Главная » Файлы » Начальные классы » Технология |
Рабочая программа по технологии 5 класс
· Скачать | 26.11.2012, 15:02 |
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе курса «Технология. Обслуживающий труд», со-ставленной на основе федерального компонента государственного стандарта основного об¬щего образования и в соответствии с авторской общеобразовательной программой под ре¬дакцией В. Д. Симоненко (М., 2006). Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника: Крупская, Ю. В. Технология : учебник для учащихся 5 класса (вариант для девочек) / Ю. В. Крупская, Н. И. Лебедева, Л. В. Литикова, В. Д. Симоненко ; под ред. В. Д. Симонен¬ко. - М.: Вентана-Граф. А также дополнительных пособий для учителя: 1. Бейкер, X. Плодовые культуры / X. Бейкер. - М.: Мир, 2000. 2. Гаевая, Р. А. Хлеб на вашем столе / Р. А. Гаевая, М. А. Ященко. - Киев : Урожай, 1993. 3. Гузаирова, Е. Н. Школа белошвейки / Е. Н. Гузаирова, Р. Г. Гузаиров. - М. : Педаго¬гика-Пресс, 2010. 4. Карпов, А. А. Розы. Выращивание. Дизайн. Продажа / А. А. Карпов. - Ростов н/Д. : Феникс, 1999. 5. Кудрявец, Д. Б. Как вырастить цветы / Д. Б. Кудрявец, Н. А. Петренко. - М.: Просве¬щение, 2009. 6. Левицкая, Л. В. Занятия по трудовому обучению / Л. В. Левицкая [и др.]. - М. : Про¬свещение, 1992. 7 Технология : сборник материалов по реализации федерального компонента государ¬ственного стандарта общего образования в ОУ Волгоградской обл. / авт.-сост. Е. И. Колусева. - Волгоград : Учитель, 2006. 8. Ханус, С. Как шить / С. Ханус. - М. : Легпромбытиздат, 2001. 9. Хессайон, Д. Г. Все о розах / Д. Г. Хессайон. - М. : Кладезь-Букс, 2002. Главной целью современного школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личност¬ное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих пози¬ций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой зна¬ний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетен¬циями. Это определило цель обучения технологии: - освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда; - овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства самостоятельного и осознанного определения жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда; - развитие познавательных интересов, технического мышления пространственного вооб¬ражения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей; - воспитания трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предпри¬имчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; - получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности. На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоя¬щее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, кото¬рые определяют задачи обучения: - приобретение знаний о взаимодействии природы, общества и человека, об экологиче¬ских проблемах и способах их разрешения, о негативных последствиях влияния трудовой деятельности человека, элементах машиноведения, культуры дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов, художественной обработке материалов, об информационных технологиях; - воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предпри¬имчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; • овладение способами деятельностей: - умение действовать автономно : защищать свои права, интересы, проявлять ответст¬венность, планировать и организовывать личностные планы, самостоятельно приобретать знания, используя различные источники; - способность работать с разными видами информации: диаграммами, символами, тек¬стами, таблицами, графиками и т. д., критически осмысливать, полученные сведения, приме¬нять их для расширения своих знаний; - умение работать в группе: устанавливать хорошие взаимоотношения, разрешать конфликты и т. д.; - освоение компетенций - коммуникативной, ценностно-смысловой, культурно-эстетической, социально-трудовой, личностно-саморазвивающей. Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содер¬жания образования: оно представлено в виде тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В 1-м блоке представлены дидактические единицы содержат сведения об ассортименте и свойствах тканей, о безопасных приемах работы на швейной машине. Это содержание обу¬чения является базой для развития коммуникативной, социально-трудовой и учебно-познавательной компетенции учащихся. Во 2-м «Интерьер жилого дома» - представлены дидактические единицы, отражающие ста¬новление и формирование культурно-эстетической, межкультурной компетентности уча¬щихся. В 3-м блоках сведения о конструировании, моде¬лировании и технологии изготовления швейных изделий обеспечивают развитие учебно-познавательной, социально-трудовой, ценностно-ориентационной компетенции. В 4-м блоке представлены дидактические единицы, отражающие технологические сведения о кулинарии и обеспечивающие развитие учебно-познавательных, коммуникативных, культурно-эстети-ческих, социально-трудовых компетенций. В 5-м блоке «Гигиена девушки. Косметика» разви¬тие культурно-эстетической, личностно-развивающей компетенции. Таким образом, календарно-тематическое планирование обеспечивает взаимосвязан¬ное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на раз¬личных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрас¬тными особенностями развития учащихся. Личностная ориентация образовательного про¬цесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития технологических процессов открывает воз¬можность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокуль¬турных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, усилению мотивации к социаль¬ному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных ка¬честв, в том числе гражданственности, толерантности. Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной полити¬ки: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентиро-вана не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной лично¬сти, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психоло¬гическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию ин¬формации. Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса (базовый уровень) Перечень знаний и умений, формируемых у школьников 5 классов Должны знать: негативные последствия общественного производства на окружающую среду и здо¬ровье человека; способы получения, хранения, поиска информации, источники и носители инфор¬мации; общие сведения о процессе пищеварения, усвояемости пищи, о роли витаминов в обмене веществ; общие сведения о пищевой ценности овощей, методы определения качества ово¬щей, правила первичной обработки всех видов овощей, инструменты и приспособления для первичной обработки и нарезки овощей; правила санитарии и гигиены при санитарной обработке продуктов, безопасные приёмы работы с кухонным оборудованием и горячими жидкостями; технологию приготовления блюд из сырых и варёных овощей, измерение содержа¬ния минеральных веществ и витаминов в овощах в зависимости от способов кулинарной об¬работки, оформление готовых блюд из овощей; способы определения свежести яиц и их хранения, использование яиц в кулинарии; а виды бутербродов и горячих напитков, технологию приготовления, правила серви¬ровки стола к завтраку; общие сведения из истории интерьера, требования, предъявляемые к интерьеру кух¬ни и столовой, подбор материалов, дизайн-проектов по созданию интерьера различных жи¬лых помещений; культуру поведения в семье, основы семейного уюта; правила безопасной работы с ручными инструментами и на универсальной швейной машине, принцип изготовления пряжи, нитей и тканей, классификацию текстильных воло¬кон, свойство нитей основы и утка, свойства тканей из натуральных растительных волокон; виды приводов швейной машины, правила подготовки универсальной швейной ма¬шины к работе; □ виды декоративно-прикладного искусства народов нашей страны, различные мате¬риалы и приспособления, применяемые в традиционных художественных ремёслах; возможности лоскутной пластики, основные приёмы и материалы, применяемые в лоскутной пластике; правила заправки изделия в пяльцы, виды простейших ручных швов; эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования, предъявляемые к ра¬бочей одежде, общие сведения о системах конструирования одежды, правила построения и оформления чертежей швейных изделий; правила снятия мерок для построения чертежа и условные обозначения; понятия о композиции в одежде, виды отделки в швейных изделиях, способы моде¬лирования фартука, правила подготовки выкройки к раскрою; технологию выполнения следующих швов: стачного взаутюжку, расстрочного, на¬кладного с закрытым срезом, в подгибку с открытым и закрытым срезом, правила обработки накладных карманов и бретелей; гигиенические требования, правила и средства ухода за кожей. Должны уметь: осуществлять поиск необходимой информации в области кулинарии и обработки тканей; работать с кухонным оборудованием, инструментами, горячими жидкостями, про¬водить первичную обработку всех овощей, выполнять нарезку овощей, готовить блюда из сырых и варёных овощей, определять свежесть яиц и готовить блюда из них, нарезать хлеб для бутербродов, готовить различные бутерброды, горячие напитки, сервировать стол к завтраку; разрабатывать и оформлять интерьер кухни и столовой изделиями собственного из¬готовления, чистить посуду из металла, стекла, керамики и древесины, поддерживать нор¬мальное санитарное состояние кухни и столовой; определять в ткани нити основы и утка, лицевую и изнаночную стороны; включать и отключать маховое колесо от механизма машины, наматывать на шпульку, заправлять верхнюю и нижнюю нитки, запускать швейную машину и регулировать её ско¬рость, выполнять машинные строчки (по прямой, по кривой, с поворотом на определённый угол с подъёмом прижимной лапки, регулировать длину стежка; переводить рисунок вышивки на ткань, подбирать иглы и нитки, заправлять изделие в пяльцы, закреплять рабочую нитку на ткани без узла, выполнять простейшие ручные