сценарий презентация powepoint урок школа учитель егэ гиа скачать Урок "Обитатели почвы" 3 класс "Гармония" - Окружающий мир - Начальные классы - Копилка сайта - К УРОКУ.RU

К УРОКУ.RU

Учителям, школьникам, студентам и родителям!
Главная » Файлы » Начальные классы » Окружающий мир

Урок "Обитатели почвы" 3 класс "Гармония"

22.01.2012, 13:03


Обитатели почвы
Цели: сформировать знания о живущих в почве животных и значении почвы для них и растений; сформировать представление о круговороте органических и минеральных веществ в почве; развивать умение устанавливать взаимосвязь между живыми и неживыми объектами природы. Развивать воображение и творческие способности; воспитывать бережное отношение к почве и её обитателям.
Оборудование: иллюстрации обитателей почвы, кроссворд, таблички названий, схема «Круговорот веществ».
Ход урока
1. Организационный момент
Ну, ребята, чур молчок
Начинается урок.
Встреча вас сегодня ждёт
С теми, кто в почве живёт.
2. Проверка домашнего задания
Отгадайте загадку:
Зимой хоть бела, но черна,
Весной зелена, но черна,
Летом и осенью пестра, но всё же черна.
(почва)
Ответьте на вопросы:
-Из чего образуется почва?
Почва образуется из горной породы в результате выветривания и деятельности живых организмов
Земля - единственная из планет имеет почву– особенную, верхнюю оболочку суши. Эта оболочка сформировалась в исторически обозримое время – она ровесница сухопутной жизни на планете. Впервые на вопрос о происхождении почвы ответил М.В. Ломоносов ("О слоях земли"): "…почва произошла от согнития животных и растительных тел … долготою времени…". А великий русский ученый В. В. Докучаев (1899: 16) впервые назвал почву самостоятельным природным телом и доказал, что почва есть "…такое же самостоятельное естественноисторическое тело, как любое растение, любое животное, любой минерал И уже современный известный ученый почвовед Н.А. Качинский ("Почва, ее свойства и жизнь", 1975) дает следующее определение почвы: "Под почвой надо понимать все поверхностные слои горных пород, переработанные и измененные совместным воздействием климата (свет, тепло, воздух, вода), растительных и животных организмов".Почва – это слой вещества, лежащий поверх горных пород земной коры, особое природное образование, играющее очень важную роль в наземных экосистемах. Изучением почв занимается почвоведение, основателем которого является Василий Докучаев.
Давайте разгадаем кроссворд «Состав почвы»
По вертикали:
1. Органическая масса, получаемая из остатков растений и животных, повышающая плодородие почвы. (Перегной)
2. Вещество, хорошо удерживающее воду. (Глина)
3. Одна из составных частей почвы, являющаяся хорошим разрыхлителем, обеспечивающая доступ воздуха к корням растений. (Песок)
4. Вещество, необходимое для жизни и развития растений. (Вода)
5. Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух)
6. Это живые организмы, под действием которых из остатков растений образуется перегной. (Микробы)
7. Это питательное вещество образуется из перегноя под воздействием микроорганизмов.(Соли)
Назовите ключевое слово в выделенной строке? (ПЛОДОРОДИЕ)
Что такое плодородие? Основное свойство почвы.
-Что входит в состав почвы?
В состав почвы входят четыре важнейших компонента:
- минеральная основа (50–60 % от общего объёма);
- органическое вещество (до 10 %);
- воздух (15–25 %);
- вода (25–35 wacko
3. Постановка учебной задачи.
Отгадайте загадку и объясните, какая связь между этим животным и плодородием почвы?
Мой хвост не отличишь от головы,
Меня всегда в земле найдёте вы. (Дождевой червь)


Дождевые черви рыхлят почву, пропускают через кишечник отмершие части растений, образуя перегной.
В лесных почвах беспозвоночные, особенно дождевые черви, перерабатывают более половины всех опавших листьев. За год на каждом гектаре они выбрасывают на поверхность до 25—30 т переработанной земли, создавая тем самым хорошую, структурную почву. Если распределить эту землю равномерно по всей поверхности гектара, то получится слой в 0,5—0,8 см. Поэтому дождевых червей справедливо считают важнейшими образователями почвы.
4.Сообщение темы урока.
На уроке мы познакомимся с обитателями почвы, узнаем о значении почвы для них и растений.
Послушайте сказку о дождевом черве по имени Кузя. Постарайтесь запомнить, какие обитатели почвы будут названы.



