Главная » Файлы » Начальные классы » Психология |
ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕТЕЙ
· Скачать http://depositf | 02.10.2012, 10:50 |
ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕТЕЙ Содержание Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1……………………………………………………………………………..4 Мотивы выбора профессии школьниками………………………………………5 Детерминанты профессионального самоопределения школьников…………...6 Профориентационная работа с родителями……………………………………10 Глава 2. Исследование влияния родителей на профессиональное самоопределение студентов – психологов……………………………………..12 Заключение……………………………………………………………………….14 Литература……………………………………………………………………….15 Введение Подготовка подрастающего поколения к труду в сфере материального производства, к осознанному, обоснованному выбору профессии представляет собой задачу экономической, социальной и нравственной значимости. Процесс социально-профессионального становления личности начинается в семье и проходит через все этапы жизнедеятельности человека. Поэтому для профессионального самоопределения так важно семейное трудовое воспитание [2]. Родители оказывают огромное влияние на профессиональный выбор детей. К сожалению, это влияние не всегда имеет положительный характер. Родители должны помочь детям лучше разобраться в своих склонностях и возможностях и определить их жизненный трудовой путь. Для достижения максимально положительного эффекта, с родителями нужно проводить профориентационную работу, в ходе которой они будут повышать свой уровень знаний по психолого-педагогическим вопросам профессионального самоопределения молодежи, и учиться видеть наклонности и способности своих детей. Профессия – это необходимая для общества, ограниченная вследствие разделения труда, отрасль приложения физических и духовных сил человека, его знаний, умений, умственных способностей, дающая ему возможность существования и развития. Основными направлениями профориентационной работы являются: Профессиональное информирование – сообщение сведений о существующих профессиях, требованиях, которые они предъявляют, а также предоставление информации о путях и условиях профессиональной подготовки. Профессиональная диагностика – система процедур и методов, направленная на выявление уровня развития и сформированности тех качеств, которые желательны и важны для определенных видов профессиональной деятельности. Глава 1 Школа, семья, общественность формируют подростка как будущего активного члена общества. Решение актуальных задач подготовки подрастающего поколения к трудовой деятельности во многом зависит от семейного воспитания [5]. Личность ребенка формируется под влиянием общественных отношений, в которых непосредственно протекают его жизнь и деятельность. На уровень трудовой подготовки детей значительное влияние оказывают условия семейного воспитания. Проблеме трудового воспитания детей в семье большое внимание уделял советский педагог А.С. Макаренко. В статье «Воспитание в труде» он подробно анализирует смысл и значение трудового воспитания в семье. По его мнению, труд должен носить не принудительный, а творческий характер и к такому труду семья должна готовить своих детей. Творческий же труд возможен лишь тогда, когда человек относится к работе с любовью, когда он видит в ней радость, понимает пользу и необходимость своего труда, когда труд становится для него основой проявления личности и таланта. Макаренко А.С. полагал, что в трудовом обучении школьник получает не только рабочую подготовку, но при этом формирует и свои нравственные качества, отношение к другим людям, и главной пользой труда является психическое, духовное развитие человека. Профессиональное самоопределение – один из важнейших этапов становления личности. Выбор профессии – решение, имеющее исключительное значение для жизненной судьбы человека, во многом определяющее реализацию его права на счастье, на удовлетворенность жизнью. Правда, такое решение, если оно носит окончательный характер, представляет собой лишь заключительное звено в процессе профессионального самоопределения личности. Последнее же длится семь – восемь лет. Начальным его этапом является профессиональная ориентация как составная часть общего жизненного плана молодого человека. Такая ориентация конкретизируется затем в профессиональном намерении как предварительном выборе будущей