Главная » Файлы » История | Обществознание » Разработки уроков |
Урок Русь до Петра 1
· Скачать | 17.09.2011, 22:13 |
Цели урока: 1. Проверить знания, умения и навыки учащихся по теме: «Россия до середины 18 века» в игровой форме. Продолжить работу по поиску и ликвидации пробелов в знаниях и умениях учащихся через многократное повторение ранее изученного материала. 2. Способствовать воспитанию у учащихся патриотизма через повторение самых ярких страниц русской истории. 3. Развивать познавательную активность учащихся через применение на уроке игровых и развивающих заданий. Оборудование и литература: 1. Преображенский А.А., Рыбаков Б.А. История Отечества 6-7 класс. 2. Чеброва Р.Н., Бармин А.В. Внеклассная работа по истории. Саратов. ОАО «Издательство «Лицей»».2003 год. 3. Кочетов Н.С. Нестандартные уроки в школе. История. Волгоград. Издательство «Учитель».2002 год. 4. Последний звонок. Газета для организаторов внеклассной работы. №5 за 2001 год. 5. Карты «Русь до монголо-татарского нашествия», «Смутное время», «Россия в первой половине 18 века» 6. Изображение терема на ватмане. 7. Зачетные карточки. 8. Контурные карты и тексты с ошибками. Ход урока. 1. Вступительное слово учителя. Учитель сообщает тему и цели урока, план работы на уроке и принципы работы с зачетными карточками. Затем следует стихотворный игровой момент. Целый год мы не спешили, мы историю учили, А теперь пора, поверьте, наши знания проверить Чтоб было интересно всем, проведем мы КВН. Между командами начнем соревнованье, Но пусть обид не будет среди вас, Ведь победитель, или побежденный, не главное, Участие у нас всего дороже. Мы будем рады, если вы в сраженье Покажете находчивость свою. Уменье, знанья и веселье Позволят вам сыграть вничью. К сожаленью, наша тема завершилась. Как ни жаль. Новый век уж на пороге Он зовет нас с вами вдаль. Но прежде, чем его учить Нам надо прошлый повторить. Проверить знанья и уменья, Всем гостям на удивленье Получить оценку «5», а потом уже опять Вместе с вашими друзьями В новый век пойдем мы с вами. Сегодня, всем на удивленье Игровое повторенье. Вы готовы отвечать? Ну, с чего бы нам начать? Конкурс №1. Блиц-опрос. А начнем мы с блиц - опроса. Я задам сейчас вопросы. Ваше дело не бояться, отвечать, не запинаться! (учащиеся отвечают на вопросы по очереди.) 1. 1. Кто руководил русскими войсками в Ледовом побоище? (Александр Невский) 2. Назовите первого русского царя. (Иван 4 Грозный) 3. Первая княгиня-христианка на Руси. (Ольга) 4. Назовите фамилию царя Бориса. (Годунов) 5. Русский крестьянин, загубивший польский отряд в начале 17 века. (Иван Сусанин). 6. Первый книгопечатник на Руси. (Иван Федоров). 7. Назовите имя, отчество и фамилию внука патриарха Филарета. (Алексей Михайлович). 8. Кто из сыновей Ивана Грозного был на русском престоле. (Федор Иванович). 9. Боярин, сидевший на русском престоле после Лжедмитрия 1. (Василий Шуйский). 10. Кто из князей получил прозвище «Донской» и за что? (Дмитрий Иванович за победу на Куликовом поле). 11. Имя патриарха, проводившего церковную реформу. (Никон). 