Дождевой червь Кузя приполз издалека. Его тело извивалось, проделывая новые и новые ходы в почве.
Дождевые черви, местные жители этого поля, были не очень гостеприимны. Они даже пытались прогнать Кузю, объясняя, что их и так здесь 100 000. Но Кузя не обращал внимания, он работал и пропускал через себя количество земли, равное массе его собственного тела.
Был у местных дождевых червей вождь по имени Аполлон. Он считал себя очень умным. Потому что знал о книге английского биолога Чарльза Дарвина, в которой говорится о большой пользе дождевых червей. Аполлон грозно сказал: «Я и 100 000 моих помощников можем за сутки перерыть 10 тонн земли. Уходи лучше отсюда поскорей, а не то мы и тебя перероем!»
Кузя хотел уже было испугаться. Но тут раздалось чьё-то угрюмое ворчание, и голос произнёс: «Аполлон! Я хоть и плохо вижу, но не позволю тебе обижать одинокого беззащитного червяка.» Это был голос старого крота. Он тоже здесь жил. «А ты, сынок,- продолжил крот, - ползи ко мне в мою кротовину, гостем будешь».
Кузя обрадовался приглашению и через полдня был уже в гостях у крота. Дом у крота был чудесный. Он находился глубоко под землёй. Все его стены были покрыты мхом, сухой травой, мягкими корешками.
Крот усадил Кузю на почётное место на мягком корешке и стал у него выпытывать, откуда он пришёл и почему не хочет уходить отсюда. Только Кузя хотел начать свой рассказ, как в кротовину ввалилась целая компания зелёных водорослей и плесневых грибов. Они подняли страшный галдёж.

-Я так и знал,- только я думал побеседовать наедине со своим новым другом, как вы все тут как тут. Ну не ужас ли, когда в 1 грамме почвы содержится 50 000 плесневых грибов и на 1 гектаре обитает до 100 кг водорослей? Никогда не будешь одинок!
-Дядюшка, не сердитесь,- пропищала юная зелёная водоросль по имени Эстела,- мы тоже хотим узнать побольше о вашем новом друге.
Кузя начал свой рассказ.
-Я приполз издалека. Жил раньше в почве, в которой было достаточно влаги, воздуха. Песка, глины. Много химических элементов, особенно кремния, железа. Правда, иногда не хватало калийных солей и фосфатов, но люди добавляли в такую почву удобрения. Тогда жизнь становилась лучше и веселее. Растения начинали расти быстрее. А здесь у вас жизнь совсем без проблем. Даже никаких удобрений добавлять не надо.
Здесь почва плодороднее, в ней больше темного слоя, из которого при горении выделяется неприятный запах. Я забыл, как он называется,- закончил свой рассказ Кузя.- И так, скажите, называется такая замечательная почва?
Крот сказал: «Кузя! Оставайся у нас, дождевой червь всегда и везде полезен для почвы, так как по твоим ходам в почву проникает вода и воздух, и всем от этого лучше. А ребята расскажут тебе о почве всё, что они знают».
БЕСЕДА после прослушивания сказки по вопросам:
- Как называется самая плодородная почва? (Чернозём)
-Что за тёмный слой, из которого выделяется неприятный запах при горении?
( Перегной)
-Из чего состоит почва?
(Пять главных компонентов)
-Какие живые организмы живут в почве?
5. Изучение нового материала
Работа с текстом с.91-92
Какие ещё обитатели почвы не были названы при чтении сказки?
(Многоножки, личинки, нити грибниц, бактерии, микробы)
-Рассмотрим некоторых обитателей почвы. Объясним, как эти организмы влияют на почву.
*растения
*микроорганизмы
*медведи
*дождевые черви
* кроты
*насекомые
*личинки
*землеройки
*рыбы
*мыши
*змеи
*грибы

Почему почву называют многоэтажным домом? ( В разных слоях почвы своя жизнь. В почве обитают микроскопические грибы, бактерии, насекомые, черви. Многоножки, мелкие грызуны и другие звери.)
Каких почвенных животных наблюдали?
1. Улитка-лужанка. Питается отмершими растениями, обитает во влажных местах.
2. Улитка-катушечник. Живет под опавшей листвой и камнями. Питается как растительной, так и животной пищей.
3. Взрослый и молодой дождевые черви. Встречаются в почвах, питаются остатками растений.
4. Кивсяк. Живет в почве, питается отмершими и гниющими растениями.
5. Проволочник.
6. Бронзовка золотистая. Обитает на цветах кустарников и чертополоха, питается нежными частями растений.
7. Жук из семейства хищников. Этих жуков и их личинок находят в почве по берегам водоемов. Это охотники на короедов.

