Главная » Файлы » История | Обществознание » Разработки уроков |
План-конспект урока истории в 10 классе на тему "Бородинское сражение в Отечественной войне 1812 года."
· Скачать | 17.09.2011, 21:58 |
Цели урока: 1. Вскрыть причины победы русских войск в Бородинском сражении. Выявить последствия этой победы для дальнейшего хода военных действий и для морального духа русских войск, а также для престижа России на международной политической арене. 2. Способствовать воспитанию у учащихся патриотизма через изучение одной из самых ярких страниц Российской истории – Отечественной войны 1812 года. Способствовать воспитанию у учащихся мужества и готовности защищать свободу и независимость Родины на примере героев Бородинского сражения: Багратиона, Раевского и других. 3. Развивать у учащихся умения и навыки самостоятельной работы через работу с исторической картой, текстом учебника, документами, индивидуальным раздаточным материалом. Тип урока: комбинированный Оборудование и литература: 1. Буганов В.И., Зырянов П.Н. «История России конец 17 – 19 век» 2. Карта Европы в 1804 – 1815 годах. 3. Стенд «Пиши правильно» 4. Стенд «Династия Романовых» 5. Стенд «Важнейшие события в истории России» 6. Стенд «Важнейшие события мировой истории» 7. Стенд «Ими гордится Россия» 8. Аудиокассета с записью песни о Бородинском сражении» 9. Фотоальбом «Бородинская панорама 10. Фотоальбом «Бородино. 1941-1945годы.» 11. Антонов В.С. «Книга для чтения по истории СССР 19 век» стр.13 и 14. 12. Портреты героев Бородинского сражения. Ход урока. 1. Проверка знаний и умений учащихся. 1.Работа с индивидуальными карточками разного уровня сложности. 2. Работа с картой у доски. Остальные слушают, дополняют, исправляют неточности и задают отвечающему дополнительные вопросы. В чем вы видите причины быстрого продвижения армии Наполеона по территории России в начале войны? 2. Изучение нового материала. Итак, русская армия остановилась у местечка Бородино. Кутузов решил дать генеральное сражение. К этому и стремился и Наполеон, но, самое главное, этого ждала, к этому стремилась русская армия. Моральный дух российских солдат, чувства русских патриотов очень хорошо передал М.Ю. Лермонтов. Мы долго молча отступали. Досадно было, боя ждали. Ворчали старики: «Что ж мы? На зимние квартиры? Не смеют, что ли, командиры Чужие изорвать мундиры О русские штыки?» Армия рвалась в бой, а русское общество требовало решительных действий и готово было сделать все для победы. Подробно ход Бородинского сражения с использованием схемы боя мы изучали с вами в 8 классе, поэтому сейчас мы с вами только вспомним только основные его этапы. Откройте страницу 136 учебника, найдите на ней схему расположения войск при Бородинской битве. Проанализируйте соотношение русских и французских войск перед битвой и в ходе её. На доске плакат с изображением схемы сражения. - соотношение сил: 132 тысячи русских солдат и 135 тысяч французских. - оборонительный план Кутузова. Вопрос для учащихся: Вспомните, какие цели преследовал перед битвой каждый из полководцев? Кутузов: 1. Прикрыть путь на Москву, не пропустить врага к столице. 2. Сохранить боеспособную русскую армию. Наполеон: 1. Уничтожить русскую армию. 2. Прорвать оборону русских и взять Москву. Один из учащихся у доски , используя схему сражения, дает его характеристику. - штурм Шевардинского редута -батарея Раевского - удар по Багратионовым флешам, 6 часов штурма, ранение Багратиона. - атаки на батарею Раевского - Платов с казаками - отход с батареи Раевского - контратака русской конницы - французы оставляют ряд захваченных пунктов. После сражения генерал А.