сценарий презентация powepoint урок школа учитель егэ гиа скачать ТЕМА УРОКА: «ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ПРИРОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ» - Технология - Начальные классы - Копилка сайта - К УРОКУ.RU

К УРОКУ.RU

Учителям, школьникам, студентам и родителям!
Главная » Файлы » Начальные классы » Технология

ТЕМА УРОКА: «ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ПРИРОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ»

14.06.2011, 19:38


ТЕМА УРОКА: «ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ПРИРОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ»

Изделие: настенное панно

Цели урока: - совершенствование приемов создания композиции на плоскости;
- формирование умения наклеивать засушенные растения на бумажную основу;
- развитие воображения и творческих способностей, точности и аккуратности в работе;
- воспитание любви к природе и бережного отношения к ней

Материалы, инструменты, оборудование:
У учителя: на доске - выставка картин (рисунки детей) с летними пейзажами; фрагмент картины художника И.Шишкина «Хвойный лес. Солнечный день»; картины с изображением лесных зверей и насекомых (шмель, бабочки, божья коровка, ласточки); солнышко; образец изделия (настенное панно).
Грамзапись П.И. Чайковского «Май. Звездная ночь», «Июнь. Баркарола», «Июль. Песня косаря», «Август. Песни урожая» из цикла «Времена года».
У учащихся: картонные коробки для изготовления панно, засушенные листья в плоских коробках, засушенные травинки и цветы, бумага для наклеивания засушенных листьев, клей ПВА, кисти для клея, бумажная макулатура для работы с клеем, акварель, кисточки для работы с красками, баночки с водой, салфетки.

Ход урока:
I. Организационный момент: проверка готовности детей к уроку.
Вступительное слово учителя.
- Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок трудового обучения. Сейчас, не покидая нашего класса, мы отправимся в заочное путешествие в летний лес, полный аромата, тепла и солнечного света. Красочность, многоцветье летней природы радуют глаз, создают хорошее настроение. Давайте представим по памяти картины летней природы и заочно побродим по лесному царству. На чем же мы с вами отправимся в путешествие? (Ответы детей).
Да, конечно, пешком, чтобы не мешать течению лесной жизни. По пути мы сделаем несколько остановок.

II. Сообщение темы урока, постановка учебных задач.
- Сегодня на уроке мы будем делать красивые панно из засушенных листьев и растений.
Опавшие листья, высушенные травинки и цветы могут получить вторую жизнь в наших руках. Созданные вами работы будут напоминать нам о прекрасном времени года.

III. Вводная беседа.
(Тихо звучит музыка П.И. Чайковского из цикла «Времена года»).
- Итак, вместе с нами рано утром встало Солнышко и пошло гулять по небу. Видит, что земля вокруг красивая, леса и поля зеленые, каждая травинка упругая, сочная, изумрудная. Но чего-то не хватает в этом зеленом мире. «Чем же мне еще людей и природу порадовать?» - подумало Солнышко. Взмахнуло золотым рукавом - брызнули на землю золотые солнечные пылинки. И все деревья, травы засветились, заиграли яркими красками, а в зеленой траве засияли маленькие желтые огоньки - одуванчики. Засмеялось от удовольствия Солнышко: «На меня похожи! Это же миллионы маленьких солнышек живут на земле».
Обронило солнышко улыбку
На краю ромашкового луга.
Обронило солнышко улыбку
На опушке белоснежной рощи.
Обронило солнышко улыбку...
И с тех пор глазастые ромашки
Солнце в лепестках своих качает;
И с тех пор березы, словно птицы,
Крыльями зелеными полощут.
Ничего на свете не случилось.
Отчего же нежностью просвечен
Каждый лист и каждая травинка?
Оттого, что по утру однажды
Обронило солнышко улыбку!

- Красивое стихотворение, ребята? Что придает ему настроение красоты? (Ответы учащихся). Какую улыбку подарило солнышко? (Ответы учащихся).
Верно! Оттого, что по утру однажды солнышко обронило добрую, нежную, лучистую улыбку, все в природе ожило, засветилось нежностью, красотой и добротой.

IV. Аутогенная тренировка.
- Очень важно, чтобы каждое утро и у вас, ребята, начиналось с улыбки, с хорошего настроения.
Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идет тепло по всей руке. Руки успокоились, отдыхают. Солнечные лучики согревают все тело, усталость проходит, мышцы отдыхают. Солнышко дарит свои лучики каждому из нас. И oт этого мы становимся добрее, ласковее, внимательнее. У доброго человека лучистая, солнечная улыбка.
Улыбнитесь друг другу.
Приятного вам учебного дня.

