Главная » Файлы » Начальные классы » Технология |
Рабочая программа по технологии 6 класс
· Скачать | 26.11.2012, 15:05 |
Пояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе курса «Технология. Обслуживающий труд», со-ставленной на основе федерального компонента государственного стандарта основного об¬щего образования и в соответствии с авторской общеобразовательной программой под ре¬дакцией В. Д. Симоненко (М., 2006). Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника: Симоненко, В. Д. Технология : учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек) / В. Д. Симоненко [и др.] ; под ред. В. Д. Симоненко. - М. : Вентана-Граф. А также дополнительных пособий для учителя: 1. Бейкер, X. Плодовые культуры / X. Бейкер. - М.: Мир, 1992. 2. Гаевая, Р. А. Хлеб на вашем столе / Р. А. Гаевая, М. А. Ященко. - Киев : Урожай, 1993. 3. Гузаирова, Е. Н. Школа белошвейки / Е. Н. Гузаирова, Р. Г. Гузаиров. - М. : Педаго¬гика-Пресс, 1994. 4. Левицкая, Л. В. Занятия по трудовому обучению / Л. В. Левицкая [и др.]. - М. : Про¬свещение, 1992. 5. Мерсиянова, Г. Н. Швейное дело. 5-6 классы / Г. Н. Мерсиянова [и др.]. - М. : Про¬свещение, 1989. 6. Технология : сборник материалов по реализации федерального компонента государ¬ственного стандарта общего образования в ОУ Волгоградской обл. / авт.-сост. Е. И. Колусева. - Волгоград : Учитель, 2006. 7. Ханус, С. Как шить / С. Ханус. - М. : Легпромбытиздат, 1988. 8. Хессайон, Д. Г. Все о розах / Д. Г. Хессайон. - М. : Кладезь-Букс, 2002. 9. Хуравская, В. М. Десять творческих проектов для учащихся 6-9 классов / В. М. Ху-равская, В. Д. Симоненко. - Брянск : НИЦ «Октид», 1977. 10. Шабаршов, И. Книга юного натуралиста / И. Шабаршов [и др.]. - М. : Молодая гвардия, 1982. Главной целью современного школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личност¬ное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих пози¬ций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой зна¬ний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетен-циями. Это определило цель обучения технологии: - освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда; - овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства самостоятельного и осознанного определения жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда; - развитие познавательных интересов, технического мышления пространственного вооб¬ражения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей; - воспитания трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предпри¬имчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; - получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности. На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоя¬щее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, кото¬рые определяют задачи обучения: - приобретение знаний о взаимодействии природы, общества и человека, об экологиче¬ских проблемах и способах их разрешения, о негативных последствиях влияния трудовой деятельности человека, элементах машиноведения, культуры дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов, художественной обработке материалов, об информационных технологиях; - воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предпри¬имчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; овладение способами деятельностей: - умение действовать автономно : защищать свои права, интересы, проявлять ответст¬венность, планировать и организовывать личностные планы, самостоятельно приобретать знания, используя различные источники; - способность работать с разными видами информации: диаграммами, символами, тек¬стами, таблицами, графиками и т. д., критически осмысливать, полученные сведения, приме¬нять их для расширения своих знаний; - умение работать в группе: устанавливать хорошие взаимоотношения, разрешать конфликты и т. д.; - освоение компетенций - коммуникативной, ценностно-смысловой, культурно-эстетической, социально-трудовой, личностно-саморазвивающей. Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содер¬жания образования: оно представлено в виде тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В 1-м блоке представлены дидактические единицы содержат сведения об ассортименте и свойствах тканей, о безопасных приемах работы на швейной машине. Это содержание обу¬чения является базой для развития коммуникативной, социально-трудовой и учебно-познавательной компетенции учащихся. Во 2-м «Интерьер жилого дома» - представлены дидактические единицы, отражающие ста¬новление и формирование культурно-эстетической, межкультурной компетентности уча¬щихся. В 3-м блоках сведения о конструировании, моде¬лировании и технологии изготовления швейных изделий обеспечивают развитие учебно-познавательной, социально-трудовой, ценностно-ориентационной компетенции. В 4-м блоке представлены дидактические единицы, отражающие технологические сведения о кулинарии и обеспечивающие развитие