Главная » Файлы » Начальные классы » Русский язык |
Конспект урока по русскому языку по теме "Сказуемое. Простое глагольное сказуемое"
05.04.2012, 20:38 | |
Обобщение сведений о сказуемом, знакомых по курсу V-VII классов; ознакомление с разными типами сказуемых; формирование умений находить сказуемое, определять форму простого глагольного сказуемого. Тема: «Сказуемое. Простое глагольное сказуемое». Цели урока: • обобщение сведений о сказуемом, знакомых учащимся по курсу V-VII классов; • ознакомление с разными типами сказуемых; • формирование умений: находить сказуемое, определять форму простого глагольного сказуемого; • развитие умения выполнять комплексный анализ текста; • воспитание любви к родному краю. Оборудование: компьютер, проектор, таблицы, схемы. Ход урока Организационный момент I. 1. Работа у доски. Задание. Анализ предложения. Составить его схему. (СЛАЙД 1). Русский язык в умелых руках и в опытных устах* красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. (А.И.Куприн) [ - =, =, =,=,=,=, и =]. Первый ученик выходит к доске и вслух читает предложение, объясняет орфографию, пунктуацию, значение слова, отмеченного звёздочкой. Второй ученик даёт устную характеристику предложению и чертит его схему. Вопросы: - Чем выражено сказуемое в предложении? (кратким прилагательным) - Чем чаще всего (или какой частью речи) выражается сказуемое в предложении? (глаголом) Слово учителя. - Правильно, глаголом чаще всего и бывает выражено сказуемое в предложении. И тема нашего урока сегодня: “Сказуемое. Простое глагольное сказуемое”. Эпиграфом нашего урока станет высказывание А.И.Куприна о русском языке. II. Объяснение новой темы. Запись темы урока (СЛАЙД 2). ( проецируется на экране, учащиеся записывают её в тетрадях). - В 8-м классе мы будем углублять знания о главных и второстепенных членах предложения. На прошлом уроке мы рассмотрели подлежащее, а сегодня начнём изучать сказуемое. Сейчас давайте вспомним все сведения о главных членах предложения, с которыми вы познакомились в предыдущих классах. III. Работа с таблицей электронного учебника. - Ребята, а теперь давайте рассмотрим таблицу “Типы сказуемого” (проецируется на экране. Виды сказуемого). (Электронный учебник). Сказуемое - главный член предложения, обозначающий признак подлежащего (действие, состояние или свойство) и отвечающий на вопросы: ЧТО ДЕЛАЕТ ПРЕДМЕТ РЕЧИ? ЧТО С НИМ ДЕЛАЕТСЯ? КАКОВ ОН? КТО ТАКОЙ? ЧТО ОН ТАКОЕ? Грамматическое значение сказуемого - это значение наклонения и времени. Из всех частей речи эти значения может передавать только глагол. Сказуемое может быть простым или составным. Сказуемые бывают трёх типов: 1. Простое глагольное: выражено одним глаголом в форме какого-либо наклонения. 2. Составное глагольное сказуемое: оно состоит из вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение сказуемого и неопределённой формы глагола, выражающей его основное лексическое значение. 3. Составное именное сказуемое: состоит из глагола-связки, выражающего грамматическое значение и именной части (имени существительного, прилагательного и др.), выражающей его составное лексическое значение. - Сегодня на уроке мы рассмотрим простое глагольное сказуемое. Тема нашего урока “Простое глагольное сказуемое”. А глагол – одна из самых богатых и значимых частей речи. Чтобы убедиться в этом на конкретном примере, давайте поработаем с текстом, найдём в нём простые глагольные сказуемые, определим их роль и значение. Давайте не будем забывать и об эпиграфе нашего урока. Насколько красив, певуч, выразителен и ловок русский язык в умелых руках, мы рассмотрим на примере стихотворения Валентина Митрофановича Сидорова. IV. Работа по тексту (СЛАЙД 3). При встречах вновь с особой силой Мы всп..минаем каждый раз (,) Что пеленала3 и р..стила,2 Земля родимая ты 2 нас.4 А годы мча..ся1, мча..ся, мча..