Главная » Файлы » Начальные классы » Русский язык |
Словари антонимов.
15.02.2010, 12:33 | |
Словари антонимов русского языка как средство развития речи младших школьников. В начальном обучении русскому языку предусматривается ознакомление учащихся со словами , близкими по значению – синонимами и противоположными значению – антонимами . Эта работа направлена на осознание младшими школьниками лексического значения слов, на обогаще-ние их словарного запаса , на формирование у них умения избирательно от-носиться к словам при выполнении творческих устных и письменных упражнений . Но если с синонимами учащиеся не только знакомятся, но учатся употреблять их на уроках чтения , грамматики и правописания , то работа над антонимами занимает в начальных классах очень скромное место . Это нельзя признать правильным . Ценным дидактическим материалом для разнообразной работы с антонимами на уроках русского языка как в старших , так и в начальных классах может служить “Словарь антонимов русского языка ” М. Р. Львова и “ Школьный словарь антонимов русского языка ” того же автора . В указанных словарях учитель найдёт не только антонимические пары слов, но и богатый иллюстративный материал , цитаты из произведений русской художественной литературы от А . С. Пушкина до наших дней , из политической , публицистической , научной литературы ,множество пословиц и поговорок . Причём среди этого разнообразного материала много отрывков, взятых из произведений , хорошо известных в начальных классах. Таким образом ,материалы словарей можно использовать при составлении различных типов упражнений с антонимами и эффективно применять их на уроках русского языка во всех начальных классах . При работе над словарями учителю важно иметь в виду , что в них он найдёт дидактический материал в соответствии с тенденциями обогащения словарного запаса учащихся как в количественном , так и в качественном отношении .В целях развития речи младших школьников очень важно способствовать тому , чтобы дети запоминали как можно большее число антонимов . Работа учителя по обогащению словаря учащихся за счет его количествен- ного увеличения антонимами может представлять собой следующие пути : 1) при ознакомлении школьников с новыми словами не ограничиваться одним только толкованием их лексических значений , там где это возможно , подкреплять лексический анализ подбором антонимов ; 2) при подборе антонимов к словам , известным учащимся не останавливаться на том , что сделано учащимися , а дополнять , уточнять работу справками в словаре . Увеличение объёма антонимов в речи учащихся уже само по себе предполагает и качественное совершенствование речи школьников . Однако для развития речи огромное значение имеют и способы организации , и подача известных учащимся антонимов . Так , наблюдения за рядами слов , обозначающих противоположные качества в разной степени их проявления , а затем и составление подобных рядов помогают детям наглядно увидеть , как выражаются и закрепляются в слове самые различные взаимопереходы противоположных явлений , что , безусловно , способствует развитию их речи : 1)Геройство – доблесть – отвага – храбрость –смелость – робость – трусость . 2)Весёлый – невеселый – грустный – печальный – угрюмый – мрачный . 3)Прекрасно – красиво – хорошо – нехорошо – некрасиво – дурно – уродливо – безобразно. 4)Глубокий – мелкий – поверхностный . Анализируя подобные ряды , учащиеся наглядно видят , как синонимия и антонимия сближаются . В то же время такая работа предваряет глубокое понимание учащимися речевых оборотов типа “от трусости до геройства ”, “от прекрасного до безобразного” . Можно думать , что при незначительной поддержке учителя дети увидят теперь за этими оборотами не только крайние понятия , но и ряд промежуточных . Осознание учащимися лексического значения слова – одна из важнейших задач в работе учителя по совершенствованию речи детей . Однако это только начало дела . Следующим этапом процесса развития речи школьников является работа над словом в предложении , где слово уже имеет конкретное лексическое значение . Следовательно , умение избирательно пользоваться словом возможно сформировать у учащихся при условии работы над контекстом . При этом наблюдения за антонимами в тексте могут поддерживаться анализом содержания тех произведений , откуда взяты соответствующие предложения . Учащимся в таком случае предлагается сказать , например , из какого произведения взято предложение или отрывок, выделить слова , противоположные по смыслу , и по возможности объяснить , как они понимают их смысл . Практический материал для такой работы учитель в достаточном количестве найдёт в указанных выше словарях. Общеизвестно , какой выразительной силой обладают пословицы и поговорки . Работа над ними заслуженно занимает в начальных классах довольно большое место . Широкое отражение в пословицах и поговорках находит и антонимия . Учитель может организовать с ними самую разнообразную работу , например объяснить смысл пословиц , найти в них слова , противоположные по смыслу, и т. д . 1. На смелого собака лает , а трусливого кусает . Трус славит себя языком , а храбрец штыком . Смелый там найдёт , где робкий потеряет . 2. Хорошая слава в лукошке лежит , а плохая по дорожке бежит . Доброе смолчится , а худое молвится . 