сценарий презентация powepoint урок школа учитель егэ гиа скачать Рабочая программа по ОБЖ 2 класс "Школа России" - ОБЖ - Начальные классы - Копилка сайта - К УРОКУ.RU

К УРОКУ.RU

Учителям, школьникам, студентам и родителям!
Главная » Файлы » Начальные классы » ОБЖ

Рабочая программа по ОБЖ 2 класс "Школа России"

· Скачать 28.05.2012, 23:14


Пояснительная записка

Авторы: Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова
В соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании», «О защите населения и терри¬торий от чрезвычайных ситуаций природного и техно¬генного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности до¬рожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне» и др. разработана программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 1—4 классов образо¬вательных учреждений.
Одними из основных моментов в практической реали¬зации вышеназванных законов Российской Федерации являются постоянное информирование населения, пропа¬ганда знаний, обеспечение правильных действий населе¬ния в опасных для жизни и здоровья условиях в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с вышеизложенным предлагается про¬грамма, обеспечивающая непрерывность обучения насе¬ления, начиная с младшего школьного возраста, пра-вильным действиям в опасных для жизни и здоровья ситуациях. Реализация программы позволит:
• привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;
• сформировать у детей научно обоснованную систе¬му понятий основ безопасности жизнедеятельности;
• выработать необходимые умения и навыки безопас¬ного поведения в повседневной жизни в случае возникно¬вения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.
Программа обеспечена учебными пособиями, рабочими тетрадями (авторы Л. П. Анастасова и др.), методиче¬ским пособием (автор В. Я. Сюньков), игрой «Азбука пешехода» (под общей редакцией А. Т. Смирнова) (см. раз¬дел «Литература»).
В настоящее время систематическое получение зна¬ний по основным вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности начинается лишь в основной школе.
Это связано с тем, что Базисный учебный план началь¬ной школы не предполагает специализированных учеб¬ных дисциплин, выходящих за рамки основных дисцип¬лин начальной школы. В пояснительной записке к Феде¬ральному Базисному учебному плану (2004) говорится: «Учебный предмет «Окружающий мир (человек, приро¬да, общество)» изучается с 1 класса по 2 часа в неделю. Учебный предмет является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы специально-гуманитарной направленности, а также элементы безопасности жизнедеятельности». На основании этого документа подготовлена настоящая про¬грамма. Таким образом, программа построена на основе базисного компонента «Окружающий мир».
Для обеспечения преемственности в процессе получе¬ния знаний, восстановления непрерывности обучения основным вопросам обеспечения безопасности жизнедея-тельности необходимо расширение содержания базового курса «Окружающий мир» по отдельным темам или вве¬дение факультативного курса. Это возможно сделать в рамках предлагаемой нами программы по курсу «Осно¬вы безопасности жизнедеятельности» для 1—4 классов. Она позволяет с учетом доминирующих в определенных регионах социальных факторов, уровня материального благополучия в семьях, состояния здоровья учащихся интегрировать в отдельные темы основного образователь¬ного компонента «Окружающий мир» в зависимости от поставленных в данном городе, районе, конкретной шко¬ле целей обучения дополнительный материал по основам безопасности жизни, расширяющий содержание базово¬го курса.
Включение дополнительных знаний расширяет инте-гративные возможности базового курса, помогает исполь¬зовать полученные знания в практической деятельности, развивает способности учащихся ориентироваться в окру¬жающей социальной и природной среде. Кроме того, включение дополнительного материала в состав основно¬го курса способствует развитию логических умений срав¬нивать, определять главное и использовать полученные знания в повседневной жизни. Особое значение имеет необходимость углубления и расширения определенных понятий основного курса, что обусловлено растущим интересом учащихся к умениям действовать в экстре¬мальных ситуациях, развитию самостоятельности при решении социальных и бытовых проблем в сложных жиз-ненных ситуациях. Изучение дополнительного содержа¬ния по основам безопасности жизни поможет в форми¬ровании и развитии как логических, так и практических умений учащихся. Кроме того, программа предоставля¬ет возможность для более широкой реализации воспита¬тельного аспекта в процессе преподавания данного пред¬мета.
Таким образом, предлагаемая нами программа явит¬ся звеном, не только дополняющим определенные темы основного образовательного компонента «Окружающий мир», но и обеспечивающим получение глубоких, систе¬матических знаний, умений и навыков по курсу «Осно¬вы безопасности жизнедеятельности».
Учитывая изложенное, основной целью интеграции знаний по основам безопасности жизни в содержание базового курса «Окружающий мир» является формиро¬вание социального опыта школьника, осознание им не¬обходимости уметь применять полученные знания в не¬стандартной ситуации.
Для младшего школьника особенно актуальны сле¬дующие способы передачи своего отношения к полученной информации: движение (активное практическое дей¬ствие, игра как реализация полученных знаний, рису¬нок) и слово (беседа, рассказ). Эту возможность и предо¬ставляет наша программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности», дополняющая темы основного обра¬зовательного компонента «Окружающий мир».
Предлагаемое дополнение содержания ознакомления с окружающим миром ставит основной предмет «Окру¬жающий мир» в особое положение по вкладу в развитие и воспитание младшего школьника и определяет его инвариантность в учебном плане четырехлетней началь¬ной школы. Последовательность изучения тем дополни¬тельного материала по курсу «Основы безопасности жиз¬недеятельности» определяется содержанием тем основно¬го курса.
В ходе реализации содержания программы учащиеся должны овладеть не только правилами безопасного пове¬дения в различных ситуациях, но и путями и средства¬ми укрепления здоровья: уметь оказывать первую меди¬цинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека.
Программой предусмотрены обязательные практиче¬ские занятия:
• работа с дидактическим материалом (в игровой форме);
• изучение в реальной обстановке возможных в по¬вседневной жизни опасных ситуаций (например, знаком¬ство с правилами дорожного движения на улицах, пло-щадях и перекрестках, расположенных вблизи школы).
Программа построена с учетом уровня подготовки и общего развития учащихся начальной школы по классам обучения и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребенок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях.
Главными задачами обучения по данной программе являются развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; стимулирование у ребенка са¬мостоятельности в принятии решений и выработка уме¬ний и навыков безопасного поведения в реальной жизни.
В зависимости от решения администрации образова¬тельного учреждения данная программа может быть интегрирована в курс «Окружающий мир» либо изучать¬ся как самостоятельный курс «Основы безопасности жизнедеятельности ».
Отдельные актуальные вопросы безопасности жизне¬деятельности могут изучаться факультативно за счет вариативной части базисного учебного плана. Выбор вопро¬сов дл! изучения определяется администрацией общеоб¬разовательных учреждений регионов самостоятельно.
На факультативное изучение материала программы предусмотрен 1 ч в неделю в каждом классе. Занятия проводит учитель начальных классов. Преподаватель может самостоятельно перераспределять часы с учетом подготовленности учащихся и условий работы в данном классе На отдельных занятиях возможно привлечение психологов или муниципальных работников школы (медсестра, фельдшер или врач), а также родителей уча¬щихся (представителей МВД и МЧС России — спасате¬лей, пожарных и др.).
№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов Из них по классам