- Мир вокруг нас... Огромный, таинственный, многоцветный. Каждый человек совершает свои открытия в этом чудесном мире, удивляется его чудесам. Любовь к природе, к родному краю неразрывны. Любовь к Отчизне призывает людей беречь природу, сохранять и приумножать ее богатства. Ради этого люди сажают сады и леса, охраняют птиц и зверей. М.М Пришвин сказал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни».
В руках умельца с душой художника материалы, взятые из хранилищ природы, превращаются в великолепные поделки, ведь природа – огромная мастерская для творчества.
Учитель.
Итак, мы на лесной полянке, ярко светит солнышко. Весело щебечут птицы. Легкий ветерок развевает наши волосы. У нас прекрасное настроение.
Торопливая тропинка
Держит путь издалека.
Вьется по лесу тропинка,
Словно нитка из клубка.
Привела нас тропинка в березовую рощу.
А живут здесь – березки. На зеленом фоне летней травы и ярких цветов белые стволы березовой рощи – такая картина запоминается на всю жизнь. Иногда мы не обращаем внимания на чудесное, удивительное только потому, что оно близко, рядом. Мы каждый лень проходим мимо этого чуда. А ведь береза - единственное дерево с белой корой. Да и название свое дерево получило по цвету коры. В ней есть особое вещество - бетулин, которое окрашивает ее. Много песен и стихов сложено про красавицу - березу.
V. Чтение наизусть стихотворений о березе учащимися.
1-й ученик.
Чудеса приходят на рассвете,
Спят леса в голубоватом свете,
Исчезают лунные полоски,
Дремлют босоногие березки.
2-й ученик.
Снится им, что их принарядили.
Звезды им сережки подарили.
И дрожат сережки на весу,
И огнями светятся в лесу.
3-й ученик.
На заре приходят чудеса,
Незаметно падает роса,
Тихо спят березки - босоножки,
И в листве горят у них сережки.
Учитель.
Повела нас тропинка дальше и привела в дубраву. Кто мне скажет, ребята, что такое дубрава? (Ответы детей). Правильно, - это дубовый лес.
Кверкус - так называли дуб древние римляне. А в переводе на русский язык - «красавец». Лесники говорят: «Дуб любит расти в шубе, но с открытой головой».
Это означает, что он любит свет и не переносит, когда затемнена его верхушка. На Украине растет дуб, высота которого 36 метров. А самый старый дуб растет в Литве, ему 2000 лет. Есть и другие знаменитые дубы. Один из них связан с именем А.С. Пушкина.
«У лукоморья дуб зеленый.
Златая цепь на дубе том...»
Есть предположение, что эти строки навеяны впечатлениями А.С. Пушкина от посещения Пальна-Михайловской усадьбы Стаховичей.
Действительно, возле самого особняка стоял когда-то многовековый дуб. И его мощные ответвления были прикованы цепями к обручам главного ствола дерева после того, как в него попала молния и частично расщепила великана.
Эти цепи видел Пушкин, когда проездом на юг останавливался в гостях у Стаховичей.

VI. Физкультминутка.
Только в лес мы все зашли
Появились комары.
Руки вверх - хлопок над головой,
Руки вниз - хлопок другой.
Дальше по лесу шагаем
И медведя мы встречаем.
Руки за голову кладем
И вразвалочку идем.
На полянку мы заходим,
Много ягод там находим.
Земляника так душиста,
Что не лень нам наклониться.
Зайчик быстро скачет полем.
Очень весело на воле
Подражаем мы зайчишке,
Непоседы - ребятишки.
Учитель.
Побежала тропинка дальше и привела нас в сосновый бор. А живет здесь - сосна. В сосновом лесу светло и сухо. А как пахнет хвоей в лесу! Воздух здесь удивительно чистый, так как фитонциды сосны убивают микробы.
И торжественно и ровно
Сосны древние гудят.
Лес плывет куда-то,
Словно многомачтовый фрегат.
Он плывет едва заметно,
То на север, то на юг.
И в широком шуме ветра
Море слышится вокруг.
- Как можно назвать одним словом березу, дуб, сосну? (Деревья).
- А для чего нужны деревья? (Ответы детей). Не даром в народе говорят:
Много леса - не губи.
Мало леса - береги.
Нет леса - посади.
С первого января 1981 года в нашей стране действует Закон Об охране природы, животных, воздуха.
Мы с вами узнали немало правил, как вести себя в природе, повторим их:
- нельзя ломать ветви деревьев и кустарников;
- нельзя срывать цветы;
- нельзя ловить насекомых;
- нельзя уничтожать зверей и птиц.
Земля - дочь Солнца, а мы - дети Солнца и Земли. Наша небольшая планета добра к нам. И мы должны отвечать ей теплом на тепло, любовью на любовь! Когда вы находитесь в лесу, не забывайте о том, что вы в нем в гостях. Лес легко раним. Он страдает от вмешательства людей в его жизнь. Не причиняйте ему вред.
VII. Классификация природных материалов (загадки).
- А теперь мы устроим на нашей тропинке привал у чудо-ели На ней растут чудо - шишки с загадками для вас (За каждый правильный ответ учащийся получает в подарок шишку).
1. Дерева одежка
Ствол хранит надежно.
(Кора)
2. Яичко в чашечке
С дерева свалилось,
Но не разбилось.
(Желудь)
3. В сенокос – горька
А в мороз – сладка
Что за ягодка?
(Рябина)
4. Мягок, а не пух
Зелен, а не трава
(Мох)
5. Падают с ветки
Золотые монетки
(Листья)
Молодцы! Заработали свои чудо - шишки.
- Чтобы наша планета всегда была бы зеленой и красивой, каждый из вас должен посадить и вырастить дерево.
Сегодня мы с вами будем хорошими мастерами и изготовим красивые настенные панно из листьев разных деревьев, т.е. в своем воображении воссоздадим картину лесного царства и перенесем ее на полотно.

