13.01
4. Культура внешнего вида-4ч
4.1
4.2

4.3
4.4
4.5
4.6

4.7 Правила личной гигиены
Бережное отношение к своей одежде
- Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
- Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.
- Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
. Культура внешнего вида человека: чистота, опрятность, аккуратность. Как должен выглядеть ученик.
Правила закаливания, профилактика простудных заболеваний.
Понятие « гигиена». Правила личной гигиены

Воспроизведение основнык требований к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях.
Оценка внешнего вид человека.
1
1

1
1
1
1
1

1 20.01
27.01

03.02
10.02
17.02
24.02
03.03


5 Внешкольный этикет -6ч
5.1

5.2

5.3
5.4
5.5
5.6

5.7
5.8

5.9
5.10 Правила поведения в общественных местах

Бережное отношение к природе

Добро побеждает зло
Заповеди: как мы их исполняем. О сострадании и жестокосердии. Лгать нельзя, но если…? Всегда ли богатство счастье? Спешите делать добро. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Праздник красивых слов и поступков

Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека.
Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.

- Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.

- Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.

Общение с незнакомыми людьми. Правила поведения в городе. Моделирование ситуаций.
Соблюдение правил дорожного движения. Сигналы светофора.
Понятие « общественный транспорт». Проигрывание ситуаций поведения в транспорте.
Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание. Ситуации. Усвоение стандартных приёмов эстетических форм общения.
Распределение ролей, стихотворений, разучивание песен

Использование доброжелательного тона в общении.
Оценка характера общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.

1

1

1
1
1
1

1
1
1

1 10.03

17.03

31.03.
07.04
14.04
21.04

28.04
05.05
12.05

19.05

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(2-й год обучения)
Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе)
Теория:
- Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой.
Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.
- Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
- Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Практика
Выполнение правил поведения в конкретной жизненной ситуации.
Оценка своёго поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).

Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).
Теория:
Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках.

Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи).

Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.

Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения кродителям, близким (конкретные жизненные ситуации).

Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без
конфликтов.
Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).

Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.
Практика:
Использование в речи слов вежливости.
Участие в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.
Высказывание предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений).
Создание по иллюстрации словесного портрета героя (положительный, отрицательный),

Описание сюжетной картинки (серии).

Адекватная оценка ситуации и предотвращение конфликта

. Самостоятельная формулировка правил коллективной игры, работы.

О трудолюбии.
Теория:
Значение труда в жизни людей.
Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления).
Прилежание и старательность в учении и труде.
Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда.
Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду.

Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.

Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности)
.
Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.

Практика:

Проведение хронометража дня, анализ своегораспорядока дня, его корректировка
. Оценка своих действий по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.

Культура внешнего вида.
Теория:
- Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
- Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.
- Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Практика:
Воспроизведение основнык требований к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях.
Оценка внешнего вид человека.

Внешкольный этикет.
Теория:
- Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека.
Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.

- Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.

- Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.

Практика:
Использование доброжелательного тона в общении.
Оценка характера общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.

Методическое обеспечение

Формы занятий, планируемые по каждому разделу программы:
Базовые формы учебных занятий: информационные (беседа, лекция),
Практические: проведение наблюдений по текстам художественных произведений,
рассмотрение картин, создание творческих продуктов, упражнение в отработке материала,
исследовательская (работа со справочной литературой, создание проектов), игровая
деятельность (дидактические, сюжетно-ролевые игры), экскурсии.

