Главная » Файлы » Начальные классы » Чтение |
Урок литературного чтения по произведению К. Паустовского "Родник в мелколесье"
· Скачать | 24.12.2012, 20:19 |
Урок чтения (3 класс) К. Паустовский «Родник в мелколесье» Цель урока: познакомиться с новым произведением К. Паустовского. Расширить представление детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, о человеческих отношениях и нравственных ценностях. Ход урока. На доске портрет К. Паустовского. Беседа о К. Паустовском. - Какие литературные произведения К. Паустовского вы уже знаете. - К. Паустовский знал особый закон – закон природы. Он знал и любил природу и все его творчество подтверждает это. «С детских лет мне хотелось увидеть и испытать все, что только может увидеть и испытать человек» - так сказал К. Паустовский. Сообщение темы. - Сегодня мы будем знакомиться с произведением «Родник в мелколесье». - Как вы понимаете заглавие? О чем будет идти повествование? - Родник – водный источник, текущий из глубины земли. - Что должно расти на местности, чтобы назвать ее мелколесьем? - Что могло стать причиной мелколесья? - По какой причине в этой местности лес мелкий? - Прочитав рассказ, мы сможем ответить на все эти вопросы и познакомимся с героями рассказа. Первичное восприятие. Самостоятельное чтение и словарная работа (читая, обратить внимание на слова, смысл которых нужно будет объяснить: болото, горница, скипидар, багульник, неистово). Чтение вслух. Познакомимся поближе с героями рассказа. - Какие герои встретились нам? (Лесник, автор.). - Что сближает автора и лесника? (Оба любят думать над словами.). - Какую мысль о богатстве русского языка высказывает К. Паустовский в начале рассказа? Прочитайте. - Как автор признается читателям, что раньше эта мысль не совсем была ясна ему? (Стало ясно после встречи с лесником.). - О какой местности шел рассказ с лесником? (Болото.). - Что напоминает нам, что это давно было болото? (Мох вековой.). - Что такое вековой мох? (Сто лет.). - Какое воспоминание оставило о себе болото? (Обилие багульника, небольшие окна-колодца, где-то высохло, а где-то нет, глубокий мох.). - Что такое колодец? (Это водоем, который сделал человек.). - Чем К. Паустовскому нравиться мелколесье? (Много прелести.). Найдите отрывок в тексте и зачитайте его. - Какая мысль прослеживается в рассказе (Мысль о дружбе.). - У всякой травы и дерева бывает дружба. - Почему дружно и тесно? (Деревья были маленькие и не заграждали солнце друг от друга). - С чем сравнивает автор мелколесье? (С горницей.). - Почему встречается выражение окна-колодца? (Вода чистая, холодная и очень глубоко.). Вода бьется из-под земли и в ней вертятся листики и сосновые иголки. Откуда эти листики и иголки? - Что заставило остановиться лесника и автора у оконца-колодца? (Жажда.). - Вода была вкусная? - Кто жил в окне-колодце? (Родник.). - Какое предположение высказал лесник, глядя на родник? (Волга.). - Волга – это что? (Это большая река в России). - Завязался разговор между лесником и рассказчиком. О чем они говорят? Что им интересно? Как они себя при этом чувствовали? - На доске – слова, обозначающие чувства (удивление, удовольствие, радость, приятность, смущение, неожиданность, согласие) Прочитайте эти слова. Что эти слова обозначают? Докажите на тексте смысл слов. - Теперь вы поняли, какие чувства переполняли их? - Прочитайте диалог по ролям («Мы остановились …».). - В чем признался рассказчику лесник? («Я большой любитель …».). - Почему лесник говорит об этом со смущением? - И у вас есть такие моменты в жизни, которые вы не каждому сможете доверить. - А что значит в рассказе для лесника разбирать слова? (Думать над ними, примерять их друг к другу.). - Прочитайте строки, которые говорят о том, что К. Паустовского заинтересовало признание лесника? - А какое слово «привязалось» сейчас? (Родник.). - Слушая человека, его речь, очень много можно сказать о его характере. - Что можно сказать о речи лесника? Зачитайте. - Чем была полезна для автора встреча с лесником? Зачитайте («Простые слова открыли мне …».). Обобщение. - Как озаглавил рассказ автор? - Почему он выбрал такое название? (Потому что его занимала история слов, корень слова.). - В природе все имеет свое название, все в ней связано. - Точно также как дерево имеет глубокие корни, так и слова имеют свои глубокие корни. - У лесника удивительное чутье на слова. Если думать над словами, можно изучить историю народа. - На доске два афоризма («Радоваться в одиночку грустно». «Обычно счастье приходит к счастливому».). - К кому из героев подходит первое высказывание? - Кто из героев нашел собеседника, который порадовался вместе с ним? - Каким своим человеческим счастьем поделился с нами лесник? (Быть в природе, быть частью природы, счастье видеть и наблюдать.). | |
Просмотров: 4339 | Загрузок: 161 | Рейтинг: 2.0/2 |
Внимание! Если Вы опубликовали более трех разработок на портале, то здесь Вы можете подать заявку на получение Свидетельства о публикации! |
Всего комментариев: 0 | |