1 2 3 4
1 Опасные ситуации, возникаю¬щие в повседневной жизни, правила поведения учащихся 77 20 16 25 16
1.1 Безопасное поведение на ули¬цах и дорогах 24 6 — 10 8
1.2 Пожарная безопасность и пове¬дение при пожарах 4 1 — 3 —
1.3 Безопасное поведение на воде 8 1 5 — 2
1.4 Безопасное поведение дома 8 2 — 6 —
1.5 Безопасное поведение в ситуа¬циях криминогенного характера 8 2 — 6 —
1.6 Безопасное поведение на при¬роде 23 6 11 — 6
1.7 Нарушение экологического рав¬новесия в местах проживания, правила поведения 2 2
2 Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи 20 3 10 1 6
2.1 Хронические неинфекционные заболевания, их причина, связь с образом жизни 4 4
2.2 Основные виды травм у детей младшего школьного возраста, первая медицинская помощь 4 2 2
2.3 Оказание первой медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых 1 1
2.4 Первая медицинская помощь при отравлении пищевыми про¬дуктами 1 1
2.5 Первая медицинская помощь при отравлении газами 1 — — 1 --

Данная программа соответствует образовательным стан¬дартам начального общего образования и соответствует ба¬зисному учебному плану общеобразовательных учреждений России.
Программа рассчитана на 35 часов, по 1 часу в неделю.

