Главная » Файлы » Начальные классы » Музыка |
Разработка урока музыки «ЧТО СТАЛО БЫ С ЛИТЕРАТУРОЙ, ЕСЛИ БЫ НЕ БЫЛО МУЗЫКИ»
21.07.2009, 13:53 | |
«ЧТО СТАЛО БЫ С ЛИТЕРАТУРОЙ, ЕСЛИ БЫ НЕ БЫЛО МУЗЫКИ» Цель: Показать, что музыка звучит не только в сказках, рассказах, повестях, стихах, но и в баснях; дать понятие «квартет». Ход урока: На уроках первой четверти мы говорили, как много бы потеряла музыка, если бы не было литературы. В этой четверти начали разговор о том, важна ли музыка в литературе. Давай те вспомним тему четверти: «Что стало бы с литературой, если бы не было музыка». Начнется наш урок необычно. Я сегодня пригласила к нам ребят – участников школьного хора. Это, конечно, не весь хор, а лишь небольшая её часть – вокальная группа. В исполнении этих ребят прозвучит песня композитора Г. А Струве и ленинградской школьницы Иры Исаковой «Музыка». - Вы послушайте и подумайте: о чём рассказывается в этой песне? (слушание – Г.А. Струве, «Музыка») -Понравилась вам эта песня? -О чём рассказывается в это песне? -Откуда музыка берёт своё начало? …Птичьи трели – это музыка, И капели – это музыка, Шум ветра, журчанье ручейка – это тоже музыка. Музыка является главным героем данной песни, которую написали Г. А. Струве и ленинградская школьница – автор текса Ира Исакова. Музыка обогащает литературу, не только превращая стихи в песню, писателями и поэтами написано много разных литературных произведений, в которых рассказывается о музыке, а в некоторых музыка становится главным действующим лицом. А. С Пушкин начинает свою поэму «Руслан и Людмила» следующими словами: Вот так подчеркнул А. С. Пушкин близость песни (музыки) и сказки (литературы), их нерасторжимую связь. Давайте вспомним, какие литературные жанры мы знаем и нам предстоит ещё узнать, где музыка - главное действующее лицо. 1 – стих, 2 – сказка, 3 –рассказ,4 - повесть, 5 –роман, 6 –миф,7 - легенда, 8 –басня. Музыка звучит не только в стихах, сказках, рассказах, повестях, но и в баснях. - Вспомните басни великого русского баснописца И. А. Крылова, где звучит музыка. ( «Осёл и соловей», «Скворец», «Кукушка и петух», «Квартет»…) - Сейчас Фёдоров Саша прочитает нам басню «Квартет», а вы подумайте: что означает это слово – квартет. - Какие инструменты входят в квартет? (Слушание басни «Квартет».) -Сколько горе – музыкантов участвовало в «Квартете» Крылова? (4 исполнителя: проказница мартышка, осёл, козёл, да косолапый мишка). -На каких инструментах исполняли герои Крылова? (4 струнных инструмента) 4 трубы – квартет Арфа, флейта, кларнет и скрипка – тоже квартет. Но такие квартеты встречаются не так уж часто. Зато часто и в прежние времена, в наши дни композиторы сочиняют струнные квартеты, в исполнении которых участвуют 2 скрипки, альт и виолончель. В квартете Крылова – 2 скрипки, альт и виолончель. Только Крылов назвал виолончель «басом», потому что виолончель – самый низкий басовый инструмент в квартете. -Почему же у этих горе – музыкантов ничего не получилось? Ведь у них были самые настоящие инструменты и ноты? (Звучат ответы детей) «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье, и уши ваших понежней..» - Что означают эти слова? Чтобы красиво играть на инструменте, прежде нужно долго учиться этому, а так же для этого необходим слух, талант. И. Крылов был хорошим музыкантом. Больше всего он любил играть в квартете. Современники вспоминают, что он брал на себя партию альта. И хотя этот инструмент нельзя назвать главным, ведущим в этом составе часто оказывался Иван Андреевич. К его чутким и верным замечаниям нельзя было не прислушаться, его тонкому музыкальному слуху нельзя было не верить. Таким же замечательным музыкантом был и А. П. Бородин (1833 -1887г.), хотя музыка не была его основной профессией. Выдающийся русский композитор А. П. Бородин прославил и русскую музыку, и русскую науку. Он был также талантливым учёным – химиком. Химия и музыка нераздельно господствовали в его душе. Неутомимый труженик, он не