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.
Почва: дышащая и безмолвная
Их в грамме - миллионы
Водоросли
o Цианобактерии
o Грибы
o Лишайники
o Бактерии
• Обитатели темных чертогов
o Одноклеточные животные
o Черви
o Улитки и Слизни
o Тихоходки, мокрицы, многоножки и др.
o Личинки насекомых
o Медведка
o
Животные почвы
Есть мир, скрытый от нас, недоступный непосредственному наблюдению, — своеобразный мир животных почвы. Там вечный мрак, туда не проникнешь, не нарушив естественного строения почвы. И только отдельные, случайно замеченные признаки показывают, что под поверхностью почвы среди корней растений существует богатый и разнообразный мир животных. Об этом говорят порой холмики над норками кротов, отверстия нор суслика в степи или норок береговых ласточек в обрыве над рекой, кучки земли на дорожке, выброшенные земляными червями, и сами они, выползающие после дождя, а также неожиданно появляющиеся буквально из-под земли массы крылатых муравьев или жирные личинки майских жуков, которые попадаются в земле.

Медведка.В почве «работают» не только дождевые черви, но и их ближайшие родственники — более мелкие беловатые кольчатые черви (энхитреиды, или горшечные черви), а также некоторые виды микроскопических круглых червей (нематоды), мелкие клещи, различные насекомые, особенно их личинки, и, наконец, мокрицы, многоножки и даже улитки. Влияет на почву и чисто механическая работа многих живущих в ней животных. Они прокладывают ходы, перемешивают и разрыхляют почву, роют норы. Все это увеличивает количество пустот в почве и облегчает проникновение в ее глубину воздуха и воды. В такой «работе» участвуют не только сравнительно мелкие беспозвоночные животные, но и многие млекопитающие — кроты, сурки, суслики, тушканчики, полевые и лесные мыши, хомяки, полевки, слепыши. Сравнительно крупные ходы некоторых из этих животных уходят вглубь на 1—4 м. Глубоко идут ходы и крупных дождевых червей: у большинства из них они достигают 1,5— 2 м, а у одного южного червя даже 8 м. По этим ходам, особенно в более плотных почвах, корни растений проникают в глубину. В некоторых местах, например в степной зоне, большое количество ходов и нор роют в почве жуки-навозники, медведки, сверчки, пауки тарантулы, муравьи, а в тропиках — термиты.


Крот. Передние лапы его хорошо приспособлены для копания.

Личинка муравьиного льва на дне сооруженной ею песчаной воронки.
В почве обитает немало хищников. «Мирные» кроты поедают огромное количество дождевых червей, улиток и личинок насекомых, нападают они даже на лягушек, ящериц и мышей. Едят эти животные почти непрерывно. Например, крот за сутки съедает по весу почти столько живности, сколько весит сам.
К хищникам относятся пауки и близкие к ним сенокосцы. Многие из них обитают на поверхности почвы, в подстилке или под лежащими на земле предметами.
В почве живет много хищных насекомых. Это жужелицы и их личинки, играющие немалую роль в истреблении насекомых-вредителей, многие муравьи, особенно более крупные виды, истребляющие большое количество вредных гусениц, и, наконец, знаменитые муравьиные львы, названные так потому, что их личинки охотятся за муравьями. У личинки муравьиного льва сильные острые челюсти, ее длина около 1 см.

