Главная » Файлы » Начальные классы » Русский язык |
Урок русского языка "Употребление частицы НЕ с глаголом" . 3 класс
03.02.2010, 18:05 | |
На уроке происходит знакомство с частицей НЕ, формируются знания об употреблении частицы НЕ с глаголом Урок русского языка по программе « Школа 2100» 3класс (авт.учебников Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева) Тема: Правописание частицы не с глаголами. Задачи урока Образовательные: - Формировать умение писать частицу НЕ с глаголами; - закреплять знания о глаголе как части речи; Воспитательные: - воспитывать уважительное отношение к труду на примере кратких произведений устного народного творчества; - воспитывать самостоятельность учащихся, умение работать в группах; Развивающие: - способствовать совершенствованию орфографических и речевых умений и навыков; - развивать у школьников самостоятельность мышления в учебной деятельности; Мотивационное обеспечение урока: - социальная мотивация (похвала за усердие в работе, поднятие авторитета некоторых учащихся среди своих товарищей) - содержательная мотивация (введение в проблемную ситуацию) Ход урока I.Орг. момент. (Мотивационный настрой на урок) - Здравствуйте, ребята! Давайте настроимся на работу, возьмем друг друга за руки, улыбнемся друг другу и пожелаем своему товарищу: - Я желаю тебе сегодня добра, - Ты желаешь мне сегодня добра, - Если тебе будет трудно, то я помогу. II.Введение в урок. На доске: Я как только лягну, вижу сон. Я его петушка спрятаю. А он достывает. Я тогда сядаю и заплакаю. К.И.Чуковский, известный детский писатель, собирал и записывал предложения, которые говорили дети. Давайте прочитаем их и подумаем. Что здесь неправильно. - Прочитайте предложения правильно. - Что скажете об этих словах? III.Повторение изученного. Стихотворение. Интересная часть речи В русском языке живет. Все что делает, расскажет, Задает или поет. Прячет и отыщет, сядет, Льется , ляжет и заплачет, Или забивает гол – Все расскажет нам…. Иллюстрация – Глагол ( сказочный король) - Сегодня мы побываем в гостях у царя Глагола, но чтобы поближе с вами познакомиться, он задание. У каждого из вас на партах карточка – лото, с написанными на ней словами. Я задаю вопрос, вы фишками закрываете слова, которые будут являться ответами на мой вопрос. смотреть смотр прыгать готовить выполнять точить потерять рычать найти ловили ходили арестовал накатил постарел устарели выписала арендовали разговорил 1. Закрыть фишками только глаголы. 2. закрыть слова – синонимы 3. закрыть слова – антонимы 4. закрыть глаголы, стоящие во множественном числе 5. закрыть однокоренные глаголы 6. глаголы, стоящие в ед. числе. - Назовите слова, не прикрытые фишками. - Сложите первые буквы этих слов. - Что получилось? - Царь Глагол приглашает вас в свою страну Глаголию а)Подготовка руки к письму По дороге белой, гладкой…. б) Запишем дату нашего путешествия (число, классная работа) в) Чтобы было веселей путешествовать, возьмем в дорогу песню.«песня Паровозика из Ромашково» Карта «Глаголия» Город «Вспоминайка» Сейчас узнаем, какие теоретические знания о глаголе вы имеете. Мы проведем Экспресс – опрос. Выявим, кто самый быстрый и сообразительный. - Что такое глагол? - Что обозначает глагол? - На какие вопросы отвечает глагол? - Как изменяются глаголы? - Что обозначают глаголы н.в.? - Что обозначают глаголы п.в.? - Что обозначают глаголы б.в.? - Для чего мы используем в речи глаголы? Посмотрите еще раз на предложения К.И.Чуковского. Что объединяет глаголы в этих предложениях? Какой глагол «лишний»?(достанет) IV.Чистописание Город «Узнавайка» (достанет)Найдите букву, обозначающую согл., звон., мягк., звук(н) Найдите букву, обозначающую гласный безударный звук в окончании.(е) Напишем данное сочетание, но сначала вспомним, как правильно надо писать эти буквы. а) провести пальчиками по наждачной бумаге. б) запись блока V. Словарная работа. Мы переезжаем в следующий город «Загадайка» На доске кроссворд 1.