профессии. И только потом совершается сам профессиональный выбор как таковой. Профессиональное самоопределение должно быть органическим компонентом процесса общего жизненного самоопределения развивающейся личности: становления и формирования ее нравственных убеждений, ценностных ориентаций, общей жизненной направленности. В процессе профессионального самоопределения выделяются три этапа: 1. период фантазии (4-10 лет) 2. период проб (10-15 лет) 3. период реалистического выбора (15-20 лет). Реалистический выбор – это выбор не случайный, а более или менее обдуманный, учитывающий реальные жизненные обстоятельства. Однако не всегда реалистический выбор оказывается достаточно точным, правильным, обеспечивающим успешную профессиональную карьеру. Таковым следует считать жизненный путь, который, во-первых, реализует общую жизненную направленность оптанта (человека, который выбирает профессию), во-вторых, соответствует его профессиональным склонностям и способностям, и, в-третьих, благодаря осуществлению первых двух условий, приносит ему глубокое внутреннее удовлетворение. Мотивы выбора профессии школьниками В зависимости от характера доминирующих мотивов выделяются три уровня реалистического выбора профессии: 1) экономический; 3) социальный; 2) духовный. «Экономический» человек – просто трудоустраивается, то есть готов на любую работу, лишь бы иметь материальное вознаграждение. Человек «социальный» выбирает профессию, а человек «духовный» ищет смысл жизни. Такое деление является условным, ибо вся деятельность человека «социальна» [3]. Уровень экономического выбора. Для него характерным является стремление молодого человека к высокому заработку при выраженном игнорировании всех других характеристик профессии. Существует ряд профессий со сравнительно тяжелыми условиями труда, которые компенсируются повышенной оплатой. Уровень социального выбора. Сюда относится преобладающая направленность на получение одной из престижных профессий. Таковыми являются профессии, требующие высшего образования. Крайним проявлением данного уровня является стремление абитуриента поступить в любой вуз – безотносительно не только к своим учебным достижениям, но и к имеющимся профессиональным склонностям и способностям. Более чем у половины выпускников к моменту завершения учебы в школе окончательный выбор профессии еще не сложился. При этом социальное самоопределение уже произошло, то есть у них доминирует ориентация на достижение определенного социального статуса. А последнее не требует ни детального знакомства с различными профессиями, ни осознания и самооценки. Уровень духовного выбора. Этот уровень соответствует интересам всестороннего развития личности, а также оптимальному удовлетворению потребностей общества. Ведущим его мотивом является стремление принести наибольшую пользу обществу, что предполагает ориентацию на запросы общества, с одной стороны, и на наиболее развитые компоненты своих способностей, с другой. Кроме того, удовлетворяются потребности в самореализации. Оптант, как правило, исходит из убеждения, что его способности позволят ему быть эффективным работником в данной области профессиональной деятельности. Для этого уровня не характерна жертвенность, принесение личных интересов в жертву общественному долгу. Здесь можно говорить об их органическом слиянии, о доминирующей потребности личности служить общественному благу. Детерминанты профессионального самоопределения школьников Мотивы выбора профессии формируются под воздействием множественных факторов. К ним можно отнести рекомендации родителей, советы других взрослых, пример сверстников, или впечатления, возникающие после просмотра фильмов и телепередач, чтения художественной литературы, а также влияние профориентационной работы, проводимой образовательными учреждениями [3]. Выбор молодежью будущей профессии в значительной степени зависит от позиции родителей. Их жизненный и трудовой опыт, авторитет, уровень материального обеспечения семьи оказывают большое влияние на профессиональное самоопределение школьников. В большинстве случаев родители оказывают положительное влияние на своих детей, желая им трудовых успехов. Хорошее отношение к своей работе со стороны родителей, их удовлетворенность своей профессией часто являются достаточным моральным стимулом для того, чтобы ребенок заинтересовался содержанием их труда и в дальнейшем выбрал одну из «семейных» профессий. Чистяков Н.