12. Имя протопопа, выступавшего против церковной реформы. (Аввакум). Конкурс №2. Исторический диктант. А теперь слова по теме Чтоб сберечь урока время Я читаю вам куплеты Вы пишите лишь ответы. Нужно эту тему знать, Чтобы термины узнать (Учащиеся пишут ответы на вопросы) 1. Есть хозяйство: пашня, пряжа, Ничего нет для продажи. Всё, что произведено: Фрукты, рыба и зерно, Всё крестьянин, труд любя, Производит для себя. В таких хозяйствах крепость, стать, Как же нам его назвать? (натуральное хозяйство) 2 . Русь языческой считалась И Перуну поклонялась, И ещё другим богам. Их не перечислить вам. Но тут князь Владимир Окрестил сперва дружину И с себя на склоне лет Снял языческий обет. И в религию другую Обратил он Русь святую. Напишите же, в какую? (христианство) 3. Князь был мудрый Ярослав И имел он много прав. Первый написал закон Как же назывался он? ( «Русская правда») 4. Когда крестьянин занемог, Он брал у феодала в долг. Долг отрабатывал, старался, А как крестьянин назывался? (закуп) 5. Есть земельное владенье, Есть хозяин феодал. И когда он умирал, Сыну все он передал. Напишите, только точно. Как назывались земли? (Вотчина) Конкурс №3. Хронология. Вы готовились к опросу? Я задам сейчас вопросы О сраженьях, о годах, о князьях и городах. Сами вы сейчас молчите, Только дату поднимите. (учитель называет события, а учащиеся поднимают карточку с датой этого события) Конкурс №4. Логическая цепочка. Слова я прочитаю вам, А вы прислушайтесь к словам, Может лишние попали? Докажите. Как узнали? Слово лишнее найдите, и его вы подчеркните. Объясните нам потом, что плохого в слове том. (учащиеся записывают цепочки слов и подчеркивают лишнее) 1. Александр Невский, Дмитрий Донской, Скопин-Шуйский, Дмитрий Пожарский, Никон. (Все полководцы, а Никон – патриарх) 2. Холоп, закуп, вотчина, рядович, смерд. (зависимые крестьяне, а вотчина – земельное владение). 3. Нева, Калка, Непрядва, Ока, Угра. (Все реки, на берегах которых происходили сражения, а на Оке – нет.) 4. Казанское ханство, Астраханское ханство, запанная Сибирь, Дальний Восток. (Земли, вошедшие в состав России при Иване Грозном) 5. Семен Дежнев, Василий Поярков, Ерофей Хабаров, Богдан Хмельницкий, Владимир Атасов. (Все землепроходцы, кроме Хмельницкого.) Конкурс№5. Контурная карта. Вот вам карты непростые Как вы видите – пустые. Подпишите все, что нужно Всей командой быстро, дружно! Но совет даю вам дельный: Каждый пишет сам, отдельно! (учащиеся заполняют контурные карты) Второй этап: О чем говорят географические названия? (учитель зачитывает несколько географических названий, а учащиеся должны определить, с каким историческим событием они связаны) 1. Нижний Новгород, Ярославль, Москва.(Путь второго ополчения) 2. Нарва. Юрьев, Рига, Ревель, Великое княжество Литовское. (Ливонская война) 3. Непрядва. Дон, Нижний Дубяк, Смолка. (Куликовская битва) 4. Остров Вороний камень, остров Порка, Чудское озеро. (Ледовое побоище). 5. Смоленск, Догобуж, Вязьма, Можайск Москва.(Польская интервенция в годы смутного времени) Конкурс №6. Исторический кроссворд. Много терминов, понятий Изучили с вами мы, А теперь в кроссворде этом Угадать вы их должны. Слово главное найдите И его вы мне скажите. (учащиеся разгадывают исторический кроссворд) Конкурс №7.Попади в терем. (На картине на доске – княжеский терем с высоким крыльцом. У крыльца имеется большое количество ступенек. Чтобы подняться на ступеньку, надо ответить на вопрос. Команды поднимаются по очереди. На доске по ступенькам поднимаются флажки с помощью магнитной доски и магнитов.) Вот вам терем расписной У него крыльцо резное. Чтоб внутри нам оказаться, Надо на крыльцо подняться. А подняться можно просто Лишь ответить на вопросы. Отвечай, не ленись, На ступеньку поднимись. Как ступенька – так вопрос, Начинаем наш опрос. 