сценарий презентация powepoint урок школа учитель егэ гиа скачать План-конспект урока истории в 10 классе на тему "Бородинское сражение в Отечественной войне 1812 года." - Разработки уроков - История | Обществознание - Копилка сайта - К УРОКУ.RU

К УРОКУ.RU

Учителям, школьникам, студентам и родителям!
Главная » Файлы » История | Обществознание » Разработки уроков

План-конспект урока истории в 10 классе на тему "Бородинское сражение в Отечественной войне 1812 года."

· Скачать 17.09.2011, 21:58


Цели урока:
1. Вскрыть причины победы русских войск в Бородинском сражении. Выявить последствия этой победы для дальнейшего хода военных действий и для морального духа русских войск, а также для престижа России на международной политической арене.
2. Способствовать воспитанию у учащихся патриотизма через изучение одной из самых ярких страниц Российской истории – Отечественной войны 1812 года. Способствовать воспитанию у учащихся мужества и готовности защищать свободу и независимость Родины на примере героев Бородинского сражения: Багратиона, Раевского и других.
3. Развивать у учащихся умения и навыки самостоятельной работы через работу с исторической картой, текстом учебника, документами, индивидуальным раздаточным материалом.
Тип урока: комбинированный
Оборудование и литература:
1. Буганов В.И., Зырянов П.Н. «История России конец 17 – 19 век»
2. Карта Европы в 1804 – 1815 годах.
3. Стенд «Пиши правильно»
4. Стенд «Династия Романовых»
5. Стенд «Важнейшие события в истории России»
6. Стенд «Важнейшие события мировой истории»
7. Стенд «Ими гордится Россия»
8. Аудиокассета с записью песни о Бородинском сражении»
9. Фотоальбом «Бородинская панорама
10. Фотоальбом «Бородино. 1941-1945годы.»
11. Антонов В.С. «Книга для чтения по истории СССР 19 век» стр.13 и 14.
12. Портреты героев Бородинского сражения.

Ход урока.
1. Проверка знаний и умений учащихся.
1.Работа с индивидуальными карточками разного уровня сложности.
2. Работа с картой у доски. Остальные слушают, дополняют, исправляют неточности и задают отвечающему дополнительные вопросы.
В чем вы видите причины быстрого продвижения армии Наполеона по территории России в начале войны?
2. Изучение нового материала.
Итак, русская армия остановилась у местечка Бородино. Кутузов решил дать генеральное сражение. К этому и стремился и Наполеон, но, самое главное, этого ждала, к этому стремилась русская армия. Моральный дух российских солдат, чувства русских патриотов очень хорошо передал М.Ю. Лермонтов.
Мы долго молча отступали.
Досадно было, боя ждали.
Ворчали старики:
«Что ж мы? На зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»
Армия рвалась в бой, а русское общество требовало решительных действий и готово было сделать все для победы.
Подробно ход Бородинского сражения с использованием схемы боя мы изучали с вами в 8 классе, поэтому сейчас мы с вами только вспомним только основные его этапы.
Откройте страницу 136 учебника, найдите на ней схему расположения войск при Бородинской битве. Проанализируйте соотношение русских и французских войск перед битвой и в ходе её. На доске плакат с изображением схемы сражения.
- соотношение сил: 132 тысячи русских солдат и 135 тысяч французских.
- оборонительный план Кутузова.
Вопрос для учащихся:
Вспомните, какие цели преследовал перед битвой каждый из полководцев?

Кутузов:
1. Прикрыть путь на Москву, не пропустить врага к столице.
2. Сохранить боеспособную русскую армию.
Наполеон:
1. Уничтожить русскую армию.
2. Прорвать оборону русских и взять Москву.

Один из учащихся у доски , используя схему сражения, дает его характеристику.

- штурм Шевардинского редута
-батарея Раевского
- удар по Багратионовым флешам, 6 часов штурма, ранение Багратиона.
- атаки на батарею Раевского
- Платов с казаками
- отход с батареи Раевского
- контратака русской конницы
- французы оставляют ряд захваченных пунктов.
После сражения генерал А.П. Ермолов говорил, что у Бородино «Французская армия расшиблась о русскую армию»
Сам Наполеон так оценивал это сражение: «Из всех моих сражений самое страшное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми!»
И действительно, мужеству и героизму русских солдат не было предела. Это подтверждает документ, с которым вам сейчас необходимо будет работать.
У каждого из вас имеется на столе отрывок из воспоминаний участника Бородинского сражения, русского офицера Глинки.
Ваша задача: Прочитать этот документ и ответить на вопрос, поставленный перед текстом.
Учащиеся работают с текстом, отвечают на вопрос, затем учитель проверяет работу.