Н. и сотрудники установили наличие зависимости между профессией родителей и удовлетворенностью их детей своей профессией [7]. Таким образом, для формирования устойчивого выбора профессии очень важно, чтобы дети продолжали семейные традиции, но при этом необходимо помнить, что влияние будет положительным только в том случае, если родители будут прививать детям любовь к своей профессии, если этот выбор будет обдуманным, а не просто выполнением родительской воли. Однако родители не всегда поощряют интересы и склонности своих детей к определенным видам трудовой деятельности, не всегда знают и правильно оценивают их способности, не всегда стремления детей совпадают с намерениями родителей. Разные авторы придают различное значение влиянию родителей на профессиональное самоопределение детей. Например, Атутов П.Р. и Климов Е.А. приводят следующие данные: 29 % выпускников средней школы в вопросе о выборе профессии следуют совету родителей [1]. По другим источникам, 84,4 % юношей и девушек отмечают, что основным авторитетом в выборе профессии для них было мнение родителей. Из-за неоднородности влияния данного фактора на профессиональное самоопределение, всех родителей условно можно разделить на три группы [3]. Первую группу составляют родители, занимающие позицию невмешательства. Ее обусловливают различные факторы, в том числе: 1. опасение дать неквалифицированный совет (дети лучше знают, что им нужно); 2. убеждение, что профориентация – дело сугубо школьное; 3. простое равнодушие к профессиональной судьбе ребенка. Ко второй группе относятся весьма активные и притом авторитарно настроенные родители, считающие, что выбор профессии для детей является исключительно их прерогативой. Школа, по их мнению, печется только об общегосударственных интересах, сами же дети в силу своей неопытности, незрелости просто не в состоянии еще решать столь сложный и ответственный вопрос. В большинстве позиция родителей данной группы базируется на убеждении, что профессиональная судьба их ребенка не может быть счастливой вне высшего образования, какие бы профессиональные склонности они не проявили. Если эти склонности связаны с одной из рабочих профессий, то родители всячески стремятся их дискредитировать, самым решительным образом против профессиональных намерений своих детей, считая такие намерения наивными и глупыми. К третьей группе принадлежат родители, которые занимают наиболее правильную позицию в данном вопросе. Они принимают активное участие в его решении, но при этом не проявляют авторитарности: прежде чем высказать собственное мнение, внимательно выслушивают соображения ребенка, стараются оценить их способности и наклонности, разобраться в их стремлениях, влечениях и мотивах. В то же время, исходя из собственного жизненного опыта, они характеризуют отдельные хорошо известные им профессии, помогают детям подобрать необходимую профессиографическую литературу и т.д. Отношения родителей и детей в вопросе выбора профессии здесь основаны на взаимном доверии и уважении, они носят характер своеобразного сотрудничества. В каком же направлении идет в целом влияние родительской семьи на профессиональное самоопределение подростков и юношей? Это во многом зависит от социального положения родителей и их образовательного уровня. Основные недостатки семейного трудового воспитания объясняются прежде всего отсутствием систематического руководства этим процессом со стороны общеобразовательной школы. Оно должно заключаться в организации системы педагогического воздействия на родителей с целью воспитания у их детей трудолюбия и уважения к труду. Что же касается влияния на профессиональное самоопределение школьника его приятелей и друзей, то здесь определенный интерес представляют выводы, сформулированные американским ученым Ури Бронфенбреннером: «Ориентация на сверстников у подростков объясняется, - отмечает он, - скорее отсутствием внимания и заботы в родительском доме, нежели привлекательностью группы сверстников». Подчеркивание самостоятельности и свободного характера профессионального выбора, осуществляемого школьниками, вовсе не означает, что в решении столь важного жизненного вопроса они должны быть представлены сами себе. Но последнее слово остается за оптантом и никто не вправе навязывать ему тот или иной выбор. Вместе с тем