Главная » Файлы » Начальные классы » Русский язык |
Урок по русскому языку в 4 классе (Деркач Виктория Владимировна)
· Скачать | 28.10.2012, 20:49 |
Открытый урок по русскому языку в 4 классе Тема урока: Сложное предложение. Цель урока: создать условия для формирования понятие « сложное предложение», познакомить со структурой сложного предложения, с видами сложного предложения. Задачи урока: • Способствовать формированию умения распознавать сложные предложения в устной и письменной речи, работать с алгоритмом. • Содействовать развитию логического мышления учащихся (выполнение операций анализа, синтеза, обобщения, классификации). • Содействовать воспитанию культуры умственного труда, навыков учебного сотрудничества. Ход урока 1. Молитва. 2. Психологический настрой. - Какое необходимо нам с вами настроение, чтобы урок получился удачным? - Я желаю вам сохранить хорошее, рабочее настроение на весь урок. Да, и, пожалуй, на весь день. 3. Чистописание. (п/у на доске) Двадцать шестое апреля Классная работа В учении нельзя останавливаться. - Обратите внимание на высказывание Древних философов. - Как вы понимаете данное изречение? - Объясните написание подчёркнутых орфограмм. ((в) учении – существительное, среднего рода, П.п.; останавливаться – правописание ться, тся в глаголах) - Запишите число, классная работа и чистописание в тетрадь. 4. Игра – разминка. - Какой сегодня день недели? (четверг) - Какой день недели был позавчера? (вторник) - Сколько в этом слове букв и звуков? (7) - Какие буквы алфавита стоят перед и после «д» («г» и « е») - Сколько месяцев в году? (12) - Какой месяц короче всех? (февраль) - Проверка грамотности: как правильно написать – сумма 5 и 7 равна одиннадцати или адиннадцати? (12) - Увеличьте это число в два раза. (24) - Какой месяц стоит в календаре восьмым? (август) 5. Фотограф. (п/у на обратной стороне правого крыла доски) играть мечтать (запись в тетрадь) рисовать походка (ватман!!!!!!!!!!!!!!!!!!) думать читать - Сколько всего слов было записано на доске? (6) - Сколько из них состоят из двух слогов? (4) - Сколько глаголов называют действие? (3) - Сколько глаголов называют состояние? (2) - Какое слово лишнее и почему? (походка – существительное) 6. Актуализация новых знаний. - Расшифруйте слово: (на листе ватмана повесить на доску во время урока) 19, 10, 15, 20, 1, 12, 19, 10, 19. А-1 , Б-2, В-3, Г-4, Д-5, Е-6, Ё-7, Ж-8, З-9, И-10, Й-11, К-12, Л-13, М-14, Н-15, О-16, П-17, Р-18, С-19, Т-20, У-21, Ф-22, Х-23, Ц-24, Ч-25, Ш-26, Щ-27, Ъ-28, Ы-29, Ь-30, Э-31, Ю-32, Я-33. (СИНТАКСИС) - Как вы думаете, что это за понятие – синтаксис? (Синтаксис - это раздел науки о языке) - Что же изучает синтаксис? (Слово синтаксис - греческое. В переводе обозначает «составление», «построение», «строй». Синтаксис изучает - строй связной речи). - Как вы думаете, если мы об этом заговорили, чему же мы посвятим наш урок? (Изучению понятия синтаксиса, узнаем, что входит в это понятие, его роль в русском языке. Это и будет наша учебная задача на урок!) - На предыдущем уроке мы завершили изучение темы «Словосочетание», а сегодня мы приступаем к изучению следующей синтаксической единице речи - предложение. Если я проговорила, что следующей синтаксической единице, значит….. словосочетание – это тоже единица синтаксиса. - Чем же отличается словосочетание от предложения? (Словосочетания – это слова с подчинительной связью, а предложение – это несколько слов выражающие законченную мысль) - Вспомните, пожалуйста, что не является словосочетанием? (Грамматическая основа и сочинительная связь слов) - Выберите из предложенных вариантов правильный ответ. Предложение не может существовать: Без второстепенных членов; Без однородных членов; Без грамматической основы. - А может предложение состоять только из грамматической основы? (Да). Докажите. - Предложение – это одна из единиц синтаксиса! 