Главная » Файлы » История | Обществознание » Разработки уроков |
План-конспект урока обществознания в 7 классе. Урок –путешествие на тему: "Основные виды денежных знаков"
· Скачать | 17.09.2011, 22:03 |
Цели урока: 1. Познакомить учащихся с различными видами денежных знаков, дать их сравнительную характеристику, проследить историю их появления. Выявить положительные и отрицательные стороны различных денежных знаков и видов денег. 2. Способствовать воспитанию у учащихся бережного и уважительного отношения к деньгам, заработанным честным трудом. Разъяснить и доказать им, что деньги не являются мерилом всех жизненных ценностей, показать приоритет общечеловеческих ценностей над материальными. 3. Развивать у учащихся умения работать с текстом учебника, словарем, правовыми первоисточниками, дополнительной литературой, выполнять творческие задания. 4. Способствовать социализации учащихся в обществе, умению работать в коллективе через выполнение заданий группами. Оборудование и литература: 1. Боголюбов Л. Н. «Обществознание» учебник для 7 класса. М. Просвещение. 2009 год. 2. Котова О. А. , Лискова Т.Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. М. Просвещение. 2008 год. 3. Копейка рубль бережет. Редактор –составитель Жук Л. И. Минск. Красико-Принт. 2009. 4. Ресурсы Интернет ] http://denznak.ru/ wordweb.ru «http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%B3%D0%B8» www kupury. ru http://www. respek. info/index.php?p=705 5 . Законы Российской Федерации о деньгах • Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6—ФКЗ, от 30.12.2008 № 7—ФКЗ). — Принята всенародным голосованием 12.12.1993. — Ст. 75, п. 1. — [КРФ] • О Центральном банке Российской Федерации (Банке России). — Федеральный закон от 10.07.2002 № 86—ФЗ (ред. от 25.11.2009). — Принят ГД ФС РФ 27.06.2002. — [ЗЦБ] • О валютном регулировании и валютном контроле. — Федеральный закон от 10.12.2003 № 173—ФЗ (ред. от 22.07.2008). — Принят ГД ФС РФ 21.11.2003. — [ЗВР] • О банках и банковской деятельности. — Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 23.07.2010). — [ЗББД] • О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. — Федеральный закон от 07.08.2001 № 115—ФЗ (ред. от 17.07.2009, с изм. и доп., вступившими в силу с 06.12.2009). — Принят ГД ФС РФ 13.07.2001. — [ЗПЛ] Учитель: Добрый день, дорогие ребята. Сегодня у нас не совсем обычный урок. Сегодня мы с вами совершим путешествие в страну денежных знаков. Для этого вам понадобятся те знания и умения, которые вы приобрели на прошедших уроках обществознания: умения готовить самостоятельные сообщения, работать со словарем и рабочей тетрадью, решать задачи. Вам понадобятся выдержка и смекалка, надежное плечо друга – партнера по бизнесу, чувство ответственности. Сегодня вам придется проявить все эти качества, ведь на этом уроке вы сделаете ещё один шаг в сторону бизнеса. Нам предстоит совершить путешествие в страну денежных знаков и на своем пути мы сделаем остановку на 6 станциях. Наш скоростной экспресс отправится на следующую станцию только тогда, когда будут выполнены все задания, которые ожидают вас на остановке. Каждый бизнесмен должен работать с множеством партнеров, в единой команде. Этому мы тоже постараемся научиться на сегодняшней игре. Поэтому работать вы будете в команде. Между командами будет происходить честная конкуренция, а здоровая конкуренция – двигатель экономики. Итак, первая станция нашего путешествия – станция историческая. На этой станции мы узнаем с вами, каким образом деньги меняли своё обличье в ходе истории. Станция № 1. Историческая. Для того, чтобы миновать эту станцию, вам необходимо открыть учебники на странице 185 и найти пункт «Деньги меняют обличье» (далее идет беседа поданному тексту с использованием дополнительных источников. На закрепление учащиеся выполняют задание 2 стр 188 учебника, а затем задание №5 из рабочей тетради стр 94) Станция № 2. Деньги России Итак, на исторической станции мы с вами узнали, какие предметы употреблялись ранее вместо денег, и какие ценные бумаги могут выступать сегодня в роли денег. А какие денежные знаки использовались все это время в нашей стране? Вот это мы с вами узнаем на следующей станции нашего путешествия – станции «Деньги России». (Звучат сообщения учащихся, в качестве наглядных пособий используются экспонаты школьного краеведческого музея – денежные знаки различных периодов истории России) (на закрепление учащиеся выполняют следующее