Урок русского языка в 3 классе (1-4) по теме «Обобщение и систематизация знаний о глаголе». Задачи урока: 1) Обобщить и систематизировать знания учащихся о глаголе. 2) Развивать умение употреблять глаголы в речи, развивать творческое мышление, орфографическую зоркость. 3) Воспитывать интерес к родному языку. Орг.момент. Вот звонок нам дал сигнал: Поработать час настал. Так что время не теряем И работать начинаем. - Ребята, сегодня наш урок будет необычным. У нас гости. Поприветствуем гостей. Учитель называет слова: спинки, тетради и ручки, улыбку. — Вы меня поняли? (Нет) Учитель продолжает: выпрямили, приготовили, подарите. -А теперь вы меня поняли? (Да) — Что объединяет слова второй группы? (Все слова являются глаголами) — Какова же роль глаголов в речи? (Они делают нашу речь ясной, понятной, богатой.) - Глаголы могут "оживить" окружающий нас мир. Сообщение темы и целей урока. — Сегодня в центре нашего внимания будет Его Величество Глагол. (Разместить на доске наглядность.) На уроке мы обобщим, систематизируем (разложим по полочкам) ваши знания о данной части речи. Уверена, что вы откроете на уроке что-то новое для себя. Проверите свои знания и убедитесь в том, что вы всё знаете, а, может, надо будет поработать над этой темой. Хочется предложить вам при выполнении заданий делать на полях такие отметки: + - если уверены в том, что задание выполнено верно; ? – если сомневаетесь или долго думали над выполнением задания; - - если не знаете, как его выполнять. Итак, на уроке мы сегодня будем: (разместить на доске таблички со словами). думать, рассуждать, слушать, доказывать, наблюдать. Минутка каллиграфии. На доске записано: Р д с т ра дость радость - Спишите красиво, чисто, аккуратно, грамотно! - От чего мы испытываем радость? (От хорошего настроения, результатов своей работы.) - Да вы правы, ребята. Радость – это чувство удовлетворения. Она облегчает труд в школе. - Подберите однокоренные слова. Напишите эти слова. Радостный радостно радовать - Что про них можете сказать? ( 3слога, первый слог ударный. Непроизносимый согласный т, последнее слово глагол неопределённой формы, отвечает на вопрос что делать? Суффикс – ть.) - Образуйте глаголы настоящего времени. ( Что делает? Радует, радуется.) III. Обобщение знаний. 1)- Я задам вам сейчас несколько вопросов, попробую угадать ваше настроение. Для этого вы должны из двух ответов выбрать правильный, записав его в тетради цифрами 1 или 2. Глаголы: - склоняются - 1; - изменяются - 2. Изменяются: - по временам - 1; - по падежам - 2. В предложении бывают чаще всего: - подлежащим - 1; - сказуемым - 2. Частица не пишется: - отдельно - 1; - слитно - 2. Учитель показывает табличку с правильными ответами: 2121, переворачивает её, и дети с удивление читают: (Самостоятельная проверка). - Мы рады! - Я думаю, что его Величество Глагол угадал ваше настроение. Спасибо! 2)- Поработаем по карточкам на доске и в тетрадях. 1. Разберите по составу следующие глаголы: побежали, перелетают, зеленеют. 2. Запишите общие грамматические признаки. Пилил, учил, стоял. Помотрят, покрасят, помоют. 3. Подчеркните главные члены предложения. Разберите предложение по частям речи. Солнечные лучи осветили вершины гор. - Выберите любое задание и выполните его. Проверка. ? Коллективно. - Кто согласен? - У кого другой ответ? Докажи! 3) - Что такое глагол? - Найдите глаголы в следующем стихотворении. Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду – всё в действие придёт. Летит ракета. Люди строят зданья, Цветут сады, И хлеб в полях растёт. - Назовите время глагола. Докажите. -Что нужно сделать, чтобы образовать глагол неопределённой формы? (Задать вопрос) - Разберите как часть речи. 1 в. Летит – что делает? – глагол, н.ф. лететь, наст.вр., ед.ч. 2 в. Строят – что делают? – глагол, н.ф. строить, наст. вр., мн. ч. Взаимопроверка. (Таблица – у детей, затем на доске) Покажите результат самостоятельной работы. Ошибок нет — 1—2 ошибки — 3 и более ошибок — Физкультминутка. 1. Наши нежные цветки Распускают лепестки. Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. 2. Наши нежные цветки Закрывают лепестки Тихо засыпают, Головой качают. Ну, цветочки, Хватит спать, Пора урок нам продолжать! 