Главная » Файлы » Начальные классы » Русский язык |
Конспект урока на тему "Роль существительного в речи"
· Скачать | 05.01.2015, 22:30 |
Тема: Роль существительного в речи Цель: расширить представление о роли существительных в речи Знаю: зачем в речи существительные, морфологические признаки существительных Понимаю: как одну часть речи превратить в другую. Могу: рассказать о роле существительного в речи, подобрать примеры существительных, найти существительные в тексте или группе слов. ХОД УРОКА 1.Вводно-мотивационный «Давно живу я в мире этом, даю названья всем предметам». Ребята, представьте, что мы с вами снежинки. Вот пошёл сильный снег, снежинки весело кружат в воздухе, постепенно опускаясь на землю. Сначала опустились маленькие, хрупкие снежинки (сели девочки), затем снежинки побольше (сели мальчики). Все снежинки оказались на земле. Тихо всё кругом, наступила звёздная ночь. Но с восходом зимнего солнца снежинки начали просыпаться, они обрадовались морозному утру, улыбнулись солнышку и сказали друг другу “Добрый день!” Вот и я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и, думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Мне очень хочется, чтобы мы с вами во время работы на уроке покорили сегодняшнюю вершину. Успехов вам и удач! Оформление записи в тетради. 2. Постановка целей и задач Послушайте отрывок из стихотворения А.Фета. Шепот, робкое дыханье, Трели соловья. Свет ночной. Ночные тени. Тени без конца. Серебро и колыханье Сонного ручья. Ряд волшебных изменений Милого лица. Что необычного вы заметили в этом стихотворении? - Из 22 слов стихотворения – 14 существительных, 6 прилагательных и 2 служебных слова, а получается удивительная, чудесная картина ночи, ночного пейзажа. Образуй словосочетание (существительное + существительное) Летят птицы - …. птиц Красивая осень - ….. осени - постановка цели и задач урока Сегодня на уроке мы не только выполним задания, но и заполним кластер «роль существительного» и таблицу Успеха. 3. Актуализация знаний. - перед тем, как мы приступим к новой теме, необходимо вспомнить, что же мы знаем о существительном? 1. ИНТЕРВЬЮ (деление на пары при помощи лото) учащиеся задают друг другу вопросы По рядам задают друг другу вопросы 2. Работа с одаренными - в это время сильные учащиеся составляют кластер о существительном 2-3 мин) 3. Презентация кластеров Деление на группы по темам времена года (составление пазла)…. Пазлы подобраны так, чтобы в одной группе оказались дети, которые не хотят совместно работать. 4.Объяснение нового материала. 1) Подбор слов по групповой принадлежности – развитие речи Запись на доске: живые существа: девочка,… явления природы: гроза,… признак как предмет: синь,… действие как предмет: бег,… 2) Устное «создание» картин по стихам – развитие воображения Дети читают её и добавляют свои примеры. - Прослушайте отрывки из стихотворений других поэтов. Какие картины могут нарисовать имена существительные? 1. Вечер. Поле. 2.Опять дожди, опять туманы, Огоньки. И листопад, и голый лес, Дальняя дорога. И потемневшие поляны, (В.Маяковский) И низкий серый свод небес. (С.Аксаков.) Вывод: с помощью существительных можно «нарисовать» картину природы, портрет и т.д. 3) Доказательство эмоциональной оценки слов - Очень часто имена существительные несут в себе и эмоциональную оценку. Докажите это на примере слов: БЕЗДЕЛЬНИК, ТРУЖЕНИК, ПРОГУЛЬЩИК, НАСТАВНИК - Запишите слова под диктовку (ОДИН У ДОСКИ): усище, хвостище, носик, столик, деревушка. - В чём особенности этих слов? Какой оттенок они несут? (Запись слов в тетрадь, выделение суффиксов) БЕЗДЕЛЬНИК, ТРУЖЕНИК, ПРОГУЛЬЩИК, НАСТАВНИК - Что, кроме самого значения слова, может придавать существительному эмоциональную окраску? - Какую эмоциональную окраску придают суффиксы в данных существительных? | |
Просмотров: 387 | Загрузок: 78 | Рейтинг: 0.0/0 |
Внимание! Если Вы опубликовали более трех разработок на портале, то здесь Вы можете подать заявку на получение Свидетельства о публикации! |
Всего комментариев: 0 | |