швы; подготавливать материалы лоскутной пластики к работе, подбирать материалы по цвету, рисунку и фактуре, пользоваться инструментами и приспособлениями, шаблонами, соединять детали лоскутной пластики между собой, использовать прокладочные материалы; читать и строить чертёж фартука, снимать мерки, записывать результаты измере¬ний, выполнять моделирование, подготавливать выкройку к раскрою; выполнять на универсальной швейной машине следующие швы: стачной взаутюж¬ку, стачной вразутюжку, расстрочной, накладной с закрытым срезом, в подгибку с открытым и закрытым срезом, правила обработки накладных карманов и бретелей, подготавливать ткань к раскрою, переносить контурные и контрольные линии на ткань, намётывать и под¬страчивать карманы, обрабатывать срезы швов в подгибку с закрытым срезом, определять качество готового изделия, ремонтировать одежду заплатами. Акцентированное вни¬мание к продуктивным формам учебной деятельности предполагает актуализацию инфор¬мационной компетентности учащихся: формирование простейших навыков работы с ис¬точниками, (картографическими и хронологическими) материалами. Важнейшее значение имеет ов¬ладение учащимися коммуникативной компетенцией: формулировать собственную пози¬цию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации технологические сведения, участвовать в дискуссиях по техническим проблемам. Большую значимость на этой ступени образования сохраняет информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навы¬ки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации, отделения основой информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полу¬ченной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжа¬то, полно, выборочно). Предполагается уверенное исполь-зование учащимися мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов по¬знавательной и практической деятельности. Инновационное развитие методики преподавания технологии ориентировано, прежде всего, на формирование информационно-коммуникативной компетенции учащихся. Учащиеся должны владеть компетенциями: ценностно-смысловой, коммуника¬тивной, культурно-эстетической, личностно-саморазвивающей, рефлексивной. Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно-практические задачи: - вести экологически здоровый образ жизни; - использовать ПЭВМ для решения технологических, конструкторских, экономических задач, как источник информации; - планировать и оформлять интерьер комнаты; - проводить уборку квартиры; - ухаживать за одеждой и обувью; - соблюдать гигиену; - выражать уважение и заботу к членам семьи; - принимать гостей и правильно вести себя в гостях; - проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкторских и поделоч¬ных материалов. Календарно-тематический план № п./п Дата проведения Наименование разделов и тем Кол-во часов Элементы материаловедения.. 1 Вводная часть. Правила поведения. Правила внутреннего распорядка. Требования безопасного труда. Организация рабочего места. 1 2 Элементы материаловедения. Виды волокон. Свойства нитей основы, утка. Способы их определения в тканях. 1 3-4 Практическая работа №1 Определение лицевой и изнаночной сторон ткани. 2 Элементы машиноведения 5 Элементы машиноведения. Швейные машины с ручным приводом. Устройство ручного привода. 1 6-7 Практическая работа №2 Изучение устройства ручного привода швейной машины. Упражнения. 2 8 Заправка верхней и нижней ниток в машину. 1 9-10 Практическая работа №3 Заправка верхней нитки. Заправка нижней нитки. 2 11 Ручные швы и строчки. 12-13 Практическая работа № 4 Выполнение ручных швов. 2 14 Шитье на машине с ручным приводом. 1 15-16 Практическая работа № 5 Выполнение ручных швов. 2 17 Влажно-тепловая обработка. 1 18 Практическая работа № 6 Влажно-тепловая обработка изготовленных образцов швов. 1 19 Контрольная работа №1 Элементы материаловедения и машиноведения. 1 20 Ремонт одежды заплатами. Чистка. 1 21-22 Практическая работа № 7 Выполнение подкладной (вставной) заплаты. 2 Рукоделие 23 Различные виды декоративно- прикладного искусства. Возможности лоскутного шитья. 1 24 Технология изготовления изделий в технике лоскутного шитья. 1 25-26 Практическая работа № 8 Изготовление салфетки. 2 27 Подготовка ткани, инструментов и материалов к вышивке. 1 28 Практическая работа № 9 Перевод рисунка на ткань. 1 29 Технология отделки швейных изделий вышивкой. 1 30-31 Практическая работа № 10 Выполнение вышивкой уголка салфеткой носового платка. 2 32 Контрольная работа №2 Рукоделие. 1 Гигиена девушки. Косметика 33 Уход за кожей, волосами, ногтями. 1 Проектирование и изготовление рабочей одежды (фартука) 34 Измерение фигуры человека и запись мерок для построения чертежа выкроек фартука. 1 35-36 Практическая работа № 11. Снятие мерок. Чтение чертежа. 2 37 Построение чертежа. 1 38-39 Практическая работа № 12. Изготовление выкройки фартука на себя. 2 40 Моделирование фартука. 1 41 Практическая работа № 13. Моделирование фартука выбранного фасона. 