Вот так дрались русские солдаты, и не зря позже об этом сражении писали стихи, ему посвящали свои полотна русские художники. Лев Николаевич Толстой, величайший русский писатель, посвятил этой исторической эпохе свой роман «Война и мир». Изучая его по литературе, не поленитесь, перечитайте роман еще раз, окунитесь в эту незабываемую эпоху.
Об этом сражении слагали и песни, отрывок одной из них мы с вами сейчас послушаем. И слушая песню, ответьте на вопрос:
Почему вся Россия помнит про день Бородина?

Звучит запись 1 и 2 куплета песни «Бородино»

История распорядилась так, что во время Великой Отечественной войны на Бородинском поле тоже шли очень жестокие бои, и русская армия сражалась там с таким же мужеством.
Поэтому в настоящее время на Бородинском поле воздвигнут памятник, памятник воинам, погибшим и в 1812 году и в годы Великой Отечественной войны.
Продемонстрировать фотографии памятника из книги «Бородино. 1941 – 1945.»

А теперь, ребята, у меня для вас есть очень интересный вопрос:
Кто же победил в Бородинском сражении?
Еще Вольтер говорил, что по любому вопросу может быть минимум 2 противоположных мнения, причем каждый из спорящих будет по-своему прав.
Мы с вами сейчас говорим о бесспорной победе русской армии, а ведь Наполеон-то так не считал. Он считал Бородино своей победой.
Были у него основания так считать? Были! Ведь после сражения он занял Москву.
Так кто же победил в Бородинской битве? А чтобы в этом разобраться, рассмотрим 2 точки зрения: Кутузова и Наполеона.
На доске высказывания:
«Бородино – это победа французской армии!»
Наполеон.

«Бородино – это победа русской армии!»
Кутузов.
Кто из них прав?
Для того, чтобы этот проблемный вопрос решить, надо выяснить сначала, что такое победа? Я вам немного помогу.
С точки зрения военной стратегии победа – это достижение целей, поставленных перед сражением. А теперь проанализируем, какие цели ставил перед собой Наполеон перед сражением?
1. Взломать оборону русских и занять новые территории.
2. Разгромить и уничтожить русскую армию.
Достиг он этих целей? Нет!
Какие цели ставил перед собой Кутузов?
1.Прикрыть дорогу вглубь России, не пропустить французов к Москве.
2. Сохранить боеспособность русской армии.
Достиг он этих целей? Достиг! Так кто же победил? Русская армия!
И это уже неоспоримый факт, который мы с вами доказали! А на будущее у меня к вам такое пожелание:
Вы уже люди достаточно взрослые, через год выйдете из стен школы в жизнь. В жизни вы будете постоянно сталкиваться с проблемными ситуациями. Так вот я вам желаю, чтобы в этих ситуациях вы всегда отстаивали своё мнение, если считаете, что вы правы. Но это мнение никогда не должно быть голословным. Докажите свою правоту, приведите факты, чтобы ваш оппонент с вами согласился, и тогда вас будут высоко ценить окружающие.
Через несколько дней после Бородинского сражения в деревне Фили под Москвой состоялся военный совет.
Ваша задача: прочитать текст стр. 136-137 учебника и ответить на вопросы:
Какой вопрос решался на военном совете в Филях?
Какое решение было принято? И почему?
3. Вывод по новому материалу.
4. Закрепление.
1. В Бородинском сражении участвовал наш земляк офицер Марин.
О нем сохранилось немного сведений, но те, которые мы смогли собрать, вам сообщит…Остальные по ходу сообщения составляют в тетрадях краткий план.
2. А теперь небольшое творческое задание по группам.
За 10 минут вы должны написать мини-сочинение 8-10 предложений.
Первая группа пишет рассказ от имени очевидца событий.
Вторая группа пишет сочинение-рассуждение на тему: «Каков мог бы быть исход войны, если бы русская армия была уничтожена в Бородинском сражении?»
Зачитывается несколько сочинений из первой и второй группы.
5. Вывод по уроку.
6. Задание на дом:
Параграф № 56 всем, индивидуальные задания по итогам урока.

Категория: Разработки уроков | Добавил: tendencija
Просмотров: 4148 | Загрузок: 301 | Рейтинг: 0.0/0
Внимание!
Если Вы опубликовали более трех разработок на портале, то
здесь Вы можете подать заявку на получение
Свидетельства о публикации!

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Анализ сайта онлайн Рейтинг@Mail.ru