П. Ермолов говорил, что у Бородино «Французская армия расшиблась о русскую армию» Сам Наполеон так оценивал это сражение: «Из всех моих сражений самое страшное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми!» И действительно, мужеству и героизму русских солдат не было предела. Это подтверждает документ, с которым вам сейчас необходимо будет работать. У каждого из вас имеется на столе отрывок из воспоминаний участника Бородинского сражения, русского офицера Глинки. Ваша задача: Прочитать этот документ и ответить на вопрос, поставленный перед текстом. Учащиеся работают с текстом, отвечают на вопрос, затем учитель проверяет работу. Вот так дрались русские солдаты, и не зря позже об этом сражении писали стихи, ему посвящали свои полотна русские художники. Лев Николаевич Толстой, величайший русский писатель, посвятил этой исторической эпохе свой роман «Война и мир». Изучая его по литературе, не поленитесь, перечитайте роман еще раз, окунитесь в эту незабываемую эпоху. Об этом сражении слагали и песни, отрывок одной из них мы с вами сейчас послушаем. И слушая песню, ответьте на вопрос: Почему вся Россия помнит про день Бородина? Звучит запись 1 и 2 куплета песни «Бородино» История распорядилась так, что во время Великой Отечественной войны на Бородинском поле тоже шли очень жестокие бои, и русская армия сражалась там с таким же мужеством. Поэтому в настоящее время на Бородинском поле воздвигнут памятник, памятник воинам, погибшим и в 1812 году и в годы Великой Отечественной войны. Продемонстрировать фотографии памятника из книги «Бородино. 1941 – 1945.» А теперь, ребята, у меня для вас есть очень интересный вопрос: Кто же победил в Бородинском сражении? Еще Вольтер говорил, что по любому вопросу может быть минимум 2 противоположных мнения, причем каждый из спорящих будет по-своему прав. Мы с вами сейчас говорим о бесспорной победе русской армии, а ведь Наполеон-то так не считал. Он считал Бородино своей победой. Были у него основания так считать? Были! Ведь после сражения он занял Москву. Так кто же победил в Бородинской битве? А чтобы в этом разобраться, рассмотрим 2 точки зрения: Кутузова и Наполеона. На доске высказывания: «Бородино – это победа французской армии!» Наполеон. «Бородино – это победа русской армии!» Кутузов. Кто из них прав? Для того, чтобы этот проблемный вопрос решить, надо выяснить сначала, что такое победа? Я вам немного помогу. С точки зрения военной стратегии победа – это достижение целей, поставленных перед сражением. А теперь проанализируем, какие цели ставил перед собой Наполеон перед сражением? 1. Взломать оборону русских и занять новые территории. 2. Разгромить и уничтожить русскую армию. Достиг он этих целей? Нет! Какие цели ставил перед собой Кутузов? 1.Прикрыть дорогу вглубь России, не пропустить французов к Москве. 2. Сохранить боеспособность русской армии. Достиг он этих целей? Достиг! Так кто же победил? Русская армия! И это уже неоспоримый факт, который мы с вами доказали! А на будущее у меня к вам такое пожелание: Вы уже люди достаточно взрослые, через год выйдете из стен школы в жизнь. В жизни вы будете постоянно сталкиваться с проблемными ситуациями. Так вот я вам желаю, чтобы в этих ситуациях вы всегда отстаивали своё мнение, если считаете, что вы правы. Но это мнение никогда не должно быть голословным. Докажите свою правоту, приведите факты, чтобы ваш оппонент с вами согласился, и тогда вас будут высоко ценить окружающие. Через несколько дней после Бородинского сражения в деревне Фили под Москвой состоялся военный совет. Ваша задача: прочитать текст стр. 136-137 учебника и ответить на вопросы: Какой вопрос решался на военном совете в Филях? Какое решение было принято? И почему? 3. Вывод по новому материалу. 4. Закрепление. 1. В Бородинском сражении участвовал наш земляк офицер Марин. О нем сохранилось немного сведений, но те, которые мы смогли собрать, вам сообщит…Остальные по ходу сообщения составляют в тетрадях краткий план. 2. А теперь небольшое творческое задание по группам. За 10 минут вы должны написать мини-сочинение 8-10 предложений. Первая группа пишет рассказ от имени очевидца событий. Вторая группа пишет сочинение-рассуждение на тему: «Каков мог бы быть исход войны, если бы русская армия была уничтожена в Бородинском сражении?» Зачитывается несколько сочинений из первой и второй группы. 5. Вывод по уроку. 6. Задание на дом: Параграф № 56 всем, индивидуальные задания по итогам урока. | |
Просмотров: 4148 | Загрузок: 301 | Рейтинг: 0.0/0 |
Внимание! Если Вы опубликовали более трех разработок на портале, то здесь Вы можете подать заявку на получение Свидетельства о публикации! |
Всего комментариев: 0 | |