задание:) Расшифруйте названия денег 2 копейки – г…………ш 3 копейки – а…………н 10 копеек – г…………к 15 копеек – п…………й 20 копеек - д…………й Полкопейки – д………а Серебряный рубль – ц……………й На доске вывешиваются правильные ответы, учащиеся сверяют их со своими Старинные названия русских денег 2 копейки – Грош 3 копейки – алтын 10 копеек – гривенник 15 копеек – пятиалтынный 20 копеек - двугривенный Полкопейки – деньга Серебряный рубль – целковый Станция № 3. Законодательная. Основные характеристики денежной системы, как правило, закрепляются в законодательстве страны. В Российской Федерации основные параметры денежной системы заданы следующими законами: Конституцией Российской Федерации; Законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»; Законом «О валютном регулировании и валютном контроле»; Законом «О банках и банковской деятельности»; Законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Так, статьей 75 Конституции РФ зафиксировано, что: Денежной единицей в Российской Федерации является рубль Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Глава VI Закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» расшифровывает положения Конституции. Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100 копеек. Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются. Статья 28. Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается. Статья 29. Эмиссия наличных денег (банкнот и монеты), организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляются исключительно Банком России. Банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону. Статья 30. Банкноты и монета Банка России являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами. Банкноты и монета Банка России обязательны к приему по нарицательной стоимости при осуществлении всех видов платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории Российской Федерации. Статья 31. Банкноты и монета Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету Банка России нового образца. Не допускаются какие-либо ограничения в отношении сумм или субъектов обмена. При обмене банкнот и монеты Банка России старого образца на банкноты и монету Банка России нового образца срок изъятия банкнот и монеты из обращения не может быть менее одного года, но не должен превышать пять лет. Статья 32. Банк России без ограничений обменивает ветхие и поврежденные банкноты в соответствии с установленными им правилами. Статья 33. Совет директоров принимает решения о выпуске банкнот и монеты Банка России нового образца, об изъятии из обращения банкнот и монеты Банка России старого образца, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков. Описание новых денежных знаков публикуется в средствах массовой информации. (учитель показывает детям действующие денежные купюры и монеты) Ребята, но чем бы вы ни занимались в будущем, помните, что по-настоящему ценные вещи невозможно купить ни за какие деньги!. Например, здоровье. Не экономьте на здоровье! Помните, что за деньги не купишь хорошее настроение или уважение окружающих, любовь близких. Не сравнивайте все с деньгами. Далеко не все продается и покупается! «Общий язык» с деньгами можно найти, если не делать их смыслом жизни, и тем более не использовать для этого нечестные методы. А мы переходим на следующую станцию нашего путешествия – Словарную. Станция № 4 . Словарная. На первой станции нашего путешествия мы с вами познакомились с такими понятиями как банк, банкнота, монета, номинал, чек. Теперь настала пора выписать эти термины в тетрадь. Ваша задача – открыть словари в конце учебника, выписать в тетради термины, написанные на доске и объяснить их значение. Затем анализируется выполненное задание Банк - финансовое учреждение, собирающее и накапливающее денежные средства, предоставляющее кредиты, осуществляющее денежные расчеты, операции с золотом, иностранной валютой. Банкнота – денежные знаки, выпускаемые в обращение банком и гарантирующие их владельцу право получить в банке на определенную сумму отчеканенные государственные монеты или золото Монета – металлический денежный знак из золота, серебра, меди или медных сплавов, который служит узаконенным средством обращения. Номинал – нарицательная стоимость, обозначенная на ценных бумагах, монетах, бумажных денежных знаках (например, 10 рублей или 5 фунтов) Чек – ценная бумага, содержащая письменное указание банку от владельца хранящихся там ценностей выдать предъявителю определенную часть этих ценностей