7. Объяснение нового материала. (п/у раздать на столы предложения каждому ребёнку) Мороз пощипывает нос и щёки. Я люблю, ..... мороз пощипывает нос и щёки. Ударит осенний мороз, ..... иней посеребрит траву. - Прочитайте предложения. - Что не так в записи предложений? (Не хватает союзов) - Вставьте необходимые союзы. Прочитайте предложения. - Сколько грамматических основ в каждом предложении? (В первом- 1, во втором и третьем – 2) -Но ведь грамматическая основа это уже предложение? Значит ли это, что 2 и 3 предложения состоят из 2 – х предложений? (Да) - Как можно назвать предложение, состоящее из нескольких частей? (Сложное) - Сформулируйте тему урока? (Сложное предложение) - Попробуйте сами дать определение сложному предложению. (Предложение называется сложным, если оно состоит из двух или более частей) - Давайте проверим по учебнику с 128 (вверху), рубрика «Давай подумаем» ЗАПОМНИТЕ: Между частями сложного предложения, между двух основ всегда ставиться запятая. Также, части сложного предложения могут соединяться союзами, но при этом запятая сохраняется (обратиться к примерам, которые у детей на листочках). 8. Физическая минутка для глаз. (цветотерапия + запись музыки из кинофильма «Доживём до понедельника») 9. Работа по новой теме в учебнике. - Давайте попробуем найти в тексте сложные предложения. О чём нужно помнить, чтобы не ошибиться? (Предложение должно состоять из нескольких частей, в каждой должна быть грамматическая основа) - В учебнике с 128 упр.2 (1 абзац) (ученик у доски) - Задайте вопрос от одной части предложения к другой. Всегда ли это можно сделать? (Нет) - Какой можно сделать вывод? (Не всегда в сложном предложении можно задать вопрос от одной части к другой) - Как называются такие предложения, узнаем, прочитав правило в учебнике с 129 «Тайны языка». - Какие же действия нужно вспомнить, чтобы отличить СС от СП ? ( Найти основы, задать ? Если вопрос задать можно – это СП, если нельзя – это СС) - Алгоритм с 129 (кому сложен материал) - с 131 упр 4 (работа в парах) Проверка! - Ребята, СП и СС можно обозначать с помощью схем с 129 «Тайны языка» (разобрать виды схем, показ на доске учителем) 10. Творческая работа. (дети объединяются в группы по рядам; на карточках схемы; раздать перед выполнением задания) - Составьте предложения к данным схемам: 1 ряд [ ], (который) 2 ряд [ ], но [ ] 3 ряд (чтобы), [ ] - Вопрос на засыпку: Чем отличается простое предложение с однородными членами, от сложного предложения? ( В простом предложении одна грамматическая основа, а в сложном две и более) 11. Итог урока. - Какое предложение называется сложным? (Предложения, у которых две и более грамматические основы называются сложными) - На какие 2 группы делятся сложные предложения? (СС, СП) 12. Рефлексия. - Какую ставили учебную задачу? (Узнать, что входит в понятие синтаксис) - Удалось решить? (Да, это словосочетания и предложения) - Что помогало найти ответы на вопросы? (Учебник, учитель, друзья) - Нужна ли нам эта тема в дальнейшем? Где будем применять? (При разборе предложений, составлении схем) 13. Выставление отметок. 14. Домашнее задание. - Найти и записать 3 пословицы в виде сложного предложения, выделить в них грамматическую основу. Мороз пощипывает нос и щёки. Я люблю, …….. мороз пощипывает нос и щёки. Ударит осенний мороз, ……. иней посеребрит траву. Мороз пощипывает нос и щёки. Я люблю, …….. мороз пощипывает нос и щёки. Ударит осенний мороз, ……. иней посеребрит траву. Мороз пощипывает нос и щёки. Я люблю, …….. мороз пощипывает нос и щёки. Ударит осенний мороз, ……. иней посеребрит траву. Мороз пощипывает нос и щёки. Я люблю, …….. мороз пощипывает нос и щёки. Ударит осенний мороз, ……. иней посеребрит траву. Мороз пощипывает нос и щёки. Я люблю, …….. мороз пощипывает нос и щёки. Ударит осенний мороз, ……. иней посеребрит траву. Мороз пощипывает нос и щёки. Я люблю, …….. мороз пощипывает нос и щёки. Ударит осенний мороз, ……. иней посеребрит траву. Мороз пощипывает нос и щёки. Я люблю, …….. мороз пощипывает нос и щёки. Ударит осенний мороз, ……. иней посеребрит траву. [ ], (который) [ ], но [ ] (чтобы), [ ] | |
Просмотров: 1164 | Загрузок: 127 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Внимание! Если Вы опубликовали более трех разработок на портале, то здесь Вы можете подать заявку на получение Свидетельства о публикации! |
Всего комментариев: 0 | |