3. Труженику – медовые пышки , а лодырю - еловые шишки . Дело веди , а безделье гони . Знакомство с разными пословицами , их запоминание , безусловно , полезны учащимся в плане развития их речи . Эта работа приобретёт более глубокий характер , если учитель не ограничится простой констатацией антонимов в них, а предложит учащимся поразмыслить над тем , для чего , по мнению учащихся, в данных пословицах использованы слова , противоположные по смыслу . Для совершенствования речи младших школьников огромное значение имеют речевые образцы , система работы по воспроизведению и осмыслению их выразительных возможностей . Немаловажна и другая сторона речевой практики – грамматическая . Антонимы – лексическое явление , однако работа ними во многом способствует усвоению грамматических средств , в частности норм управления в словосочетаниях с антонимами : победа (над кем ?), но поражение ( кого? ) , тосковать ( о ком ? о чём? ) , но радоваться (чему? ). На основе материала словарей антонимов русского языка учитель может создать целую серию самых разнообразных грамматических упражнений со словами , противоположными по смыслу . Вот некоторые из таких упражнений . 1. Списать слова противоположные по значению . Выделить корень в однокоренных словах . Придумать и записать с некоторыми из слов предложения . Определить , какими членами предложения они будут . 1) трудолюбивый – ленивый трудолюбие – лень труд – лень труженик – лентяй трудиться – лениться 2) гряз – чистота грязный – чистый грязно – чисто грязнуля – чистюля 3) гордость – стыд гордый – стыдливый гордиться – стыдиться гордо – стыдливо 4 ) высокий – низкий высокий – низкорослый высокий – приземистый 2. К данным словам приписать слова , противоположные по значению , но отвечающие на тот же вопрос . Выделить корень в словах обоих столбиков , указать , к каким частям речи эти слова относятся : Образец . (Кто?) друг – (кто ?)враг . (Что ?)дружба – (что ?) … . (Какой?)дружеский - … . Образец . (Что ?) горечь – ( что ? ) сладость . ( Какой? ) горький – (какой?) … . (Как ?) горько – (как? ) … . Образец . (Что ?) грубость – (что ? ) вежливость . (Какой ?)грубый – (какой? ) … . (Как?)грубо – (как?) … . 3.Списать словосочетания , подчеркнуть в них слова , противоположные по значению .Какая часть в этих словах изменяется ? Почему? 1) Ясный день – пасмурный день , ясная погода – пасмурная погода , ясное утро – пасмурное утро . 2) Добрый человек – злой человек ,доброе чувство – злое чувство , добрая подруга – злая подруга . 4. Списать словосочетания подчеркнуть предлоги , указывающие на противоположное направление . Бежать к дому – бежать от дома ; ехать к друзьям – ехать от друзей . 5 . Списать словосочетания , подчеркнуть в них слова , противоположные по значению . Придумать предложения с некоторыми из них . Одержать победу - потерпеть поражение , победа в соревнованиях - поражение в соревнованиях . Нестерпимая жара – нестерпимый холод , томиться от жары – дрожать от холода . Большие возможности для развития речи учащихся представляются учителю в связи с работой над составом слова . Внимание к значимости морфем позволяет обратиться к разным способам образования антонимов . Общим руководством для создания различного рода упражнений по составу слова может служить таблица основных способов образования однокоренных антонимов , представленная в “ Словаре антонимов русского языка ” .В соответствии с возможностями младших школьников и практическим материалом словаря упражнения могут быть следующими : 1. Что общего и различного в словах : щедрый, щедро ,щедрость , расщедрить-ся ; счастливый , счастливо ; просто , простота , упростить , простой; свет , светлый , светло , светлеть ? 2. От данных слов образовать слова с противоположным значением с тем же корнем . Подумать, что при этом изменилось . Благородно , славный, симпатичный , всесильный . Там где возможно , подобрать к этим же словам слова с противоположным значением ,но с другими корнями . 3. Списать слова . В словах с противоположным значением выделить ту часть, которая вносит противоположное значение . 1) Честь – бесчестье , сильный – бессильный , порядок – беспорядок , грамотный – безграмотный . 2) Быль – небыль , правда – неправда , друг – недруг . 3) Прибавлять – убавлять , приезжать – уезжать . 4) Придвигать – отодвигать , привыкать – отвыкать , приезжать – отъезжать . 5) Завязать – развязать , одевать – раздевать . 4. Cписать , подчеркнуть слова , противоположные по значению. Честь лучше бесчестья . У сильного всегда бессильный виноват . Пред ним молва бежала , быль и небыль разглашала . Маленькая правда победит большую неправду . Подобные упражнения способствуют глубокому усвоению учащимися антонимии как языкового явления . Усложняется мыслительная работа . Немаловажно и то , что материал для грамматико - речевых упражнений формирует у детей и навыки правописания . В целом работа над антонимами помогает подлинному овладению учащимися речью . | |
Просмотров: 3854 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.7/3 |
Внимание! Если Вы опубликовали более трех разработок на портале, то здесь Вы можете подать заявку на получение Свидетельства о публикации! |
Всего комментариев: 0 | |