школа, и другие государственные организации не только имеют право, но и обязаны, используя имеющиеся у них в распоряжении информационные и воспитательные средства, формировать у молодежи духовные мотивы профессионального самоопределения, обеспечивать ее необходимой информацией, квалифицированными советами, в общем – осуществлять ее профессиональную ориентацию. Все это вызывает необходимость организации целенаправленной и систематической работы с родителями по подготовке учащихся к сознательному выбору профессии. К сожалению, уровень работы школ с родителями не всегда отвечает тем требованиям, которые предъявляют к ней задачи совершенствования обучения и воспитания учащейся молодежи. Следует отметить недостаток внимания со стороны семьи к трудовому воспитанию и профессиональной ориентации детей, недостаточную разработанность организационных форм и методов работы с родителями, отсутствие разнообразия в выборе приемов воспитания, слабое распространение индивидуальных способов педагогического воздействия. Чаще всего, в ряде случаев влияние школы на семью ограничивается узкими рамками заботы об успеваемости ученика или о его поведении в классе. Распространенной ошибкой во взаимоотношениях школы и семьи являются также жалобы учителей на учащихся и обращение за «помощью», которые вызывают у родителей лишь отрицательную реакцию и нежелательные последствия в виде наказания ребенка. Все это не способствует установлению правильных взаимоотношений между школой и семьей, не ведет к взаимопониманию. С другой стороны, такие взаимоотношения не вызывают у родителей желания посоветоваться о будущем ребенка, оказать ему помощь в правильном выборе профессии [6]. Профориентационная работа с родителями Основные направления работы школы с родителями [5]: психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам профессиональной ориентации молодежи – родительские собрания, лекции, лектории, беседы, конференции; активное привлечение родителей к организации и проведению в школе мероприятий по профориентации учащихся (бесед, встреч с передовиками производства, профинформационных экскурсий); индивидуальные консультации родителей по профессиональной ориентации школьников. Также основными направлениями совместной работы школы с родителями учащихся являются: расширение круга знаний по психолого-педагогическим вопросам профессионального самоопределения молодежи; ознакомление с задачами и особенностями подготовки рабочих кадров в системе профессионально-технического образования; изучение положительного опыта семейного воспитания и пропаганда трудовых традиций рабочих династий; привлечение родителей к активному участию в профориентационной работе с молодежью [6]. Важнейшим направлением совместной работы школы с родителями является повышение их психолого-педагогической подготовки по вопросам профессионального самоопределения молодежи. Эта работа должна преследовать цель не только дать родителям соответствующие знания, но и научить практически применять их в воспитательной работе с молодежью. Наиболее эффективными формами и методами являются циклы лекций по вопросам профессионального самоопределения молодежи, тематические вечера, посвященные отдельным профессиям, встречи с представителями различных профессий и т.д. Одной из задач педагогического просвещения родителей является научить их правильному изучению личности своих детей, познанию положительных качеств ребенка, его успехов, достоинств и достижений; научить определять ведущее направление развития его интересов, склонностей и способностей. Одной из самых распространенных форм профориентационной работы с родителями является беседа. По содержанию все беседы этой тематики можно разделить на три цикла [5]. Первый цикл включает общие вопросы профориентации, второй – проблемы, связанные с изучением личности ребенка, третий – вопросы по трудоустройству и профессиональной адаптации молодого рабочего. В процессе индивидуальных бесед с родителями происходит взаимообмен необходимой информацией об интересах, наклонностях и профессиональных намерениях детей. При этом учитель (психолог) сообщает родителям те сведения, которые получены на основе анкетирования учащихся, анализа их сочинений на соответствующие темы и т.