Будто снежный шар бела, 2.Черный Ивашка, По весне она цвела, Деревянная рубашка Нежный запах источала, Где носом пройдет, А когда пора настала, Там заметку кладет.(карандаш) Разом сделалась она Вся от ягоды черна.(черемуха) 3.Кто без нот и без свирели Лучше всех выводит трели Голосистей и нежней, В два ряда дома стоят, Кто же это?…(соловей) Десять, двадцать, сто подряд, 4.Что за дорога, И квадратными глазами Кто по ней идет, Друг на друга глядят. (улица) Тот хромает (лестница) 5.Бусы красные висят, Ветер дует, дует, Из кутов на нас глядят. Никак не сорвет, Очень любят бусы эти Солнышко пригреет, Белки, птицы и медведи.(малина) Само спадет .(пальто) Взаимопроверка (на доске карточки) Если все буквы в кроссворде расставили верно, то у нас получится слово (ЧАСТИЦА) - Как думаете, что будем учиться делать на уроке? VI.Постановка проблемы. Едем в город Сказочный. Послушайте историю. У Глагола была знакомая – Частица НЕ.(картинка) Стихотворение Частица НЕ, частица НЕ, Такая недовольная! На каждом слышится шагу: Я не хочу! Яне могу! Я не останусь! Не пойду! Любой ей труд невмоготу. Гордую и упрямую Частицу НЕ полюбил благородный Глагол. Печальной была эта любовь. Он говорил: ДОСКА: Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ! А она ему отвечала, как вы думаете? ДОСКА: Я ТЕБЯ (НЕ) ЛЮБЛЮ. - Чем второе предложение отличается от первого? - Глагол говорил: Я тебе верю. - А она ему? И вот однажды частица не совсем заупрямилась. Она забралась на стул. А что было дальше, узнаем, когда прочитаем их диалог (на карточках стихотворение с пропущенной частицей) - Я буду в роли Глагола, а вы в роли частицы не. Подумайте, что будете отвечать. (после прочтения стих.) – Что будет обозначать частица НЕ? - На ваших листочках нет частицы НЕ, вам ее надо вписать. - Но как же быть? (самостоятельная работа) ЧАСТИЦА НЕ - ЭТО НОВАЯ ОРФОГРАММА – ПРОБЕЛ. МЫ ЗАПОМНИМ ЭТО ПРАВИЛО И ОНО ВСЕГДА БУДЕТ ВМЕСТЕ С НАМИ. ФИЗМИНУТКА. Я называю глаголы с частицей не, а вы выполняете действия наоборот Не качайтесь, не кружитесь, Не тянитесь, не шагайте, Не приседайте, не моргайте, Не шепчите, и не спите. А теперь все просыпайтесь И за дело принимайтесь. VII. Закрепление изученного. Практическая работа Город Словознайка. - Поупражняемся в употреблении слов и предложений с частицей не. (работа в группах) Составить пословицу. 1. Не откладывай дела в долгий ящик. 2. Не спеши языком, спеши делом. 3. Под лежачий камень вода не бежит. - Какой общей темой объединены пословицы? - Выпишем из каждой пословицы частицу НЕ с глаголом через запятую. - Игра «Молчанка». Найдите пару – объясните смысл пословицы. (не) ищи ____красоты, а ищи доброты. (не) находи (не) теряй (не) поможешь Слезами горю_______ (не) утешишь (не) успокоишь Запишите любую составленную пословицу. Город Наблюдайка. Давайте , я вам расскажу, что же было дальше между Глаголом и Частицей НЕ. Глагол был постоянен в своих чувствах. Он даже сочинил мелодию для частицы не (музыкальное сопровождение) Она как обычно отскочила от него с криком НЕГОДУЮ! НЕНАВИЖУ! И вдруг замерла на месте. Почему? Объясните. Так настоящая любовь победила неприязнь. VIII.Станция Думайка - Со всеми заданиями мы справились хорошо и , напоследок хочется подарить стихотворение, но его нужно расшифровать. ДОСКА: _ _____( вы)учил, _________делай, _____знаешь, _________спеши. (С) глаголами (-т) дельно Ч – стицу (не) п – ш – Орфографическая подготовка. IX. Итог урока. Что узнали? Что было главным? Что было интересным? Рефлексия . Дополнительный материал: | |
Просмотров: 7193 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 3.0/3 |
Внимание! Если Вы опубликовали более трех разработок на портале, то здесь Вы можете подать заявку на получение Свидетельства о публикации! |
Всего комментариев: 0 | |