Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 55» УТВЕРЖДАЮ Программа рекомендована к работе педагогическим Директор школы советом школы Протокол № от 2010 г. Киселёва И.Б. Программа обсуждена на методическом объединении учителей истории Протокол № от 2010 г. История Пояснительная записка 6 класс Составитель программы учитель МОУ «СОШ № 55» Ануфриева Екатерина Александровна. Новокузнецк 2010 Пояснительная записка. Данная программа составлена в соответствии с требованиями государственного образо-вательного стандарта для среднего звена на основании базовой программы по истории, авторский коллектив А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, учебника А. А. Данилов, Л. Г. Косу-лина « История России. С древнейших времён до конца 16 века» Москва Просвещение 2009 год и примерной программы по истории, учебника Агибалов « История средних веков» для 6 класса Москва Просвещение 2009 года, а также и обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания образования. Настоящая программа составлена на 68 часа в соответствии с учебным планом школы и рассчитана на 1 год обучения. Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы и направлен на решение следующих задач: - обеспечение понимания общественных процессов. - развитие интеллектуальных способностей на основе различных мыслительных операций по сопоставлению и анализу исторических фактов - развитие интереса и уважения к истории России Данный курс преследует цель: - формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих её народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории: - дать знания об основных чертах развития индустриального и традиционного обществ и изменениях, и изменениях. Преподавание курса связано с преподаванием других курсов государственного образо-вательного стандарта: литература, изобразительное искусство и опирается на их содержа-ние. Курс предусматривает изучение следующих разделов: 1 Раннее средневековье 2 Расцвет средневековья 3 Мир в 14-16 веках 4 Киевская Русь 5 Политическая раздробленность на Руси 6 Московская Русь Содержание, структура курса и объём настоящей программы полностью соответствует структуре и объёму содержания типовой программы Контроль достижения учениками уровня государственного стандарта осуществляется в следующих видах (стартовый, текущий и итоговый контроль) и формах ( зачёт, защита работы, выполнение нормативов, контрольное упражнение). Особенностью организации учебного процесса по данному курсу является использова-ние следующих методов: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский. Тематический план № Наименование темы, раздела Количество ча-сов 1 Раннее средневековье 13 часов 2 Расцвет средневековья 16 часов 3 Мир в 14-16 века 11 часов 4 Русь Древняя 8 часов 5 Политическая раздробленность на Руси 8 часов 6 Русь Московская 12 часов Содержание курса « История средних веков» 6 класс Раздел 1. Раннее средневековье ( 13 часов) Великое переселение народов и падение Западной Римской империи. Образование и отличительные черты германских королевств. Изменение в положении церкви в 4 веке. Ереси. Формирование и состав христиан-ского канона. Возникновение папства. Монашество. Карл Великий. Феодальная раздробленность. Императоры и церковь. Истоки средневековой культуры. Церковь и культура. Споры вокруг античного насле-дия. Особенности развития Восточной Римской империи. Её расцвет при Юстиниане. Взаимоотношения с Русью. Роль античного наследия. Храм как образ мира и синтез ис-кусства. Условия жизни и занятия арабов. Проповедь Мухаммада. Хиджара. Победа новой веры. Ислам. Коран. Обязанности мусульман. Возникновение Халифата. Сунниты и шииты. Распад Халифата. Ислам и культура стран Халифата. Мечеть. Раздел 2. Расцвет средневековья ( 16 часов) Складывание нового устройства общества. Сословия. Феодализм. Сеньоры и вассалы. Феодальная иерархия. Рыцарство. Крестьяне и сеньоры. Крестьянская община. Причины возникновения и расцвета средневековых городов. Борьба городов с сеньо-рами. Социальная структура города. Средневековое ремесло. Цехи, их роль в экономике и жизни. Возникновение банков. Основы могущества церкви. Разделение церквей на православие и католицизм. кресто-вые походы. Ереси. Инквизиция. Объединение Франции. Усиление королевской власти в Англии. Столетняя война. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Реконкиста. Гуситское движение. Раздел 3. Мир в 14-16 веках ( 11 часов) Природные условия Индии. Социальная культура. Варны и касты. Роль кастовой сис-темы. Религия и культура Индии. Периодизация истории Китая в эпоху Средневековья. Китай и его соседи. Монголь-ское владычество и его свержение. Великий шёлковый путь. Наука, литератцра, искус-ство. Объединение монголов и создание державы Чингисхана. Завоевания монголов и при-чины успехов. Распад державы. Завоевания Тимура. Особенности развития Америки. Цивилизации майя, ацтеки, инки. Африка. Раздел 4. Русь Древняя ( 8 часов) Формирование Древнерусского государства. Первые русские князья. Князь Владимир. Крещение Руси. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Древнерус-ское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого. Культура Древней Руси. Быт и нравы. Раздел 5. Политическая раздробленность на Руси ( 8 часов) Раздробление Древнерусского княжества. Владимиро-Суздальское княжество. великий Новгород. Галицко-Волынская земля. Монгольское нешествие на Русь. Борьба русских земель с западными завоевателями. Русь и Орда. Культура русских земель Раздел 6. Русь Московская ( 12 часов). Начало правления Ивана 4. Реформы Избранной рады 50-х годов. Внешняя политика Ивана 4. Опричнина. Итоги правления Ивана 4 Грозного. Культура и быт в 16 веке. Перечень Требований к знаниям и умениям учащихся к концу шестого года обучения По разделу « Раннее средневековье» Иметь представление: О возникновении королевств О жизни Византии О Арабском халифате Знать: Возникновение ислама Феодальная раздробленность Правление Карла Великого Уметь: Определять последовательность