4) - У меня написаны глаголы, составьте словосочетания с этими глаголами Пригревает (ярко) Щебечут ( на деревьях) Распускаются ( дружно) Зеленеет ( на полянке) Пробуждается (от сна) - Вспомните все, что мы говорили о весне, используйте данные глаголы и напишите небольшое сочинение о весне. Озаглавьте его. Чтение сочинений. …. Д. З. 5) - Чтобы логически завершить нашу работу, выполните задания теста: Первый ряд – 1 задание. Второй ряд - 2 задание. Третий ряд – 3 задание. Тест. ? У каждого на столе 1. Какие слова соответствуют схеме? ( ^ □ 1) Богат; - изучай 2) смешной; - люби 3) известный; - береги 4) звёздный - знай 2. Найди словосочетание с глаголом прошедшего времени. 1) громко запел; - и 2) смотрим телевизор; - а 3) бежать к дереву; - но 4) поговорит с другом - или. 3. Найди глаголы, противоположные по смыслу. 1) поливать – подливать; - русский 2) спуститься – подняться; - родной 3) создавать – разрушать; - язык 4) выходить - уходить - чужой - Какие варианты ответов вы выбрали? 1 - 2), 4) 2 – 1) 3 – 2), 3) Ключи к ответу – люби, знай, и, родной, язык Таблички помещаются на доску: - Составьте ключевую фразу. Спишите. Люби и знай родной язык! - Это обращение, ребята, адресовано нам с вами. Язык делает человека человеком. Итог. - Давайте обобщим всё, что мы знали и узнали о глаголе. Глагол Привет от Глагола получат те, кто ответит на вопросы.: - Что такое глагол? - Как изменяются глаголы? - На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме? - Как изменяются глаголы прошедшего времени ? От чего это зависит? - Как пишется не с глаголами? Для чего нужна эта частица? - Проверьте, как вы выполнили задания по теме «Глагол». - У кого при проверке были только + ? - Я думаю, что мы порадовали сегодня его величество «Глагол». … Самоанализ урока. Одной из основных тем 3-4 класса является изучение частей речи. Учащиеся при изучении имени существительного, имени прилагательного, глагола, испытывают трудности. Для того, чтобы детям легче было запомнить изучаемый материал, стараюсь сделать урок интересным, доступным, понятным, что помогает повысить активность детей, усвоить знания, снять напряжение. После таких уроков у детей надолго остаются в памяти каждое разобранное на уроке слово, последовательность выполненных операций, правила, способы проверки слов. Эмоциональный фон урока должен помочь детям лучше и глубже усвоить содержание материала. Существует тесная связь между знаниями и познавательными интересами. Только учебная деятельность, построенная с доминированием элементов, форм и правил игровой деятельности, с её живостью, непосредственностью и эмоциональностью способствует желанию учиться с радостью и удовольствием. Урок русского языка в 3 классе (1-4) по теме «Обобщение и систематизация знаний о глаголе». Задачи урока: 1) Обобщить и систематизировать знания учащихся о глаголе. 2) Развивать умение употреблять глаголы в речи, развивать творческое мышление, орфографическую зоркость. 3) Воспитывать интерес к родному языку. Урок предусматривает обобщение и систематизацию знаний о глаголе. Детям предлагается при выполнении заданий делать на полях такие отметки: + - если уверены в том, что задание выполнено верно; ? – если сомневаетесь или долго думали над выполнением задания; - - если не знаете, как его выполнять. Такая работа даёт учителю ясную картину о каждом ученике. О твёрдости знаний говорит – отметка на полях. Проверяя работу, я ставлю отметки на полях: + - если верно, - - если неверно. Получаются разные комбинации отметок, по которым я делаю такие выводы: + и + - ученик уверен в своих знаниях; ? и + - ученик знает материал, но не твёрдо, надо доработать; ? и - - ученик материал не понял, но задумывается, размышляет над ним, ему следует помочь; - и - - ученик не знает материала; + и - - …ученик уверен в своих знаниях, а они неверные. Предстоит работа по исправлению недостатков. Приём закрепления в виде теста (из двух ответов выбрать правильный , записав его в тетради цифрами 1 или 2) вызывает у учащихся чувство радостного удовлетворения, уверенность в своих силах, ставит каждого ученика в условия поиска, обеспечивает участие в работе всех учащихся. Индивидуальные задания на доске – с целью закрепления, работы над ошибками. Проверка выполненных работ проводится коллективно, что даёт возможность всем детям повторить изученное. Подвести итог урока поможет денотатный граф – разложение одного понятия на несколько составляющих.
|