Примерное содержание
дополнительного материала
программы ОБЖ
I. Защита человека в чрезвычайных ситуациях
1.1. Чрезвычайные ситуации
Какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычай¬ные ситуации природного происхождения. Наводнения, причины наводнений. Мероприятия по защите от навод¬нений.
1.2. Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Сигнал «Внимание всем!». Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!».
II. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
2.1. Болезни, их причины и связь с образом жизни От чего зависит наше здоровье. Как живет наш орга¬низм, из чего состоит тело человека.
11
Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зу¬бы, мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник. Органы дыхания.
Болезни и их возможные причины. Пути передачи инфекционных заболеваний.
Заноза, кровотечение, укус, ушиб.
2.2. Первая медицинская помощь при отравлении пищевыми продуктами
Отравления. Причины отравлений. Признаки отрав¬лений. Первая помощь при отравлении грибами.
III. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся
3.1. Безопасное поведение на воде
Чем опасны водоемы зимой. Меры предосторожности при движении по льду водоемов.
Правила купания в оборудованных и необорудован¬ных местах. Правила поведения на пляже.
Уроки плавания:
— подготовительные упражнения для освоения в воде;
— техника спортивного плавания «кроль на груди».
3.2. Безопасное поведение на природе. Нарушение экологического равновесия в местах проживания, пра¬вила поведения
Чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения.
Правила безопасного поведения в лесу, в поле, у во¬доема. Как ориентироваться в лесу. Как вести себя на реке зимой.
Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад и др. Ориентирование. Правила поведения.
Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности.
Опасные животные и насекомые. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми, меры защиты от них.
3.3. Безопасное поведение на дорогах Движение пешеходов по дорогам. Элементы дорог. Правила перехода дорог. Перекрестки. Сигналы све¬тофора и регулировщика.
Правила перехода дорог при высадке из транспортно¬го средства. Обязанности пассажира. Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте.
Безопасное поведение на улицах и дорогах. Где мож¬но и где нельзя играть.
К концу 2 класса учащиеся должны знать:
чем опасны водоемы зимой, какие меры предосторож¬ности следует принять при движении по льду водоемов;
правила поведения на пляже. Правила купания в обо¬рудованных и необорудованных местах;
правила безопасного поведения в лесу, в поле;
возможные опасные ситуации при движении по откры¬той местности: ориентирование, правила поведения во время дождя, грозы, снегопада и др.;
ядовитые растения, грибы, ягоды. Правила поведе¬ния при встрече с опасными животными и насекомыми;
от чего зависит наше здоровье. Как живет наш орга¬низм. Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, угли, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник. Что такое неинфекционные заболевания, их связь с образом жизни. Избыточный вес;
травмы, порезы, ссадины и царапины. Отравления. Их причины и признаки;
какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычай¬ные ситуации природного происхождения. Наводнения, причины наводнений;
как оповещают население о чрезвычайных ситуа¬циях. Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!».
Практическая работа: к концу 2 класса учащиеся
должны уметь:
- правильно перейти водоем по льду;
- правильно вести себя на пляже. Плавать техникой плавания «кроль на груди»;
- ориентироваться в лесу. Уметь вести себя на реке зимой;
- правильно вести себя при встрече с опасными живот¬ными и насекомыми, защищаться от них;
- распознать отравление и оказать первую помощь при отравлении грибами;
- оказать первую помощь при царапине, ссадине, поре¬зе, при небольшом ожоге или обморожении;
- действовать по сигналу «Внимание всем!».