Методическое обеспечение
Приёмы и методы организации учебно- воспитательного процесса:
обучение теоретическим знаниям (вербальная информация, излагаемая педагогом);
самостоятельная работа (изучение материала и выполнение заданий в учебных пособиях);
практическая отработка умений и навыков с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).
Методы, способы деятельности педагога, направленные на глубокое, осознанное и прочное усвоение знаний учащимися:
в обучении - практический (различные упражнения с моделями, с игровым
материалом, изготовление пособий, работа со справочной литературой, разработка проектов )
наглядный ( наблюдение,исследование, эксперимент; )
словесный (как ведущий - инструктаж, беседы, разъяснения);
работа с книгой( художественная и справочная литература);
поиск информации в сети Интернета
видеометод (просмотр, обучение), интерактивные тренажёры
в воспитании - методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример);
методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения);
методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, конкурсы, поощрения)
Для этого используются разнообразные методы работы с детьми: личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка; стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения; развивающие нравственное сознание; активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу. Содержание клуба ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков
Формы подведения итогов
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
• текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
• итоговый – открытые занятия, КВН, выставки творческих работ, игры-тренинги, публикации в печати разного уровня, участие в праздниках.

Список литературы

Тематическое планированиедля 1 класса

п/п Дата Тема учебного занятия Всего часов Содержание деятельности Воспитательная работа
По плану Ффкт

факт

Факт

Факт
Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности Практическая часть занятия /форма организации деятельности
Школьный этикет – 5ч.
1. 04.09. Правила поведения в школе. 1 Правила поведения в школе. Приход в школу без опозданий. Формирование правил поведения в гимназии
2. 11.09. Мы пришли на урок. 1 Правила поведения на уроке. Правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.
Обсуждение предложенных ситуаций. Формулирование правил поведения на уроке.
3. 18.09. Зачем нужны перемены? 1 Правила поведения на перемене. Школьные перемены как время активного отдыха, игры Обсуждение поставленного перед уроком вопроса. Формулирование правил поведения на перемене. Анализ поведения героев художественных произведений
4. 25.09. Мы в школьной столовой. 1 Правила поведения в столовой, культура поведения за столом. Поведение в столовой, правила поведения за столом. Экскурсия в столовую.
Знакомство с работниками столовой. Формулирование правил поведения в столовой.
5. 02.10. Культура принятия пищи. 1 Правила поведения в столовой, культура поведения за столом. Правила поведения за столом. Закрепление правил поведения за столом, в столовой.
Правила общения – 10ч.
6 09.10 Зачем нужны вежливые слова? 1 Правила вежливости. Вежливые слова. Практикум. Чтение и обсуждение произведения «Волшебное слово». Просмотр фрагментов из фильмов. Ролевая игра
7 16.10 Доброжелательность.
1 Волшебные слова. Дидактические игры Чтение и обсуждение отрывков книг.
8 23.10 Какие бывают поступки? 1 Элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Конкурс добрых сюрпризов. Разыгрывание сценок
9 06.11 Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам 1 Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения. Анализ отрывков прочитанных произведений. Формулирование правил общения с товарищами.
10. 13.11 Я и мои товарищи. 1 Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины). Практическое занятие. Формулирование правил общения по телефону. Просмотр отрывков мультфильмов. Воспитание уважения к окружающим.
11. 20.11 Общения со сверстниками в играх. 1 Знакомство с коллективными играми Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Конкурс рисунков. Формулирование правил общения с учителями, взрослыми. Разыгрывание сценок
12. 27.11 Мой учитель 1 Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), оценка ситуации.
Установление добрых отношений с окружающими.
Чтение и обсуждение отрывков книг. Экскурсия в библиотеку. Беседа с библиотекарем
13. 04.12 Думай о других: сочувствие, как его выразить? 1 Проявление элементарного уважения к окружающим (конкретные жизненные ситуации). Установление добрых отношений с окружающими.
Практическое занятие. Разыгрывание сценок. Обсуждение поставленного перед уроком вопроса.
14 11. 12 Моя семья. 1 Добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Установление добрых отношений с окружающими.
Конкурс рисунков. Дидактическая игра
15 18.12 Я среди людей. 1 Понятия этикета, этики, человека, общения. Местоимения «Я», «ТЫ», «МЫ», «ОН», «ОНИ». Формировать внимательное отношение к окружающим.
О трудолюбии – 5 ч.
16. 25.12 Что помогает учиться лучше (старательность)?
1 Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду.
Чтение и обсуждение отрывков детских книг
17 15.01. Как мы трудимся в школе 1 (начальные представления). Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности) Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его;

Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.
Оценивать свои действия во время уроков, дежурств Воспитание прилежания и старательности в учении и труде.
18. 22.01 Мои обязанности в классе. 1 Виды труда детей в школе. Оценивать свои действия и действия товарищей во время дежурств Воспитания уважения к труду старших, одноклассников.
19 29.01 Как мы трудимся: дома 1 Виды труда детей дома (начальные представления). Оценивать свои действия. Наведение порядка в дневнике, портфеле, в кабинете.
20 05.02 Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои и школьные
вещи). 1 Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей. Бережное отношение к школьному и личному имуществу. Воспитывать бережное отношение к каждой вещи.
Культура внешнего вида – 5ч.
21 12.02 Основные правила Мойдодыра 1 Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия. Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации. Оценивать внешний вид человека.

Подготовка и проведение праздника «В гостях у Мойдодыра»
22 26.02 Как я выгляжу 1 Понятия «внешний вид» и «внутренний мир» человека Показать, что внешний вид зависит от отношения человека к себе и его характера. Внешний вид человека формирует отношение к нему окружающих. Воспитывать желание всегда быть аккуратным.
23 05.03 Каждой вещи своё место 1 Полезность вещей, их значение в жизни человека Правила применения различных вещей Просмотр отрывков видеофильмов и их обсуждение. Развивающие игры.
Конкурс поделок нужных вещей
24 12.03 Правила ухода за одеждой 1 Полезные советы, как сохранить свою одежду Применение правил в жизни. Как гладить рубашку, футболку. Воспитывать желание всегда быть аккуратным, ухоженным.
25 19.03 Язык красок 1 Знакомство со значением цвета одежды, который расскажет о внутреннем мире человека Аппликация. Изготовление одежды. Воспитывать желание всегда быть аккуратным, ухоженным.
Внешкольный этикет – 8 ч.
26 09.04 Основные понятия Этикета. 1 Понятия «этика», «добро», «зло», «плохо», «хорошо» Деловая игра и её правила. Познакомить и изучить правила этикета в школе.
27. 16.04 Правила поведения на улице. 1 Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице) Деловая игра и её правила. Практическое занятие. Формулирование правил поведения на улице, в транспорте. Выход на улицу.
28. 23.04 Правила поведения в транспорте. 1 Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким и пожилым; за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться. Использовать доброжелательный тон в общении;
Экскурсия в магазин. Общение с продавцами и покупателями.
29 30.04 Правила поведения в общественных местах. 1 Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека.
Правила для говорящего. Использовать доброжелательный тон в общении;
Правила поведения на концерте, в музее, театре и кино.
30. 07.05 Правила поведения в общественных местах 1 Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т. д.): не мешать другим людям; соблюдать очередь; чётко и громко высказывать обращение, просьбу. Правила для слушающего. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах Основные правила вежливости в общении.
31. 14.05 Праздничный этикет 1 Понятие «праздник». Праздник в школе и дома. Ролевая игра «Правила этикета на празднике». Основные правила вежливости в общении.
32 21.05 «Спасибо» и «пожалуйста». 1 Правила вежливости в общении с ближайшим окружением. Здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д. Экскурсия в магазин. Общение с продавцами и покупателями. Основные правила вежливости в общении
33 резерв Обобщение изученного за год. 1 Повторение изученных правил поведения. Занятие-путешествие в страну «Вежливость». Усовершенствование знания правил этикета и применение их на практике.