Личинка роет в сухой песчаной почве, обычно на опушке соснового леса, воронкообразную ямку и зарывается на ее дне в песок, выставив наружу только широко раскрытые челюсти. Попадающие на край воронки мелкие насекомые, чаще всего муравьи, скатываются вниз. Тогда личинка муравьиного льва схватывает жертву и высасывает ее. Взрослые муравьиные львы внешне напоминают стрекоз, длина их тела достигает 5 см, а размах крыльев — 12 см.
Почва и некоторые из обитающих в ней животных служат средой, в которой развиваются или через которую передаются паразиты и болезнетворные организмы. В почве развиваются яйца и личинки многих круглых червей, например аскарид и власоглавов, паразитирующих во взрослом состоянии в организме человека и домашних животных. Ими заражаются при употреблении в пищу немытых овощей. В почве обитают личинки и других круглых червей: свайников, кривоголовок, кишечных угриц. Они проникают в организм не только с пищей, но даже и через неповрежденную кожу. В трещинах почвы прячутся многие кровососущие клещи, например крупные пастбищные. Они могут служить передатчиками ряда тяжелых болезней.
Какие существуют правила работы с почвой?
(Тщательно мыть руки после работы с почвой, закрывать бинтом или пластырем ранки, через которые могут проникнуть бактерии)
У обитателей почвы в процессе эволюции выработались приспособления к соответствующим условиям жизни: особенности формы и строения тела, физиологических процессов, размножения и развития, способности переносить неблагоприятные условия, поведения. У дождевых червей, нематод, большинства многоножек, у личинок многих жуков и мух сильно удлиненное гибкое тело, позволяющее легко продвигаться в извилистых узких ходах и трещинах почвы. Щетинки у дождевых и других кольчатых червей, волоски и коготки у членистоногих позволяют им значительно ускорять свои движения в почве и прочно удерживаться в норах, цепляясь за стенки ходов.
Окраска животных, постоянно живущих в почве, обычно бледная — сероватая, желтоватая, беловатая. Глаза у них, как правило, развиты слабо или полностью отсутствуют. Зато очень тонко развились органы обоняния и осязания.
Почвенные обитатели
Почвенные клещи представлены большим числом видов, среди которых есть хищники, паразиты, а также питающиеся разлагающимся органическим веществом. Для некоторых видов основную пищу составляют микроорганизмы – бактерии и грибы. В Ленинградской области из почвенных клещей наиболее обычны мелкие панцирные клещи – Орибатиды (Oribatidat).
В хвойных лесах большое значение имеет деятельность этих клещей как разрушителей хвойного опада, который с трудом усваивается другими животными.

Паукообразные







Муравей
Хорошо различимы почвенные беспозвоночные с размерами тела крупнее 2 мм. Здесь мы встречаемся с разнообразными группами червей, наземных моллюсков, ракообразных (мокрицы, бокоплавы), пауками, сенокосцами, ложноскорпионами, многоножками, муравьями, термитами, личинками (жуков, двукрылых и перепончатокрылых насекомых), гусеницами бабочек. К обитателям подземного царства принадлежат и некоторые виды позвоночных животных, живущих в норах и питающихся почвенными беспозвоночными или корешками растений. Это — всем известные кроты, суслики.
Дождевые черви и некоторые личинки насекомых имеют сильно развитую мускулатуру. Сокращая мышцы, они увеличивают диаметр своего тела и раздвигают почвенные частицы. Черви заглатывают землю, пропускают ее через свой кишечник и продвигаются при этом вперед, как бы проедаясь сквозь почву. Позади они оставляют свои экскременты с продуктами обмена и слизью, обильно выделяемой в полости кишечника. Этими слизистыми комочками черви покрывают поверхность хода, укрепляя его стенки, поэтому такие ходы долго сохраняются в почве.

Личинка хруща
А личинки насекомых имеют особые образования на конечностях, голове, иногда на спине, которыми они действуют как лопатой, скребком или кайлом. Например, у медведок передние ноги превращены в сильно специализированные орудия копания — они расширены, с зазубренными краями. Эти скребки способны рыхлить даже очень сухую почву. У личинок же хрущей, роющих ходы на значительную глубину, орудием рыхления служат верхние челюсти, которые имеют вид треугольных пирамидок с зубчатой вершиной и с мощными гребнями по бокам. Личинка ударяет этими челюстями в почвенный комочек, разбивает его на мелкие частицы и подгребает их под себя.
Физминутка
Буратино потянулся,
Раз нагнулся. Два нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Поклонился, сел за стол.
Отгадайте загадку.
Много рук, нога одна. (дерево)
Плакат «Круговорот веществ».
Как деревья дружат с почвой?
Как дерево даёт пищу живущим в почве организмам?
Кто и как в почве перерабатывает растительные и животные остатки?
-Какую роль при этом играют насекомые? бактерии?
Как видим в природе всё взаимосвязано. Как можно назвать этот процесс? (круговорот)
Главная часть почвы – перегной, он самый плодородный её слой. Из него под действием микробов образуются соли, которые растворяются в воде. Их используют растения. Растениями питаются многие животные. Когда растения и животные умирают, их остатки (у растений) и останки (у животных) попадают в почву, и под действием бактерий, а также благодаря работе почвенных животных превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют новые растения, а растения поедают животные. Вот так вещества «путешествуют» в природе как бы по кругу. Из почвы – в растения, из растений – в тела животных, и с остатками растений и останками животных – снова в почву.