Календарно-тематическое планирование


п/п Наименование раздела и тем Часы учебного времени Плановые сроки похождения Примечание
1. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения 16
1 Взаимодействие человека с окружающей средой. Влияние окружающей среды на человека. Экскурсия 1
2 Учусь принимать решения в опасных ситуациях. Дорога, ее элементы и правила поведения на ней. 1
3 Учусь принимать решения в опасных ситуациях. Пешеходные переходы. 1
4 Особенности жизнеобеспече¬ния современного жилища. Что вокруг нас может быть опасным? 1
5 Дом - машина для жилья. Учимся управлять этой машиной 1
6 Как вести себя со злоумышленниками 1
7 Как действовать в чрезвычайных ситуациях. Службы экстренной помощи. 1
8 Отчего может возникнуть пожар (в помещении, в транспорте, в природе) 1
9 Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад и др.). Ориентирование. Правила поведения 1
10 Ядовитые растения, грибы, ягоды. Меры безопасности 1
11 Опасные животные и насекомые. Правила поведения при встрече с ними. Меры защиты от них 1
12 Правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоема 1
13 Чем опасны водоемы зимой. Меры предосторожности при движении по льду водоемов 1
14 Правила купания в оборудованных и необорудованных местах 1
15 Правила поведения на пляже. 1
16 Подготовительные упражнения для освоения в воде. 1
2. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи 10+2
17 От чего зависит наше здоро¬вье. Как живет наш организм, из чего состоит тело человека. 1
18 Наши органы. 1
19 Болезни, их причины и связь с образом жизни. 1
20 Пути передачи инфекционных заболеваний. Меры защиты. 1
21 Заноза, кровотечение, укус, ушиб. Первая помощь. Практическое занятие 1
22 Первая помощь при царапине, порезе. Практическое занятие 1
23 Первая помощь при небольшом ожоге. Практическое занятие 1
24 Первая помощь при обморожении. Практическое занятие 1
25 Отравления. Причины отравлений. Признаки отравления 1
26 Первая помощь при отравлении пищевыми продуктами, грибами. Практическое занятие 1
27 Грибы съедобные и несъедобные. Первая помощь при отравлении грибами 1
28 Что такое неинфекционные заболевания, их связь с образом жизни. Избыточный вес 1
3. Защита человека в чрезвычайных ситуациях 7
29 Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени (аварии, катастрофы, военные конфликты). 1
30 Основные мероприятия ГО по защите населения. Оповещение населения о ЧС. Сигнал «Внимание всем!» 1
31 Подготовка обучаемых к действиям в ЧС мирного и военного времени. Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!» 1
32 Подготовка обучаемых к проведению практического занятия «День защиты детей». 1
33 Подготовка обучаемых к проведению практического занятия «День защиты
детей». Правила поведения вблизи
ж/д полотна. 1
34 Подготовка обучаемых к проведению практического занятия «День защиты
детей». Ж/д транспорт «Мы
пассажиры». 1
35 Экскурсия по городу. Практическое закрепление знаний безопасного поведения. Ж/д переезд. 1

Литература
Азбука пешехода: игра для детей младшего школьно¬го возраста/ под ред.А.Т.Смирнова.— М.: Просвеще¬ние: Рилионт, 2003.
Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедея¬тельности: учеб. пособие для 1—2 кл./Л. П. Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова.-2-е изд.-М.: Просвещение, 2005.
Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедея¬тельности. Рабочая тетрадь для 1—2 кл. В 2 ч. Л.П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова.— М.: -Просвещение, 2005.
Комплект плакатов «Безопасность дорожного движе¬ния»: 1—4 кл.: (Иллюстративный материал)/под ред. А. Т. Смирнова.— 24 листовки, 24 плаката (комплект для школьников, комплект для учителя).— М.: Просве¬щение: Рилионт, 2003.
Топоров И. К. Методика преподавания курса «Осно¬вы безопасности жизнедеятельности» в общеобразоват. учреждениях: кн. для учителя/И. К. Топоров.— М.: Про¬свещение, 2000.
Федеральные законы Российской Федерации «О граж¬данской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного ха¬рактера»//Собр. законодательства Российской Федера¬ции: официальное издание.— М., 1998—2002

Категория: ОБЖ | Добавил: alla_goncharova1967
Просмотров: 5400 | Загрузок: 530 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Внимание!
Если Вы опубликовали более трех разработок на портале, то
здесь Вы можете подать заявку на получение
Свидетельства о публикации!

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Меню сайта:




Анализ сайта онлайн Рейтинг@Mail.ru