Всего 33 часа

Тематическое планирование для 2-го класса

п/п Дата проведения Тема занятия Кол.
часов Содержание деятельности Воспитательная работа
По плану Факт Теоретическая часть занятия Практическая часть занятия
Введение – 1ч.
1 Этика – наука о морали. Дискуссия). 1 Дать понятие о морали, этике, этикете. Понятия «я», «мы», «они». Общее и отличительное в этих понятиях. Сюжетно-ролевая игра «Я и другие люди» Формирование человека и окружающая среда
Школьный этикет – 9ч.
2
Как я выгляжу. (Наблюдения). 1 Нравственные понятия «я», «внешний вид». Почему люди по внешнему виду отличаются друг от друга. Личная гигиена. Обратить внимание детей на важность опрятного внешнего вида человека. Каждый человек индивидуален и неповторим Способствовать воспитанию аккуратности, опрятности, бережливости – уважения человека к себе.
3 Школьный этикет. (Круглый стол). 1 Понятия «одноклассник», «друг», «товарищ». Особенности их использования в общении между людьми. Написать правила школьного этикета. Оценка поступков ребят при общении. Способствовать развитию желания употреблять правила школьного этикета в ежедневном общении.
4 Зачем быть вежливым. (Дискуссия). 1 Содержание понятий «вежливость», « этикет». Зачем нужны людям правила вежливости и этикета. Как человек формирует «личный» этикет Обыгрывание жизненных ситуаций. Основные правила вежливости в общении, в чём она должна проявляться. Вежливые и волшебные слова. Зачем они нужны. Желание проявлять вежливое отношение к окружающим.
5-6
Сказка о вежливости. (Обыгрывание жизненных ситуаций.) 2 Красота героев сказок – их поступки во имя добра и красоты. Обыгрывание жизненных ситуаций. Показать, что жизнь в сказках отражается по-особому. Желание проявлять вежливое отношение к окружающим.
7-8
«Что мы умеем: делаем новогодние игрушки». (Выставка). 2 Показать, что работа должна быть в радость и удовольствие. Оформление выставки в кабинете Способствовать воспитанию уважения к людям труда, желание создавать красоту вокруг себя.
9-10
Добро и зло в сказках. (Конкурсная программа). 2 Дать понятия добра и зла, добрых и злых поступков. Показать, что добро всегда побеждает зло – это вековая мечта людей. Сочинение сказки (ложь, выдумка, фантазия в сказках, преувеличение, преуменьшение) Показать, что добрые отношения люди создают в жизни сами.
Правила общения - 5 ч.
11
Твои поступки и твои родители. (Наблюдения). 1 Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Почему надо уважать старшее поколение? Создать этикетку – положительный пример, ситуацию, отношения к родителям Способствовать воспитанию моральной ответственности к людям старшего поколения.
12 Обязанности ученика в школе и дома. (Дискуссия). 1 Обязанности ученика в школе и дома. Дежурство по классу, обязанности дежурного Значение труда в жизни людей.
13-14 «Правила поведения, отраженные в народных сказках». (Проектная деятельность). 2 Чтение и обсуждение РНС «Лиса и Журавль». Коллективный проект. Желание проявлять вежливое отношение к окружающим.
15 Чем богат человек. (Практикум) 1 Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), оценка ситуации.
Усовершенствование знания правил этикета и применение их на практике.
О трудолюбии - 5ч.
16-17 «История религиозного праздника» (по выбору). Презентация. 2 Понятия «праздник». Какие бывают праздники. Церковные праздники и традиции их проведения. Рождество. Обычаи. Традиции. Правила поведения в храме. Создать праздничное настроение, ощущение праздника.
18- 19 Ты и твое здоровье (Круглый стол) 2 Понятия «здоровье», «здоровый образ жизни». Составление режима дня школьника. Комплекс упражнений утренней зарядки. Развитие желания ухаживать за телом, посещение спортивных кружков и секций.
20 Праздничный этикет. 1 Дать понятия «праздник», особенности праздников в школе, в коллективе класса, в стране. Обсудить правила поведения на празднике. Показать, что умение владеть настроением – это выражение уважения к людям.
Культура внешнего вида – 7ч.
21-22 Наш класс. ( Стенгазета) 2 Устное сочинение «Наш класс», «Мой друзья». Оформление стенгазеты, дневника наблюдений за погодой. Желание содержать в чистоте классную комнату, дежурство по классу.
23 Моя мама – самая лучшая. ( Стенгазета) 1 Устное сочинение «Моя мама». Чтение и обсуждения произведение о маме. Портрет мамы. Способствовать воспитанию уважительного ласкового отношения к маме.
24-25 День рождения. (Стенгазета) 2 Обсуждения разделов газеты. Работа в группах. Оформления газеты. Основные правила этикета в кафе. Что с чем едят.
26-27 Учимся общаться. (Практикум) 2 Понятия «общение», «уважение», «вежливость», «тактичность». Правила общения по телефону. Правила общения при обмене мнениями. Обмен мнениями на спортивных занятиях и экскурсиях. Усовершенствование знания правил этикета и применение их на практике.
Внешкольный этикет – 7ч.
28-29 «Моя семья: традиции и праздники». Круглый стол. 2 Понятия «традиции», «праздники». Семейные праздники. Игра «дарю подарок», сюжетно-ролевая игра «Ты пришёл на праздник». Усовершенствование знания правил этикета и применение их на практике.
30 «Герои ВОВ – жители нашего города». Оформление альбома. 1 Понятие «герой», «Родина», «патриотизм», любовь к Родине, подвиг во имя Родины, «малая Родина». Родина и твой дом. Оформление альбома. Сообщение о родственниках учащихся, участниках ВОВ. Способствовать воспитанию любви к родному краю, к родине, к окружающим.
31 «Угощаем национальными блюдами» (коллективная работа школьников
и родителей). (Ярмарка) 1 Понятия «национальные блюда», их особенности. Блюда русской кухни. Подготовка к школьной ярмарке, традиции ярмарки: скоморохи, зазывала, коробейники… Способствовать воспитанию любви к родному краю, к родине.
32 Сказка в нашей жизни. (Наблюдения) 1 Зачем людям нужны сказки. Отношение героев сказок к природе, к людям. Сочиним сказку. Волшебство, чудо, правда в сказках Желание читать и рассказывать сказки
33-34 «Мы любим свой город». (Презентация) 2 Ознакомление с памятными местами родного города (виртуальная экскурсия) Заочное путешествие по родному городу. Моя улица, дом… Любовь к родному краю.
Всего 34 часа

