Главная » Файлы » Дошкольное воспитание » Другое |
Из опыта работы
· Скачать | 27.07.2011, 20:40 |
Настенко Галина Яковлевна воспитатель МДОУ детский сад № 40 г. Белгород. « Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством сказки». "Воспитание - самое святое из всех святых дел". Святитель Феофан Затворник. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка. Сказка одно из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребенка. Поэтому в своей работе использую программу И.П. Макеева, М.Д. Чуракова, Л.А.Хорева « Воспитание сказкой». Для реализации программы по духовно-нравственному развитию посредством сказки был создан кружок « Цветик-семицвитик» и поставлены задачи: - Помочь усвоить детям духовно-нравственные категории: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правила доб¬рой, совестливой жизни. - Способствовать формированию нравственных качеств в процессе установления пози¬тивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дру¬желюбие. - Воспитывать послушание на основе любви и уважения к ро¬дителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь. - Воспитывать навыки доброжелательного, внима¬тельного, заботливого поведения, стремление делиться впечатлениями от услы¬шанного, увиденного, прочувствованного, потребность радовать близких результатами своего труда. - Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор. Для реализации поставленных задач, использую различные формы работы со сказкой: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных ге¬роев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое. Каждое занятие включает в себя ряд этапов: 1. Слушание сказки с включением музыкальных фрагментов. При чтении сказки использую музыкальное сопровождение: классическую музыку, музыку для релаксации, звон колоколов, что способствует лучшему восприятию сказки, осознанию её. Так, например, при знакомстве со сказкой « Морозко», для создания образа падчерицы мы слушали музыку В.Калинникова «Грустная песня», а когда читали сказку «Репка», использовали записи русских народных песен « Бай, качи», « Кошки, котятки». 2. Рассматривание иллюстраций и обсуждение содержания сказ¬ки, выяснение основной идеи. На этом этапе мы подбираем подходящие пословицы, поговорки; примеряем образ героев на себя, что способствует виденью и оценке своих поступков, действий, неправильного поведения. При обсуждении содержания сказки применяю разные приемы: придумывание сказки на новый лад, изменение концовки сказок, добавление новых героев в сюжет для изменения поведения отрицательного героя. Эта работа развивает у детей мышление, фантазию, связную речь, память, что способствует лучшему усвоению основной программы. 3. Игры, драматизация, музыкально-дви¬гательная деятельность. Дети с удовольствием перевоплощаются в героев сказки, действуют от их имени. Согласно опыту, они охотней играют положительных героев, нежели отрицательных. Здесь использую различные творческие методы работы со сказкой: театрализованные игры, игровые упражнения по развитию мимики, жестов, пантомимики, театральные этюды. Разработаны индивидуальные карточки работы со сказками. Все это способствует развитию выразительности речи, открытости, а так же развитию воображения, творчества, фантазии. 4. Организация художественно-продуктивной деятельности: ри¬сование, лепка, аппликация, конструирование на тему сказки. Знакомство со сказкой заканчивается продуктивной деятельностью: лепка колобков, изготовление наряда для падчерицы, построение нового дома для зверей, раскрашивание пасхальных яиц, изготовление Рождественской елочки и многое другое. Обычно занятие посвящено какой-то определенной сказке, но в течение года проводятся и совместные праздники, развлечения. В свою работу я привлекаю родителей. Готовим совместные детско-родительские спектакли, декорации, праздники. Регулярно консультирую родителей по темам воспитания определенных качеств у детей: благодарности, трудолюбия, уважения к старшему поколению и др. Совместно с родителями был создан уголок по духовно-нравственному воспитанию. В уголке подобран цикл книг о дружбе, верности, честности, взаимовыручке, детские книги о православных праздниках, о святых, составлена картотека аудио и видео файлов, сделана подборка картинок, пословиц, поговорок, созданы разнообразные виды театров. Сейчас оформляется альбом «Моя дружная семья». Родители принимают активное участие в конкурсах поделок на православные праздники: Пасху и Рождество. На протяжении нескольких лет нами были поставлены спектакли-сказки по православному календарю: «Пасхальный колобок», « Курочка ряба на пасхальный мотив», мини-сценка «Почему яйца красные», «Рождественский дед», на праздник Покрова - «Волк и семеро козлят», «Там, где дружат - живут, не тужат», инсценировка сказки В. Сутеева «Под грибком», «Жил был у бабушки серенький козлик». Были показаны занятия «Добро и зло», «Цветик-семицветик», «В тесноте, да не в обиде». Мною разработан цикл консультаций для родителей по православным праздникам: «Рождество», «Пасха», «Троица», «Покрова Пресвятой Богородице», были проведены консультации с родителями: «Учитесь понимать ребенка», «Ложь или выдумка», «Наказание и поощрение». Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей. Выступление хочу закончить словами Святейшего Патриарха всея Руси Алексия II: «Людям, занимающимся образованием, всегда следует помнить о том, что само слово «образование» восходит к понятию «образ Божий», который по учению Церкви, необходимо восстановить в человеке». | |
Просмотров: 959 | Загрузок: 185 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Внимание! Если Вы опубликовали более трех разработок на портале, то здесь Вы можете подать заявку на получение Свидетельства о публикации! |
Всего комментариев: 0 | |