Автор: Третьяк Наталья Владимировна учитель начальных классов МОУ «Белозерская средняя общеобразовательная школа с. Белозерское, Курганская область Урок литературы, 2 класс, система Занкова. Тема: Фантазия на основе реальности в рассказах о животных. И. Акимушкин «Обезьяньи носы». Цели: 1) Познакомить детей с произведениями И.Акимушкина, раскрывающими образы реальных животных, имеющих непривычный вид и фантастические свойства; уточнение представлений о художественном и научном текстах, выразительных средствах языка. 2) Развивать навык чтения, внимание, мышление, устную речь, умение сравнивать, обогащать словарный запас, умения и навыки исследовательского поиска информации: наблюдения, постановку вопросов, формулировку выводов, умение структурировать материал, объяснять, доказывать, умение работать в группах, парах, «слушать» и «слышать» других. 3) Воспитывать трудолюбие, силу воли, интерес к изучению литературы, природоведческих материалов, мира природы. Ход урока. 1. Организационный момент. Доброе утро! Я улыбнусь вам, а вы – друг другу. Посмотрите, у нас много гостей, улыбнитесь им! Выдохните беспокойство, страх. Забудьте о них. Выдохните в себя красоту, и свежесть зимнего утра! Я желаю вам плодотворной работы и хорошего настроения! 2. Проверка домашнего задания. -Проверим творческое домашнее задание. 1.Вам предлагалось несколько вопросов, на которые вы должны были ответить, выдвинув свою версию (можно сказочную). Ваши работы перед вами – на выставке. Я предлагаю прослушать версии ответов ваших товарищей на вопрос: «Почему тигр полосатый?» 2. А теперь свои собственные созданные вопросы. Этим ребятам я поставила «5», их ответы полные, они поразмышляли и пофантазировали. Выслушать 2 человека. 3. Сообщение темы и целей. Сегодня на уроке вы—исследователи, будем развивать умения исследовательского поиска, наблюдать, объяснять и доказывать. 4.Актуализация знаний. 1.«5-ка чтения». Читаем художественную книгу. Добудьте информацию по «Схеме поиска информации». Какую информацию вы добыли, расскажите друг другу. 2.«Разминка». Найди «Лишнее слово».Работа в парах МЕТАФОРА, РАССКАЗ, ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, ЭПИТЕТ. Выразительные средства языка и жанры художественной литературы делают нашу речь красивой, яркой и выразительной. 5.Открытие нового. 1) Постановка проблемы. Как вы думаете, есть ли реальные животные, имеющие непривычный вид и фантастические свойства? Проверить ваши предположения нам поможет тема урока. А что вы знаете об авторе? Я предлагаю использовать метод «Спроси у друга» и обратиться к ..... и узнать! 2)Рассказ об авторе. Индивидуальное задание. Использован метод «Работа с компьютером и интернетом». ...расскажет, что она узнала про И.Акимушкина. Дополнение учителем: И.Акимушкин жил в 20 веке, но, к сожалению, умер. У него написано много книг для малышей, подростков, взрослых. Для малышей его произведения начинались так: «Жили-были…». Основная книга-«Мир животных»-6 томов! Тема на доске. Портрет. Выставка книг. 6.Работа с учебником стр 92. -Вернемся к проблеме. Для ответа какой метод поиска информации выберем? Сейчас вы будете самостоятельно читать и исследовать текст по схеме поиска информации. Постарайтесь ответить на все пункты! 7. Проверка работы. + Было ли вам это известно? 0 Какую новую информацию вы добыли? ! Что вас удивило? ? Что озадачило? 8.Словарная работа. А вас не озадачили такие слова: вислый, исторгает, Индонезия, о.Калимонтан? Какой метод выберем? У кого спросим? Итак, есть ли животные с непривычным видом?(да, обезьяны кохау) Какой непривычный вид они имеют?(нос) Рассмотрите их фото, я использовала компьютер, чтобы вы увидели их изображение. А какие фантастические свойства раскрывает автор? 9. Выборочное чтение. Снова обратимся к книге. Исследуем, может и нет никаких фантастических свойств. Найти и зачитать! Наши предположения верные? Молодцы! Справились с решением проблемы. Этот текст художественный или научный? А теперь прочитайте текст на листках. Что заметили? Вот это научный текст. Итак, определим тему текста (о чем) (Обезьяны и их носы). Главную мысль. (Каждая часть тела животного нужного нужна, даже если она такая необычная!) Сформулируем вывод. Что объединяет нас, писателей, художников, поэтов, музыкантов? (Стремление к знаниям, много знают-читают, думают, работают. Пользуются методами исследования. И мы с вами должны научиться ими пользоваться, чтобы больше знать - легче учиться!) 10.Рефлексия.Как прошел урок? Своей работой на уроке я…. 12. Д/з на выбор Подведем итоги. Вариант «А»-с.93-95 «Расследуй», вариант «Б»-В доп.лит-ре найти рассказы о необычных животных или их фото.
|