Тематическое планирование для 3-го класса

п/п Дата проведения Тема занятия Кол.
часов Содержание деятельности Воспитательная работа
По плану Факт Теоретическая часть занятия Практическая часть занятия
Введение – 1ч.
1

Азбука этики. Основные понятия этики. 1 Понятия «этика», «добро», «зло», «плохо», «хорошо». Изучить правила этикета в школе. Деловая игра и её правила. Усовершенствование знания правил этикета и применение их на практике.
Школьный этикет – 9ч.
2
Взаимопомощь: учёба и труд. 1 Значение слов «взаимопомощь, «учёба». Учёба – труд учащихся. Правила поведения на уроке, на перемене. Усовершенствование знания правил этикета и применение их на практике.
3 Школьное имущество надо беречь. 1 Значение слов «школьное имущество». Бережное отношение к школьному имуществу. Уход за цветами. Бережное отношение к школьному имуществу- обязанности учащихся.
4-5 Я – личность. Мои роли. 2 Понятия «личность», «индивидуальность». Назначение человека в жизни. Мои роли. Деловая игра. Какие роли мы выполняем в школе и дома. Помочь детям посмотреть на себя со стороны и оценить поведение в своих ролях.
6
Устав - основной закон школы. 1 Понятия «закон», «Устав», «Устав школы», «права», «обязанности». Права и обязанности ученика. Зачем они нужны. Способствовать закреплению понятия 2право, «Обязанности учащихся в школе»
7-8
Библиотека – хранительница знаний 2 Книга- твой вечный друг.. Понятия «библиотека», «каталог», «хранительница знания» Составление правила бережного отношения к книге (просьба книги). Экскурсия в библиотеку. Закрепить навыки работы с книгой.
9-10
«История религиозного праздника» (по выбору). Презентация. 2 Религиозный праздник «Пасха». Традиции, обычаи. Рисунки на тему «Светлый праздник Пасхи» Любовь к традициям русского народа, родному краю.
Правила общения - 7ч.
11 Школьное имущество надо беречь 1 Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
Значение труда в жизни людей. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.