VIII. Знакомство с технологией изготовления панно (рассказ учителя). Анализ образца - аналога.
1) Лист картона с обратной стороны слегка смачиваем водой (чтобы не скручивался). На лицевой стороне рисуем сильно разведенной акварелью голубую светлую полосу - небо (примерно на одну треть листа). Отступив немного, рисуем более темную полосу реку. Низ листа подкрашиваем зеленой краской - это земля.
2) Пока картон сохнет, на полосу бумаги (длина соответствует длине коробки, высота меньше, чем высота листьев) клеем ПBA наклеиваем листья, перекрывая промежутки между ними листьями разных оттенков и формы. Получим изображение леса. По нижней границе наклеиваем половинки зеленых (коричневых) листьев – это берег.
3)Лист бумаги с листьями приклеиваем на картон (между небом и рекой). Это дальний берег. На «ближний берег» (нижняя часть картона) наносим слой клея и приклеиваем высушенные травинки и цветы - получается травка.
4) Лист картона вклеиваем в коробку. Панно готово.

IX. Демонстрация приемов составления линейной композиции на фланелеграфе.
Учитель по очереди прикладывает листик, создавая линейную композицию. Обращает внимание детей на то, как удачно гармонируют разные по форме листья.

X. Практическая работа учащихся.
(Тихо звучит музыка П.И. Чайковского из цикла «Времена года»).
1) Работа с фоном.
2) Отбор элементов, составление композиции.
3) Приклеивание листьев на бумажную основу.
Рисуя фон на картоне, будьте осторожны и внимательны. Фон не должен быть особенно ярким, иначе скромные по окраске лисья на нем «потеряются».
Учащиеся отбирают элементы композиции, которых не должно быть слишком много. Составив композицию, они показывают ее учителю и оставляют на месте, не приклеивая. Учитель проходит по классу и по необходимости оказывает индивидуальную помощь.
- Все справились с первой частью работы. Теперь надо довести работу до конца. Что необходимо сделать, чтобы наши творения не рассыпались, не исчезли? Верно, приклеить листья. Вспомните правила этой работы. Что нам об этом известно? (Дети вспоминают, что лист намазывают клеем с изнаночной стороны, предварительно подложив под него сухую газетную бумагу. Затем лист прикладывают на свое место в композиции и осторожно притирают через другой кусочек макулатуры. Обращаться с листьями следует особенно осторожно, т. к. они очень хрупкие).
В процессе работы учитель оказывает детям по необходимости индивидуальную помощь.

XI. Выставка и оценка работ.
- Посмотрим, насколько удачно мы сегодня поработали. Какие из представленных здесь изделий кажутся вам наиболее красивыми? Почему? (Ответы уч-ся).
- Ваши работы до конца дня будут на стенде, вы сможете рассмотреть их более внимательно.

XII. Подведение итогов урока.
- Чему же мы сегодня научились?
- Можно ли сказать, что мы сегодня были настоящими мастерами и художниками?
Ведь чем лучше человек умеет рассматривать и изучать природу, тем интереснее получаются его изделия. Я хочу сказать вам, ребята, что вы были настоящими волшебниками и превратили листики и травинки в такие замечательные панно. Вы работали аккуратно: ни один листик у нас сегодня не сломался и не порвался. Для хорошего мастера это особенно важно. В своей работе вы сегодня хорошо использовали известные вам правила и приемы работы.
Наше чудесное путешествие в летний лес подошло к концу. Пора возвращаться. Сделанные на память аппликации, но не из бумаги, а из растений будут напоминать нам тепло и уют лесного царства.
- А закончить наш сегодняшний урок хотелось бы стихотворением замечательного русского поэта Николая Рубцова:
Не привыкайте к чудесам.
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам.
Глазами к ним тянитесь!
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам.
Ничто не повторится.
За мигом миг,
За шагом шаг
Впадайте в изумленье,
Все будет так
И все не так
Через одно мгновенье.

XIII. Уборка рабочих мест.

Категория: Технология | Добавил: gjnjwrfz
Просмотров: 2631 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Внимание!
Если Вы опубликовали более трех разработок на портале, то
здесь Вы можете подать заявку на получение
Свидетельства о публикации!

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Меню сайта:




Анализ сайта онлайн Рейтинг@Mail.ru