ся, И наш стремителен разбе… Но – Боже мой – какое счастье С тобой быть связа(н, нн)ым (на)век! (Текст проецируется на экран). Проверь себя! (СЛАЙД 4). При встречах вновь с особой силой Мы вспоминаем каждый раз, Что пеленала и растила, Земля родимая ты нас. А годы мчатся, мчатся, мчатся, И наш стремителен разбег… Но – Боже мой – какое счастье С тобой быть связанным навек! Задание по тексту. 1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Объясните свой выбор. 2. Найдите и подчеркните в тексте простые глагольные сказуемые. Назовите их. 3. Имеются ли в тексте ещё какие-либо сказуемые, кроме простых глагольных? Подчеркните и назовите их (стремителен, быть связанным. 4. Для чего нужен глагол в речи? Ответ ученика. Учитель: - Известный русский писатель А.Н.Толстой (не надо его путать со Л.Н.Толстым) писал: “Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе” (СЛАЙД 5) . Общее грамматическое значение глагола – это действие. Глаголы называют различные действия, например: мчатся – действия, связанные с положением и перемещением в пространстве. - Как вы думаете, ребята, почему в стихотворении глагол мчатся повторяется трижды? (Автор с помощью повтора изображает стремительный бег времени). 5. Определите тему, основную мысль текста. Тема текста: земля родимая Основная мысль: поэт убеждает нас в том, что быть связанным с родной землёй – это счастье. 6. Определите стиль текста. Докажите своё мнение. Стиль текста: художественный, потому что автор использует в тексте изобразительно-выразительные средства русского языка: эпитеты, метафоры, звукопись и др. Назовите примеры и запишите их в тетрадь. Эпитет – родимая земля, метафора – пеленала и растила земля 7. К какому типу речи относится данный текст (повествование, описание, рассуждение)? Докажите это. Тип речи – повествование. Доказательство: в тексте сообщается о последовательных действиях, т.е. даётся динамика событий: начало действия (поэт с кем-то встречается, и они начинают вспоминать); его развитие: пеленала и растила земля Воронежская, гудело гулко поднебесье, песни плыли над рекой, годы мчатся (одна картина сменяется другой). Слово учителя. - Да, в тексте действительно использован тип речи – повествование, даётся динамика событий при помощи глаголов, т.е. предметы показываются в движении. Обилие глаголов, или глагольность речи, обычно отличает повествование от описания, в котором главными выразительными средствами речи являются имена существительные, прилагательные. V. Закрепление материала. Упражнение (электронный учебник). Задание. Определить типы сказуемых. Записать предложения с простым глагольным сказуемым. (находят в предложениях сказуемое, работают с компьютером учащиеся). VI. Работа с учебником «Русский язык» (Практика). Выполнение упражнения по учебнику. Упр. 110 (письменно) Задание. Найти сказуемые, указать их тип , подчеркнуть как член предложения. VII. Творческая работа(СЛАЙД 6) Написать небольшой текст, употребляя простые глагольные сказуемые, на тему «Осень». VIII. Задание на экране (СЛАЙД 7). 1. У меня есть заветная мечта. 2. Мы сегодня будем заливать каток. 3. Сегодня день был ясный. 4. Я расскажу вам интересную историю. 5. Туман начинает постепенно рассеиваться. 6. Нам понравился это праздник. IX. Итог урока. Вывод (на электронном учебнике) Итак, сегодня на уроке мы рассмотрели простое глагольное сказуемое, а на примере текста убедились, что А.И. Куприн был прав, утверждая: “Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен”. X. Домашнее задание (СЛАЙД 8). На выбор. Упр. 111 или упр. 113 (написать небольшой текст по заданному началу). | |
Просмотров: 3987 | Загрузок: 0 | Комментарии: 11 | Рейтинг: 0.0/0 |
Внимание! Если Вы опубликовали более трех разработок на портале, то здесь Вы можете подать заявку на получение Свидетельства о публикации! |
Всего комментариев: 0 | |