12-13 Слово лечит, слово ранит.
2 Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими. Чтение и обсуждение произведений В. Осеевой Воспитание желания употреблять в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
14-15 Я и мои друзья (справедливость, коллективизм).
2 Понятия «друг», «товарищ», «приятель», «знакомый». Роль дружбы в жизни человека. Дружба в классе. Умеем ли мы дружить. Обсудить понятие «настоящий друг». Чтение произведений о дружбе. Пути выхода из конфликтных ситуаций. Взаимопомощь, дружбу, товарищество. Преодоление ссор, драк, признание своей вины.
16 Верность слову 1 Понятия «слово», «верность слову», «честь». Верность слову как черта характера. Чтение и обсуждение рассказа «Честное слово». Показать, что верность своему слову – одно из достоинств человека. Доказать, что от верности данного слова зависит отношение окружающих людей.
О трудолюбии – 5ч.
17 Труд кормит, а лень портит.
1 Прилежание и старательность в учении и труде. Значение пословицы. Значение слов «труд», «лень». Подбор пословиц о труде, о лени. Способствовать развитию уважения к труду, людям труда.
18 - 19 Как организовать свой труд.
2

Мои обязанности в школе и дома. Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности). проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его;
оценивать свои действия во время уроков, дежурств. Значение труда в жизни человека. Профессии родителей, бабушек и дедушек.
20-21 О трудолюбии. (дискуссия) 2 Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности). Конкурс рисунков. Устное сочинение. «Когда я вырасту…» Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.

.
Культура внешнего вида - 7ч.
22-23 Уход за своими вещами.
2 Уход за личными вещами. Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьныевещи).
Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации. Способствовать воспитанию аккуратности, бережного отношения к одежде.
24 Одежда будничная и праздничная.
1 Понятие «одежда», «одежда будничная и праздничная».
Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего чувства. Одежда для мальчиков и девочек. Способствовать воспитанию аккуратности, бережного отношения к одежде.
25-26 Учимся общаться. Культура внешнего вида. 2 Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
Деловая игра «Учимся культуре поведения». Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации
27-28 Мода и школьная одежда 2 Дать понятия «мода», «одежда», «форма», как рождается мода. Мода и этикет. Модная одежда и отношение ребят в классе. Оценивать внешний вид человека. Одежда должна быть удобной, опрятной, идти к лицу и фигуре.
Внешкольный этикет – 5ч.
29 Этика в общественных места.
1 Понятия «вежливость», «тактичность», «деликатность». Как я слушаю музыку. Правила поведения в музее, театре, на концерте. Деловая игра «Ты в музее и в театре». Изучить основные правила поведения в общественных местах. Способствовать усовершенствованию основных правил этикета
30 Поведение в гостях.
1 Правила поведения в гостях. Сюжетно-ролевая игра.
31 Я пишу письмо.
1 Правила написания письма. Написание письма (адресат, адресант).
32 Поведение на природе.
1 Правила поведения на природе. Отношение к животным и растениям. Показать, что мы должны бережно относиться к природе, её обитателям, бороться за охрану природы и окружающей среды. Общаясь с природой, охранять её здоровье.
33-34 Мой день рождения. 1 Приглашение. Выбор подарка. Правила поведения на празднике. Оформление приглашения.
Всего 34 часа

Категория: Планирования | Добавил: alla_goncharova1967
Просмотров: 1179 | Загрузок: 92 | Рейтинг: 0.0/0
Внимание!
Если Вы опубликовали более трех разработок на портале, то
здесь Вы можете подать заявку на получение
Свидетельства о публикации!

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Меню сайта:




Анализ сайта онлайн Рейтинг@Mail.ru