учебно-познавательных, коммуникативных, культурно-эстети¬ческих, социально-трудовых компетенций. В 5-м блоке «Гигиена девушки. Косметика» разви¬тие культурно-эстетической, личностно-развивающей компетенции. Таким образом, календарно-тематическое планирование обеспечивает взаимосвязан¬ное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на раз¬личных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрас¬тными особенностями развития учащихся. Личностная ориентация образовательного про¬цесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития технологических процессов открывает воз¬можность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокуль¬турных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, усилению мотивации к социаль¬ному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных ка¬честв, в том числе гражданственности, толерантности. Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной полити¬ки: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентиро¬вана не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной лично¬сти, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психоло¬гическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию ин¬формации. Формирование целостных представлений о технологии будет осуществляться в ходе творческой деятельно¬сти учащихся на основе личностного осмысления технологических фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоя¬тельной учебной работе. Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса (базовый уровень) Перечень знаний и умений, формируемых у школьников 6 классов Должны знать: о влиянии на качество пищевых продуктов отходов промышленного производства, ядохимикатов, пестицидов и т. п.; о применении системы автоматического проектирования при конструировании и моделировании одежды; общие сведения о полезном и вредном воздействии микроорганизмов на пищевые продукты, источники и пути проникновения болезнетворных микробов в организм человека, о пищевых инфекциях, заболеваниях; правила оказания первой помощи при ожогах, поражении током, пищевых отравле¬ниях; санитарные условия первичной обработки мяса и мясных продуктов, правила от¬таивания мороженого мяса, правила варки мяса для вторых блюд, способы жаренья мяса, по¬суду и инвентарь для приготовления мясных продуктов; требования к качеству готовых блюд, правила подачи готовых блюд к столу; общие сведения о роли кисло-молочных продуктов в питании человека, об ассорти¬менте кисло-молочных продуктов, технологию приготовления творога в домашних условиях, кулинарные блюда из творога и технологию их приготовления; способы приготовления пресного теста, раскатки теста, способы защипки краёв пельменей и вареников, правила варки их, способы определения готовности; назначение и правила первичной обработки фруктов и ягод, технологию приготов¬ления пюре и желе; роль комнатных растений и способы их размещения в интерьере, влияние комнат¬ных растений на микроклимат. Искусство дарить цветы; основные свойства искусственных волокон и тканей из них, характеристику слож¬ных переплетений, зависимость свойств тканей от вида переплетения; виды лёгкого женского платья, эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования к нему, правила измерения фигуры человека, условные обозначения мерок для по¬строения чертежа основы ночной сорочки, особенности моделирования плечевых изделий; назначение, конструкцию, технологию выполнения и условные графические обо¬значения швов: стачных (запошивочного, двойного, накладного с закрытыми срезами) и краевых (окантовочного с открытыми и закрытыми срезами, окантовочного тесьмой), тех¬нологическую последовательность обработки проймы и горловины подкройной и косой об¬тачной, притачивание кулиски; экономную раскладку выкройки из ткани с направленным рисунком, технологиче¬скую последовательность раскроя ткани, правила подготовки и проведения первой пример¬ки, выявление и исправление дефектов изделия; единство стиля костюма, причёски, косметики и интерьера, правила пользования средствами косметики и снятия масок, выполнение макияжа. Должны уметь: оказывать первичную помощь при ожогах, поражении электрическим током, отрав¬лении; определять качество мяса, оттаивать мясо, приготавливать полуфабрикаты из мяса, выбивать и формовать полуфабрикаты из котлетной массы, готовить блюда из мясных полу¬фабрикатов и мяса, определять их готовность и подавать к столу; закреплять строчку обратным ходом швейной машины, обмётывать срезы деталей и обрабатывать петли зигзагообразной строчкой; работать с журналами мод, читать и строить чертёж, снимать и записывать мерки, моделировать фасоны платья; выполнять машинные швы: стачные (запошивочный, двойной, накладной с закры¬тыми срезами) и краевые (окантовочный с открытым и закрытым срезами, окантовочный тесьмой), обрабатывать пройму и горловину подкройной обтачной, притачивать кулиску; выполнять раскрой ткани с направленным рисунком, с