1. Как назывался круговой объезд князем своих земель с целью сбора дани на Руси? ( полюдье) 2. Кто являлся основателем династии русских князей? (Рюрик) 3. Как называлась первая сводная летопись на Руси и кто её автор? («Повесть временных лет», Нестор) 4. Назовите основоположников славянской азбуки. (Кирилл и Мефодий) 5. В чем заключается значение принятия христианства на Руси? (Принятие христианства укрепило государственность, возвысило Русь в глазах соседних государств, способствовало развитию культуры и образования, усилило княжескую власть, облегчило связи с христианскими государствами, способствовало принятию общечеловеческих ценностей и духовности). 6. Дайте характеристику феодальной раздробленности. В чем её положительные и отрицательные черты? (Это - закономерный объективный этап в развитии феодализма. Негативные черты: снижение обороноспособности страны, междоусобицы, конфликт князей с боярством. Позитивные черты: небольшим княжеством легче было управлять, в нем сильнее были экономические связи, расцвет культуры.) 7. В чем заключается горизонтальный порядок передачи власти? (Великокняжеская власть передается по наследству старшему брату, а при отсутствии такового – старшему в роду.) 8. В чем заключается вертикальный порядок передачи власти? (Передача власти от отца к старшему сыну) 9. Кто был первым представителем династии Романовых? (Михаил Федорович Романов) 10. Каково было настоящее имя Лжедмитрия 1? (Григорий Отрепьев) 11. Кто встал во главе второго ополчения при освобождении Москвы в 1612 году? (Минин и Пожарский) 12. Кого из исторических лиц прозвали «тушинским вором»? (Лжедмитрия Второго). Конкурс№8. Найди ошибку. Перед вами текст большой С виду он совсем простой, Но не верьте вы глазам, Есть ошибок много там. Предстоит сейчас вам дети Отыскать ошибки эти Отыскавши, их исправить, То, что нужно в тексте – вставить. Вы ошибки зачеркните, Нужное – вверху впишите! (учащиеся читают текст, зачеркивают ошибки и вписывают над ними нужные фразы) Воцарение Василия Шуйского и подавление восстания Болотникова не привели к успокоению страны. Не успела разнестись весть о гибели Лжедмитрия 1, как в приграничной с Речью Посполитой полосе вдруг появился ещё один «царь Дмитрий». Лжедмитрий 2 собрал большое войско и подошел к Москве. Москвичи, ненавидевшие Василия Шуйского, сами открыли самозванцу ворота города (Овладеть столицей самозванец не смог). Марина Мнишек тоже приехала к нему в Кремль (в Тушино). Василий Шуйский в это время обратился за помощью к датчанам (к шведам) и обещал им участок Балтийского побережья. На беду король Речи Посполитой Баторий 2 ( Сигизмунд 3 ) в сентябре 1609 года открыто выступил против России. Боярская верхушка в Москве решила низложить непопулярного Василия Шуйского и передать русский престол сыну Лжедмитрия 2 и Марины Мнишек Ивану (сыну Сигизмунда Владиславу). Заключительное слово учителя Хорошо вы потрудились, чтобы знанья показать, А теперь пора настала Ваши баллы посчитать. (Учитель ставит оценки за работу на уроке, определяет победителя и награждает его.) Вот поставлены оценки, Я довольна, что скрывать. А теперь пора и на дом Вам заданье записать. Учитель задает домашнее задание индивидуально, исходя из результатов урока. Всю мы сделали работу, И закончен наш урок. Через несколько мгновений Прозвенит для вас звонок. Я сейчас прощаюсь с вами, Но уже не за горами встреча новая у нас. Послезавтра этот класс ждет вас снова. Обещаю, вы не будете скучать. Ведь уже пора настанет тему новую начать. Будут новые заданья, а сегодня – до свиданья! | |
Просмотров: 1551 | Загрузок: 173 | Рейтинг: 0.0/0 |
Внимание! Если Вы опубликовали более трех разработок на портале, то здесь Вы можете подать заявку на получение Свидетельства о публикации! |
Всего комментариев: 0 | |