или выплатить их стоимость иными предметами (например, используемыми в этой стране монетами) Станция № 5. Валютная. В разных странах денежные знаки называются по-разному. Например, название американского доллара произошло от слова «талер». Так называлась серебряная монета, которая чеканилась сначала в Германии, а позже в других странах Европы. Американская валюта кроме немецкого названия имеет ещё и русскую «внешность»: рисунок банкноты достоинством в один доллар выполнен русским художником Сергеем Макаронским. Помимо американцев, жители Канады, Австралии и Новой зеландии называют свою валюту словом «доллар». А словом «франк» называют собственную валюту жители Швейцарии и Бельгии. Поэтому европейские государства поняли необходимость выпуска общей денежной единицы, которую назвали «евро». (далее следуют сообщения о денежных купюрах других стран, сопровождаемые презентацией: денежные знаки ведущих стран мира, самые красивые день ги, памятники день гам) На закрепление учащиеся выполняют такое задание: на их столах находятся таблички синего цвета с названия стран и зеленые с названием денежных единиц этих стран. Необходимо их сопоставить. Вывод по новому материалу делают учащиеся, затем учитель. Поскольку мы с вами уже познакомились с историей и современностью денежных знаков, мы сможем помочь нашему другу незнайке написать письмо. Это письмо он уже написал, но в него закралось несколько ошибок. Наша задача эти ошибки исправить. (на столе каждого ученика распечатано письмо Незнайки. Ошибки нужно исправить прямо в тексте, затем анализируем работу) Текст с ошибками. Письмо Незнайки. Деньги существуют с незапамятных времен. С тех пор как на Земле появились люди, они торговали и покупали вещи в кредит. Особенно часто они зарывали клады, чтобы деньги не потерялись или чтобы чужие люди их не украли. У разных народов в качестве денег использовались одни и те же предметы. Часто в качестве денег использовали шкуры животных, потому что они никому не нужны. Металлические деньги появились у тех народов, которые жили поблизости от залежей золота и серебра. В старину золото находили в больших слитках, эти слитки разрубали на маленькие кусочки – так появились рубли. Рубли стали менять на наконечники копий – так появились копейки. Рубль и копейка переводятся на другие языки так: доллар и центнер – у американцев, фунт и фунтик – у англичан, марка и иномарка – у немцев. В будущем деньги станут компьютерными, или виртуальными. Например, захотелось Пончику пирожков с повидлом, он включает компьютер, выходит в Интернет и передаёт по электронной почте в магазин свою чековую книжку. В магазине из этой книжки переписывают номера денег и зачеркивают эти номера, как в карточке лото. А потом отсылают чековую книжку назад Пончику. Он зачеркивает в карточке сумму, которую нужно уплатить за пирожки, и подсчитывает, что осталось. Учитель делает вывод по уроку, выставляет оценки. Задание на дом: параграф 17 стр. 185- 189 всем, индивидуальные задания по итогам урока. Заключительное слово учителя. Культура отношения к деньгам – показатель культуры человека. Она должна закладываться в каждом человеке с детства. Чтобы не страдать от недостатка денег, нужно выполнять несколько правил. 1. Не стыдитесь вести денежные подсчеты. Это делают многие известные люди, не знающие недостатка в деньгах. 2. Подсчитывать деньги следует не на людях, ведь это ваше личное дело. 3. Планируйте свои расходы, будьте разумны в тратах: пока вы не столь богаты, чтобы удовлетворять все свои желания. 4. Никогда не забывайте о своих близких! Им не нужны дорогие подарки, им нужно внимание. 5. Старайтесь не влезть в долги! Никогда и ничего не просите, особенно у тех, кто имеет над вами власть. 6. Если у вас возникнут трудности, приложите усилия в поисках решения, не спешите раздражаться или начинать жаловаться. Русские купцы издавна говорили: «Денежку наживай, да честь не продавай»; «Превыше всего прибыль, а честь выше прибыли». Так что не ставьте деньги превыше всего. Вступая во взрослую жизнь, вспомните наш разговор и постарайтесь разумно и честно зарабатывать и тратить деньги. Ведь не зря говорят: «Деньги – очень плохой хозяин, но хороший помощник». | |
Просмотров: 3820 | Загрузок: 357 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Внимание! Если Вы опубликовали более трех разработок на портале, то здесь Вы можете подать заявку на получение Свидетельства о публикации! |
Всего комментариев: 0 | |