симметричными и асим¬метричными полосами, заготавливать косые обтачки, обрабатывать срезы рукавов и низы платья; выполнять штопку швейных изделий. Акцентированное вни¬мание к продуктивным формам учебной деятельности предполагает актуализацию инфор¬мационной компетентности учащихся: формирование простейших навыков работы с ис¬точниками, (картографическими и хронологическими) материалами. Важнейшее значение имеет ов¬ладение учащимися коммуникативной компетенцией: формулировать собственную пози¬цию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации технологические сведения, участвовать в дискуссиях по техническим проблемам. Большую значимость на этой ступени образования сохраняет информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навы¬ки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации, отделения основой информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полу¬ченной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжа¬то, полно, выборочно). Предполагается уверенное исполь¬зование учащимися мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов по¬знавательной и практической деятельности. Инновационное развитие методики преподавания технологии ориентировано, прежде всего, на формирование информационно-коммуникативной компетенции учащихся. Учащиеся должны владеть компетенциями: ценностно-смысловой, коммуника¬тивной, культурно-эстетической, личностно-саморазвивающей, рефлексивной. . Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно-практические задачи: - вести экологически здоровый образ жизни; - использовать ПЭВМ для решения технологических, конструкторских, экономических задач, как источник информации; - планировать и оформлять интерьер комнаты; - проводить уборку квартиры; - ухаживать за одеждой и обувью; - соблюдать гигиену; - выражать уважение и заботу к членам семьи; - принимать гостей и правильно вести себя в гостях; - проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкторских и поделоч¬ных материалов. Календарно-тематический план № п.п Дата проведения Наименование разделов и тем Кол-во часов Элементы материаловедения.. 1 Натуральные волокна животного происхождения 1 2 Характеристика свойств шерстяных и шелковых тканей 1 3 Практическая работа №1 Изучение свойств шерстяных и шелковых тканей 1 Элементы машиноведения 4 Регуляторы швейной машины. 1 5 Входная контрольная работа. 1 6 Устройство и установка швейной иглы. Уход за швейной машиной. 1 7 Практическая работа №2 Подбор и установка машинной иглы. 1 8 Машинные швы. 1 9 Практическая работа №3 Изготовление образцов машинных швов. 1 10 Работа на швейной машине с использованием специальных приспособлений. 1 11 Обработка застежки тесьмой молнией. 1 12 Практическая работа №4 Обработка застежки в боковом шве. 1 13 Уход за одеждой из шерстяных и шелковых тканей. 1 14 Ремонт одежды. 1 15 Практическая работа №5 Пришивание фурнитуры. 1 16 Уход за обувью. 1 17 Подготовка обуви к хранению. 1 18 Практическая работа №6 Подготовка кожаной обуви к хранению. 1 19 Контрольная работа №1 Элементы материаловедения и машиноведения 1 Рукоделие 20 Композиционное построение узоров. 1 21 Техника выполнения счетных швов: шов «крест» гобеленовый шов. 1 22 Практическая работа №7 Вышивка крестом. 1 23 Цветовой тон. Двусторонняя гладь. 1 24 Цветная художественная гладь. 1 25 Практическая работа №8 Выполнение вышивки при использовании элементов двусторонней глади. 1 26 Творческий проект: «Изготовление картины в технике ручной вышивки» 1 27 Защита проекта 1 28 Контрольная работа №2 Рукоделие. 1 Конструирование и моделирование одежды 29 Требования к одежде 1 30 Снятие мерок для построения чертежа юбки. 1 31 Практическая работа №9 Снятие мерок для построения чертежа юбки. 1 32 Построение чертежа конической юбки. 1 33 Практическая работа №10 Построение чертежа конической юбки 1 34 Построение чертежа клиньевой юбки 1 35 Практическая работа №11 Построение чертежа клиньевой юбки 1 36 Расчетные формулы для построения прямой юбки. 1 37 Построение чертежа прямой юбки 1 38 Практическая работа №12 Построение чертежа прямой юбки 1 39 Моделирование конической и клиньевой юбок. 1 40 Практическая работа №13 Моделирование конической юбки. 1 41 Практическая работа №14 Моделирование клиньевой юбки. 1 42 Моделирование прямой юбки. 1 43 Практическая работа №15 Моделирование прямой юбки. 1 44 Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки юбки на ткани. 1 45 Практическая работа №16 Раскладка выкройки юбки на ткань. Раскрой. 1 46 Подготовка деталей кроя к сметыванию. Подготовка юбки к примерке. Проведение примерки. Внесение уточнений после примерки. 1 47 Практическая работа №17 Проведение примерки. 1 48 Обработка юбки после примерки. Обработка вытачек и боковых швов. 1 49 Практическая работа №18 Проведение примерки 1 50 Обработка юбки после примерки. Обработка вытачек и боковых швов. 1 51 Обработка нижнего среза юбки. 1 52 Творческий проект: «Юбка» 1 Кулинария 53-54 Роль минеральных веществ в жизнедеятельности организма. Значение молока в питании человека. 