1 42 Раскрой фартука. 1 43 Подготовка деталей кроя фартука. 1 44 Последовательность изготовления обтачного шва. Обработка бретелей и концов пояса. 1 45 Практическая работа № 14. Обработка бретелей. 1 46 Обработка грудки и соединение ее с бретелями. 1 47-48 Практическая работа № 15 Обработка грудки, соединение бретелей с грудкой. 2 49 Обработка накладных карманов. 1 50 Соединение карманов с нижней частью фартука 1 51 Обработка нижней части фартука. 1 52 Соединение деталей фартука. 1 53 Практическая работа № 16 Соединение деталей фартука. 1 54 Определение качества швейных изделий. 1 55 Защита проекта. 1 Кулинария 56 Помещение и оборудование для кулинарных работ, предупреждение заболеваний. Сервировка стола к завтраку. 1 57 Пища человека и режим питания. 1 58 Приготовление блюд из сырых овощей. 1 59-60 Практическая работа № 17 Приготовление салатов из сырых овощей. 2 61 Виды тепловой обработки продуктов. Приготовление отварных и тушенных блюд из овощей. 1 62-63 Блюда из яиц. Бутерброды и горячие напитки. 2 64-65 Практическая работа № 18 Приготовление бутербродов. 2 66-67 Заготовка продуктов. Приготовление из овощей. 2 68 Итоговая контрольная работа. 1 Итого: 68 ч. Тематический план № п./п Наименование разделов и тем Всего часов Из них Лабораторные и практические, (тема) Контрольные материалы(тема) Примечание I.Элементы материаловедения.. 1 Вводная часть. Правила поведения. Правила внутреннего распорядка. Требования безопасного труда. Организация рабочего места. 1 2 Элементы материаловедения. Виды волокон. Свойства нитей основы, утка. Способы их определения в тканях. 1 3-4 2 Практическая работа №1 Определение лицевой и изнаночной сторон ткани. II. Элементы машиноведения 5 Элементы машиноведения. Швейные машины с ручным приводом. Устройство ручного привода. 1 6-7 2 Практическая работа №2 Изучение устройства ручного привода швейной машины. Упражнения. 8 Заправка верхней и нижней ниток в машину. 1 9-10 2 Практическая работа №3 Заправка верхней нитки. Заправка нижней нитки. 11 Ручные швы и строчки . 12-13 2 Практическая работа № 4 Выполнение ручных швов. 14 Шитье на машине с ручным приводом 1 . 15-16 2 Практическая работа № 5 Выполнение ручных швов. 17 Влажно-тепловая обработка. 1 18 1 Практическая работа № 6 Влажно-тепловая обработка изготовленных образцов швов. 19 1 . Контрольная работа №1 Элементы материаловедения и машиноведения 20 1 Ремонт одежды заплатами. Чистка. 21-22 2 Практическая работа № 7 Выполнение подкладной (вставной) заплаты. III. Рукоделие 23 Различные виды декоративно- прикладного искусства. Возможности лоскутного шитья. 1 24 Технология изготовления изделий в технике лоскутного шитья. 1 25-26 2 Практическая работа № 8 Изготовление салфетки. 27 Подготовка ткани, инструментов и материалов к вышивке. 1 28 1 Практическая работа № 9 Перевод рисунка на ткань. 29 Технология отделки швейных изделий вышивкой. 1 30-31 2 Практическая работа № 10 Выполнение вышивкой уголка салфеткой носового платка. 32 1 Контрольная работа №2 Рукоделие. IV.Гигиена девушки. Косметика 33 Уход за кожей, волосами, ногтями. 1 V. Проектирование и изготовление рабочей одежды (фартука) 34 Измерение фигуры человека и запись мерок для построения чертежа выкроек фартука. 1 35-36 2 Практическая работа № 11. Снятие мерок. Чтение чертежа. 37 Построение чертежа. 1 38-39 2 Практическая работа № 12. Изготовление выкройки фартука на себя. 40 Моделирование фартука. 1 41-42 2 Практическая работа № 13. Моделирование фартука выбранного фасона. 43 Раскрой фартука. 1 44 Подготовка деталей кроя фартука. 1 45 Последовательность изготовления обтачного шва. Обработка бретелей и концов пояса. 1 46 1 Практическая работа № 14. Обработка бретелей. 47 Обработка грудки и соединение ее с бретелями. 1 48-49 2 Практическая работа № 15 Обработка грудки, соединение бретелей с грудкой. 50 Обработка накладных карманов. 1 51 Соединение карманов с нижней частью фартука 1 52 Обработка нижней части фартука. 1 53 Соединение деталей фартука. 1 54 1 Практическая работа № 16 Соединение деталей фартука. 55 Определение качества швейных изделий. 1 56 Защита проекта. 1 VI.Кулинария 57 Помещение и оборудование для кулинарных работ, предупреждение заболеваний. Сервировка стола к завтраку. 1 58 Пища человека и режим питания. 1 59 Приготовление блюд из сырых овощей. 1 60-61 2 Практическая работа № 17 Приготовление салатов из сырых овощей. 62 Виды тепловой обработки продуктов. Приготовление отварных и тушенных блюд из овощей. 1 63 Блюда из яиц. Бутерброды и горячие напитки. 1 64-65 2 Практическая работа № 18 Приготовление бутербродов. 66-67 Заготовка продуктов. Приготовление из овощей 2 68 1 Итоговая контрольная работа Итого: 68 ч 18 3 | |
Просмотров: 1370 | Загрузок: 181 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
![]() |
Внимание! Если Вы опубликовали более трех разработок на портале, то здесь Вы можете подать заявку на получение Свидетельства о публикации! |
Всего комментариев: 0 | |