д. Глава 2. Исследование влияния родителей на профессиональное самоопределение студентов – психологов. В рамках темы данной работы было проведено исследование, целью которого являлось выявление степени влияния родителей на профессиональный выбор студентов – психологов. Выборка: 44 девушки в возрасте 19-22 лет (3, 4 курс факультета психологии). Используемый метод: семантический дифференциал [4]. Варианты ответов: -3 – абсолютно не повлияли / абсолютно не мой; -2 – не повлияли / не мой; -1 – практически не повлияли / практически не мой; 0 – затрудняюсь ответить, и да, и нет; 1 – повлияли в малой степени / практически мой; 2 – повлияли / мой; 3 – повлияли очень сильно / только мой. Таблица №1. Бланк СД Название профессии Насколько на Ваш выбор профессии повлияли родители? -3…..-2…..-1…..0…..1…..2…..3 Насколько этот выбор только Ваш? -3…..-2…..-1…..0…..1…..2…..3 Насколько родители повлияли на Ваш выбор высшего образования (поступления в ВУЗ, а не в колледж)? -3…..-2…..-1…..0…..1…..2…..3 Таблица №2. Количество выборов значений влияния. Номер вопроса Количество выборов того / иного значения сем дифференциала -3 -2 -1 0 1 2 3 1 9 15 2 4 6 6 2 2 1 0 1 0 6 22 14 3 3 7 3 3 6 8 14 Таблица №3. Количество выборов значений влияния в процентах. Номер вопроса Процентное соотношение выбранных значений (%) -3 -2 -1 0 1 2 3 1 20,5 34 4,5 9 13,6 13,6 4,5 2 2,3 0 2,3 0 13,6 50 32 3 7 16 7 7 13,6 18,2 32 Результаты исследования: 1. вопрос: max: (-2) – 34 %, min: (-1; 3) – 4,5 %; 2. вопрос: max: (2) – 50 %, min: (-2; 0) – 0%; 3. вопрос: max: (3) – 32 %, min: (-3; -1; 0) – 7 %; Анализируя результаты данного исследования, можно сделать следующие выводы: 1. в большей степени на выбор профессии студентов – психологов родители не повлияли; 2. большинство студентов – психологов считают выбор профессии своим, т.е. они сами сделали такой выбор (и 32 % - только своим); 3. на выбор высшего образования родители повлияли в наибольшей степени. Заключение Профессиональное самоопределение – один из важнейших этапов жизни, от которого в огромной степени зависит дальнейшая судьба человека. На выбор профессии оказывают влияние множество факторов, основным из которых является родительское мнение. Важность влияния родителей на профессиональное самоопределение молодежи признается всеми авторами, изучающими данную проблему, однако это влияние может носить разный характер, как положительный, так и отрицательный. Поэтому необходимо проводить с родителями профориентационные работы, которые позволят им помочь своим детям сделать правильный выбор профессии. Проведенное исследование показало, что профессию психолога студенты (школьники) чаще выбирают сами, что свидетельствует о незначительном влиянии родителей. Однако выбор высшего образования как такового в большинстве случаев зависит от позиции родителей. Это может свидетельствовать об ориентации родителей на уровень социального выбора. Для выяснения закономерностей влияния родителей на выбор профессионального образования в общем, необходимо провести исследование, в котором будут участвовать студенты разных специальностей, а также разного пола (для достижения репрезентативности выборки). Можно сделать вывод, что сейчас профориентационная работа со школьниками и их родителями нужна как никогда. Большой рост престижности разных факультетов, появление новых специальностей, говорит о потребности абитуриентов в информировании о профессиях и требованиях, которые они предъявляют. Профориентационная работа поможет молодому человеку сделать правильный осознанный выбор и найти профессию, где он сможет себя максимально реализовать. Литература 1. Атутов П.Р., Климов Е.А. Проблемы психологического обеспечения подготовки молодежи к труду и выбору профессии // Вопросы психологии. – 1984. – Т.1. 2. Вайсбург А.А. Организация профориентационной работы школы, ПТУ, предприятия. – М., 1986. 3. Гильбух Ю.З., Верещак Е.П. Психология трудового воспитания школьников. – Киев, 1987. 4. Елагина О.Б. Психологический практикум. 4 часть. – Челябинск, 2001. 5. Калугин Н.И. Профессиональная ориентация учащихся. – М., 1983. 6. Сахаров К.Ф., Сазонов А.Д. Профессиональная ориентация школьников. – М., 1982. 7. Чистяков Н.Н. Учителю труда о профессиональной ориентации учащихся. – М., 1982. | |
Просмотров: 3192 | Загрузок: 151 | Рейтинг: 0.0/0 |
Внимание! Если Вы опубликовали более трех разработок на портале, то здесь Вы можете подать заявку на получение Свидетельства о публикации! |
Всего комментариев: 0 | |