2 55-56 Пищевая ценность рыбы и нерыбных продуктов моря для организма человека. Кулинарная обработка рыбы. 2 57-58 Блюда и гарниры из бобовых и макаронных изделий. Технология приготовления каш бобовых и макаронных изделий, 2 59-60 Питательная ценность муки. Виды теста при приготовлении блинов, оладий, блинчиков. 2 61-62 Сахар, его роль в кулинарии и питании человека. Сладкие блюда и напитки. 2 63-64 Особенности сервировки стола к ужину. Элементы этикета. 2 Технология введения дома 65-66 Понятие о композиции в интерьере. Характерные особенности жилища. Освещения жилого дома. 2 67 Коллекция. Домашняя библиотека. Картины. Отделка квартиры. 1 68 Итоговая контрольная работа. 1 Итого: 68 Тематический план № п./п Наименование разделов и тем Всего часов Из них Лабораторные и практические работы (тема) Контрольные и диагностические материалы (тема) Примечание I.Элементы материаловедения.. 1 1 Натуральные волокна животного происхождения 1 2 Характеристика свойств шерстяных и шелковых тканей 1 3 1 Практическая работа №1 Изучение свойств шерстяных и шелковых тканей II. Элементы машиноведения 4 Регуляторы швейной машины. 1 5 1 Входная контрольная работа. 6 Устройство и установка швейной иглы. Уход за швейной машиной. 1 7 1 Практическая работа №2 Подбор и установка машинной иглы. 8 Машинные швы. 1 9 1 Практическая работа №3 Изготовление образцов машинных швов. 10 Работа на швейной машине с использованием специальных приспособлений. 1 11 Обработка застежки тесьмой молнией. 1 12 1 Практическая работа №4 Обработка застежки в боковом шве. 13 Уход за одеждой из шерстяных и шелковых тканей. 1 14 Ремонт одежды. 1 15 1 Практическая работа №5 Пришивание фурнитуры. 16 Уход за обувью. 1 17 Подготовка обуви к хранению. 1 18 Практическая работа №6 Подготовка кожаной обуви к хранению. 1 19 1 Контрольная работа №1 Элементы материаловедения и машиноведения III. Рукоделие 1 20 Композиционное построение узоров. 1 21 Техника выполнения счетных швов: шов «крест» гобеленовый шов. 1 22 1 Практическая работа №7 Вышивка крестом. 23 Цветовой тон. Двусторонняя гладь. 1 24 Цветная художественная гладь. 1 25 1 Практическая работа №8 Выполнение вышивки при использовании элементов двусторонней глади. 26 Творческий проект: «Изготовление картины в технике ручной вышивки» 1 27 Защита проекта 1 28 1 Контрольная работа №2 Рукоделие IV. Конструирование и моделирование одежды 29 Требования к одежде 1 30 Снятие мерок для построения чертежа юбки. 1 31 1 Практическая работа №9 Снятие мерок для построения чертежа юбки. 32 Построение чертежа конической юбки. 1 33 1 Практическая работа №10 Построение чертежа конической юбки 34 Построение чертежа клиньевой юбки 1 35 1 Практическая работа №11 Построение чертежа клиньевой юбки 36 Расчетные формулы для построения прямой юбки. 1 37 Построение чертежа прямой юбки 1 38 1 Практическая работа №12 Построение чертежа прямой юбки 39 Моделирование конической и клиньевой юбок. 1 40 1 Практическая работа №13 Моделирование конической юбки. 41 1 Практическая работа №14 Моделирование клиньевой юбки. 42 Моделирование прямой юбки. 1 43 1 Практическая работа №15 Моделирование прямой юбки. 44 Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки юбки на ткани. 1 45 1 Практическая работа №16 Раскладка выкройки юбки на ткань. Раскрой. 46 Подготовка деталей кроя к сметыванию. Подготовка юбки к примерке. Проведение примерки. Внесение уточнений после примерки. 1 47 1 Практическая работа №17 Проведение примерки. 48 Обработка юбки после примерки. Обработка вытачек и боковых швов. 1 48 1 Практическая работа №18 Проведение примерки 50 Обработка юбки после примерки. Обработка вытачек и боковых швов. 1 51 Обработка нижнего среза юбки. 1 52 Творческий проект: «Юбка» 1 VI. Кулинария 53-54 Роль минеральных веществ в жизнедеятельности организма. Значение молока в питании человека. 2 55-56 Пищевая ценность рыбы и нерыбных продуктов моря для организма человека. Кулинарная обработка рыбы. 2 57-58 Блюда и гарниры из бобовых и макаронных изделий. Технология приготовления каш бобовых и макаронных изделий, 2 59-60 Питательная ценность муки. Виды теста при приготовлении блинов, оладий, блинчиков. 2 61-62 Сахар, его роль в кулинарии и питании человека. Сладкие блюда и напитки. 2 63-64 Особенности сервировки стола к ужину. Элементы этикета. 2 VII. Технология введения дома 65-66 Понятие о композиции в интерьере. Характерные особенности жилища. Освещения жилого дома. 2 67 Коллекция. Домашняя библиотека. Картины. Отделка квартиры. 1 68 1 Итоговая контрольная работа. Итого: 68 | |
Просмотров: 770 | Загрузок: 152 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Внимание! Если Вы опубликовали более трех разработок на портале, то здесь Вы можете подать заявку на получение Свидетельства о публикации! |
Всего комментариев: 0 | |