1. Орг. момент. Запуск проекта. Сообщение темы урока. 2. Целеполагание и мотивация. Планирование работы. – В гости на урок пришёл Лесовичок. Он поможет нам сегодня провести урок. Лесовичок принёс задания для самостоятельной работы. Задание № 1. Подумайте, что может произойти с животными леса, если люди вырубят ели? Задание № 2. Какую ель лучше нарядить на праздник – живую или искусственную? Почему? 3. Актуализация знаний. Определение уровня готовности к поисковой работе. Знакомство с инструкциями по выполнению заданий. Инструкция для группы 1. 1. Рассмотрите рисунки на с. 139 учебника. Каким птицам и зверям ель даёт пищу и укрытие? Подумайте, что может произойти с животными леса, если люди вырубят ели. Используйте дополнительный материал с листа, рассмотрите таблицу на доске. 2. Подумайте, как ответить на поставленный вопрос. 3. Подготовьте одного выступающего по вопросу (второй ученик готовится дополнить ответ выступающего). 4. Попробуйте нарисовать плакат. Инструкция для группы № 2. 1. Какую ёлку лучше нарядить на праздник – живую или искусственную? Почему? Для ответа на вопрос пользуйтесь материалами учебника на с. 138. 2. Подумайте, как ответить на поставленный вопрос. 3. Подготовьте одного выступающего по вопросу (второй ученик готовится дополнить ответ выступающего). 4. Попробуйте нарисовать плакат. ( Раздаётся бумага, фломастеры, клей, картинки). 4. Первичное усвоение знаний. Сбор информации. Учащиеся знакомятся с источниками информации, работая с инструкциями, отбирают главное содержание. Информация для группы 1. Жизнь белки, лесных мышей, дятла, клеста зависит от ели. Эти животные питаются семенами ели, прячутся среди её ветвей и под ними. Клесты строят на ели зимой гнёзда и выкармливают семенами своих птенцов. Заяц тоже может спрятаться под ветвями ели, потому что ветви обычно расположены низко, иногда у самой земли. Животные, жизнь которых во многом зависит от ели, связаны не только с ней, но и между собой. Так в питании клеста есть следующая особенность: срывая шишку ели, он выедает из неё только часть семян, а затем бросает её. Сброшенные клестами шишки подбирают на снегу белки, дятлы, и это им облегчает поиск пищи. Но ещё важнее сброшенные клестом шишки для лесных мышей, которые не могут сорвать их с дерева. Информация для группы 2. Красива в заснеженном лесу ель. Как и летом, она стоит зелёная. Это прямое, стройное дерево. Оно может быть очень высоким. Живёт до 500 лет. Под чешуйками шишек скрыты семена. В конце зимы чешуйки шишек раскрываются и семена высыпаются. 5. Осознание и осмысление учебного материала. Структуирование информации. Учащиеся выполняют исследование: анализируют информацию, формулируют гипотезу, предлагают варианты решения проблемы, выбирают оптимальный вариант, конструируют ответ для обмена информации. Учитель координирует результаты самостоятельной деятельности учащихся. 6.Закрепление учебного материала. Расширение информации. Лесовичок проводит физкультминутку. Лесовичок проводит познавательную игру «Узнай новое о ели». Каждая часть ели представляет треугольник зелёного цвета. С обратной стороны каждого треугольника дана дополнительная информация о ели: - Известно 45 видов ели. В нашей стране растёт 10 видов ели. - Высота взрослого дерева 30 – 40 метров. - Толщина ствола достигает 1 метр. - Хвоя держится на дереве 7 – 9 лет. (Учащиеся выходят к доске по одному. Прочитав информацию вслух, они прикрепляют треугольники один под другим, составляя ёлочку). Приложение. Задание № 1. Подумайте, что может произойти с животными леса, если люди вырубят ели? Задание № 2. Какую ель лучше нарядить на праздник – живую или искусственную? Почему? Инструкция для группы 1. 1. Рассмотрите рисунки на с. 139 учебника. Каким птицам и зверям ель даёт пищу и укрытие? Подумайте, что может произойти с животными леса, если люди вырубят ели. Используйте дополнительный материал с листа, рассмотрите таблицу на доске. 2. Подумайте, как ответить на поставленный вопрос. 3. Подготовьте одного выступающего по вопросу (второй ученик готовится дополнить ответ выступающего). 4. Попробуйте нарисовать плакат. Инструкция для группы 2. 1. Какую ёлку лучше нарядить на праздник – живую или искусственную? Почему? Для ответа на вопрос пользуйтесь материалами учебника на с. 138. 2. Подумайте, как ответить на поставленный вопрос. 3. Подготовьте одного выступающего по вопросу (второй ученик готовится дополнить ответ выступающего). 4. Попробуйте нарисовать плакат. Информация для группы 1. Жизнь белки, лесных мышей, дятла, клеста зависит от ели. Эти животные питаются семенами ели, прячутся среди её ветвей и под ними. Клесты строят на ели зимой гнёзда и выкармливают семенами своих птенцов. Заяц тоже может спрятаться под ветвями ели, потому что ветви обычно расположены низко, иногда у самой земли. Животные, жизнь которых во многом зависит от ели, связаны не только с ней, но и между собой. Так в питании клеста есть следующая особенность: срывая шишку ели, он выедает из неё только часть семян, а затем бросает её. Сброшенные клестами шишки подбирают на снегу белки, дятлы, и это им облегчает поиск пищи. Но ещё важнее сброшенные клестом шишки для лесных мышей, которые не могут сорвать их с дерева. Информация для группы 2. Красива в заснеженном лесу ель. Как и летом, она стоит зелёная. Это прямое, стройное дерево. Оно может быть очень высоким. Живёт до 500 лет. Под чешуйками шишек скрыты семена. В конце зимы чешуйки шишек раскрываются и семена высыпаются.
|