знал чётко отмеренного времени для работы или отдыха. Его можно было встретить в лаборатории как утром, так и глубокой ночью. Но музыка не покидала учёного – она звучала в его душе даже во время лекций. И тогда на доске вместе с формулами, он рисовал нотные линейки с записями новых мелодий. Склонившись над научной работой, он обязательно что-нибудь напевал. А иногда, покинув лабораторию, химик превращался в музыканта, и неслись по коридору стройные и чудесные звуки музыки. - Послушайте фрагмент 3 части квартета №2 А. П. Бородина - Похоже ли это произведение на игру горе – музыкантов? - Сколько инструментов примут участие в этом произведении? - О чём вам расскажет музыка квартета? (слушание) Это произведение совсем не похоже на исполнение горе – музыкантов из басни Крылова. Здесь прозвучали те же самые инструменты, что и в басне Крылова – 2 скрипки, альт и виолончель. Это произведение камерное. Мы прослушали фрагмент 3 части квартета – ноктюрн. - О чём рассказывает музыка этой части, что вы представили? Какая это музыка по характеру? Музыка красивая, нежная, мелодичная, выразительная – создаёт образы ночи. Медленно плывёт мелодия, полная какой – то особой ночной красоты. Она так прекрасна, что мы забываем обо всём. В этой мелодии и тихая задумчивость, и страстность, и ночная глубина, и волнующий ночной покой. - Почему же музыканты из басни Крылова, имея те же самые инструменты, не смогли исполнить также красиво и выразительно? А ведь на этих же инструментах, если они находятся в руках настоящих музыкантов, самая разнообразная музыка – медленная и быстрая, нежная и мужественная, печальная и радостная – звучит красиво, выразительно, увлекательно. А сейчас мы послушаем: как звучит живая скрипка в руках девочки, которая пришла к нам в гости. Зовут её Маша Кузьмина, Она ходит в музыкальную школу, учится игре на скрипке четвёртый год. Как прекрасно звучат музыкальные инструменты в руках настоящих музыкантов Тысячи лет существует музыка на земле и тысячи лет люди снова и снова пытаются ответить на этот вопрос: - Почему музыка волнует и трогает? - Почему к ней, как к солнечному свету, тянутся не только люди, но и животные, и даже растения. Послушайте стихотворение и скажите о чём оно, что почувствовали и услышали вы? «Музыка» Без музыки не проживу и дня! Она во мне, она вокруг меня И в пенье птиц, и в шуме городов, В молчанье трав, и в радуге цветов И в зареве рассвета над землей… Она везде и вечно спутник мой. Ей все подвластно: радость и тоска, В ней – просто миг и долгие века. И воскресить умеет и убить Заставит полюбить и разлюбить Но разве может жить она без нас Хотя бы день, полдня? Хотя бы час! Без наших дум и радостей земных Без мелочей смешных и не смешных? Мы ей за все «спасибо» говорим И, веря в торжество ее, - творим! Музыка берет своё начало из окружающей нас жизни: шелест листьев, шум дождя, раскаты грома, вой ветра, пенье птиц, журчанье ручейка – всё это музыка. И вновь музыка является основой сюжета этого стихотворения. Мы убедились, что существуют и много песен, где музыка является главным действующим лицом. Сегодня мы познакомимся с песней, которая называется «Всюду музыка живёт», авторами этой песни являются композитор Яков Дубравин и поэт Владимир Суслов. (Разучивание песни) Обобщение урока: Музыка и литература тесно взаимосвязаны между собой. Музыка обогащает литературу, превращая стихи в песню. Примером сегодняшнего урока являются песни «Музыка» в исполнении вокально–хоровой группы и новая песня урока «Всюду музыка живёт». Музыка становится основой сюжета многих литературных произведений, например басня «Квартет». Смогли бы появиться эти произведения, если главным действующим лицом не была музыка? Конечно, нет. | |
Просмотров: 3989 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2 |
Внимание! Если Вы опубликовали более трех разработок на портале, то здесь Вы можете подать заявку на получение Свидетельства о публикации! |
Всего комментариев: 0 | |