и длительность важнейших событий Работать с исторической картой Показывать знание фактов, дат, терминов По разделу « Расцвет средневековья» Иметь представление: О развитии городов О восстаниях в Европе О Столетней войне Знать: Еретичество и католическая церковь Крестовые походы Развитие торгового и банковского дела Уметь: Работа с картой Рассказывать о важнейших исторических событиях Использовать различные исторические источники По разделу « Мир в 14-16 веках» Иметь представление: Об Османской империи Об открытии Америки О колониальных захватах Знать: Технические открытия Культура раннего Возрождения Развитие Востока Уметь: Сравнивать свидетельства разных источников Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках Соотносить общие исторические события и отдельные факты По разделу «Русь Древняя» Иметь представление: Об образовании Древнерусского государства О деятельности князей по укреплению внутреннего и международного положения О культуре Древнерусского государства Знать: Племенное княжение, варяги Причины крещения Руси Полюдье, «Русская правда» Уметь: Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках Давать описание событий и памятников культуры на основе документов и иллюстраций Соотносить общие исторические события и отдельные факты По разделу « Политическая раздробленность на Руси» Иметь представление: О раздроблении Древнерусского государства О политической зависимости от Золотой Орды О культуре русского народа Знать: Невская битва Ледовое побоище Нашествие монголов Уметь: Работать с картой Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках Соотносить общие исторические события и отдельные факты По разделу «Русь Московская» Иметь представление: О возвышении Москвы О государственном строе и реформах Об итогах правления Ивана Грозного Знать: Куликовская битва Создание единого русского государства Опричнина Уметь: Работать с картой Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках Соотносить общие исторические события и отдельные факты Список литературы Для учащихся: 1 Е. В. Агибалов История средних веков Учеб. для 6класса,- Москва: Просвещение 2009 2 А. А.Данилов Л Г Касулина История России С древнейших времён до конца 16 века Учеб. для 6 класса,- Москва: Просвещение 2009. Для учителя: 1 Е. В. Агибалов История средних веков Методическое пособие. Москва: Просвеще-ние 2009 2 Е. В. Агибалов История средних веков Учеб. для 6класса,- Москва: Просвещение 2009 3 А. А.Данилов Л Г Касулина История России С древнейших времён до конца 16 века Учеб. для 6 класса,- Москва: Просвещение 2009. Календарно-тематическое планирование История ( 6 класс) 2010-2011 учебный год Календарно – тематическое планирование рассчитано на 2 часа в неделю В сумме составляет 68 часов Учебник « История Средних веков». Под редакцией Е.В. Агибаловой Г.М. Донского Учебник « История России» Данилов, Касулина № Раздел, тема Д/з Раннее средневековье 1 Древние германцы и Римская империя 2 Королевство франков и христианская церковь в 6-8 веках 3 Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодаль-ная раздробленность 4 Западная Европа в 9-11 веках 5 Культура Западной Европы в раннее Средневековье 6 Византия при Юстиниане. Борьба с внешними врагами 7 Культура Византии 8 Образование славянских государств 9 Возникновение ислама Арабский халифат и его распад 10 Возникновение ислама Арабский халифат и его распад 11 Культура 12 В Рыцарском замке 13 Средневековая деревня и её обитатели Контрольное тестиро-вание по главе Расцвет средневековья 14 Формирование средневековых городов 15 Горожане и их образ жизни 16 Могущество папской власти Католическая церковь и еретики 17 Крестовые походы 18 Объединение Франции. 19 Что англичане считают началом своих свобод 20 Столетняя война Терминологический диктант 21 Столетняя война 22 Крестьянская война во Франции и в Англии 23 Крестьянская война во Франции и в Англии 24 Усиление королевской власти в конце 15 в в Англии и во Франции 25 Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове 26 Усиление власти князей в Германии 27 Расцвет итальянских городов 28 Гуситское движение в Чехии 29 Завоевание турками-османами Балканского полуострова Кон-трольное тестирование по главе Мир в 14-16 века 30 Образование и философия 31 Средневековая литература и искусство 32 Культура раннего Возрождения в Италии 33 Культура Раннего Возрождения в Италии 34 Научные открытия и изобретения Терминологический дик-тант 35 Средневековый Китай 36 Индия Государства и культура 37 Государства и народы доколумбовой Америки 38 Африка 39 Мир в 14-16 веках 40 Европа в средние века Контрольное тестирование по главе Русь Древняя 41 Восточные славяне. Соседи восточных славян 42 Формирование Древнерусского государства 43 Первые киевские князья 44 Владимир Святославич. Принятие христианства 45 Расцвет Древнерусского государства при Ярославичах. 46 Культура Древней Руси Терминологический диктант 47 Быт и нравы Древней Руси 48 Древняя Русь Контрольное тестирование по главе Политическая раздробленность на Руси 49 Начало раздробления Древнерусского государства 50 Главные политические центры Руси 51 Нашествие с Востока 52 Борьба Руси с западными завоевателями 53 Русь и Золотая Орда Терминологический диктант 54 Русь и Литва 55 Культура русских земель в 12-13 веках 56 Политическая раздробленность Контрольное тестирование по главе Русь Московская 57 Предпосылки объединения русских земель. Усиление Мос-ковского княжества 58 Москва-центр борьбы с ордынским владычеством. Куликов-ская битва 59 Московское княжество и его соседи в конце 14-середине 15 века 60 Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества Терминологический диктант 61 Московское государство в конце 15-начале 16 века 62 Церковь и государство в конце 15-начале 16 века 63 Реформы Избранной рады 64 Внешняя политика Ивана 4 65 Опричнина 66 Просвещение, устное народное творчество, литература в 14-16 веках 67 Архитектура, живопись в 14-16вв. Быт в 15-16 веках 68 Русь Московская Контрольное тестирование
|