Вообрази, что бы было на Земле без переработчиков остатков растений и останков животных. (Не было бы почвы)
ВЫВОД: Без почвы жизнь растений и человека на Земле невозможна.
6 Закрепление изученного.
За что Кузя из сказки говорил человеку спасибо? (За внесение в почву удобрений)
А может ли внесение удобрений вредить почве? (Да, если вносить больше нормы, удобрения накапливаются и загрязняют почву. В результате гибнут черви, личинки насекомых, микробы. Почва теряет плодородие.)
Работа по группам.
(Учитель делит класс на группы для выполнения заданий на карточках.)
Задание: исправить ошибки, допущенные в тексте, доказать правильность своего ответа.
Карточка 1.
Из остатков растений и животных формируется главная часть почвы – перегной, который с водой всасывают корни растений; растениями питаются животные; затем из отмерших растений и животных вновь образуется перегной, круг замыкается.
(Перегной растения не всасывают, они питаются водой с растворёнными в ней солями.)
Карточка 2
Из остатков растений и животных образуется перегной, под воздействием воды перегной превращается в соли, микробы, находящиеся в почве, помогают растениям всасывать эти соли (так растение питается), затем растениями питаются животные, которые, отмирая, вновь образуют перегной и так далее.
(Все процессы в почве происходят постоянно и одновременно, а не последовательно)
Карточка 3
Из остатков растений и животных образуется перегной, из которого под действием микробов образуются соли, растения корнями всасывают из почвы воду с растворёнными в ней солями; растениями питаются животные; из отмерших растений и животных вновь образуется перегной, круг замыкается.
(Ошибок нет)
Карточка 4
Вставить пропущенные слова
Из остатков растений и --------------- (животных) образуется ---------------- (перегной), из которого под действием ---------------------(микробов) образуются ----------------------(соли),
растения корнями всасывают из почвы------------------ (воду) с растворёнными в ней --------------------
(солями), животные питаются --------------------- (растениями); из отмерших ------------------------
(растений и животных) вновь образуется --------------------(перегной).

7.Итог урока
Ребята посадили небольшой еловый лес. Они тщательно за ним ухаживали: все дорожки в лесу заасфальтировали, каждую травинку выпалывали, выгребали и убирали опавшую хвою. С течением времени все ёлочки перестали расти, и постепенно лес погиб. Почему? (Опавшая листва, хвоя, трава после гниения возвращают почве питательные вещества, взятые ранее. Удаление хвои и травы из-под деревьев означает полную потерю питательных веществ, а это приводит к снижению плодородия почвы.)
-Почему бактерии и грибы учёные называют восстановителями или рекультиваторами земель? (Они обогащают почву различными минеральными солями).
-Какие почвенные организмы можно назвать невидимыми земледельцами, почему? (Почвенные бактерии. Они способны обеспечить растения необходимыми элементами питания).
-Каких животных можно назвать архитекторами плодородия и почему? (Дождевых червей. Они создают зернистую структуру почвы).
Домашнее задание: рабочая тетрадь № 88
Рассказ о том, какие изменения происходят в почве в разные времена года.
Учебник с.91-93, подобрать пословицы о почве.

Категория: Окружающий мир | Добавил: Irson678
Просмотров: 13369 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Внимание!
Если Вы опубликовали более трех разработок на портале, то
здесь Вы можете подать заявку на получение
Свидетельства о публикации!

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Меню сайта:




Анализ сайта онлайн Рейтинг@Mail.ru