сценарий презентация powepoint урок школа учитель егэ гиа скачать Работа с одаренными детьми в начальной школе. - Другое - Внеклассная работа - Копилка сайта - К УРОКУ.RU

К УРОКУ.RU

Учителям, школьникам, студентам и родителям!
Главная » Файлы » Внеклассная работа » Другое

Работа с одаренными детьми в начальной школе.

· Скачать 27.12.2012, 20:50


Работа с одаренными детьми в начальной школе.

"Одаренными и талантливыми учащимися являются те, которые выявлены профессионально подготовленными людьми, как обладающие потенциалом к высоким достижениям в силу выдающихся способностей. Такие дети требуют дифференцированных учебных программ и/или помощи, которые выходят за рамки обычного школьного обучения для того, чтобы иметь возможность реализовать свои потенции и сделать вклад в развитие общества.

(Определение одаренности комитета по образованию США).

Под одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления.
Одаренные дети не похожи друг на друга как по диапазону и своеобразию своих способностей, так и по личностным характеристикам.
Выделяют три категории одаренных в умственном отношении детей:
- дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях;
- дети с признаками специальной умственной одаренности (профильная одаренность);
- дети потенциально одаренные, обладающие яркой познавательной активностью и незаурядными умственными резервами, но не достигшие успехов в учении и пока себя не проявившие;
Общие особенности одаренных детей:
- высокие умственные возможности;
- способность быстро схватывать смысл принципов, понятий, положений;
- потребность сосредоточиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремление разобраться в них;
- способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения;
- обеспокоенность, тревожность в связи со своей непохожестью на сверстников.
Развитие личности одаренных детей – это изменение в интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферах ребенка. Развитие учебной деятельности способствует развитию субъектности ребенка, способности быть автором, активным созидателем жизни. Уметь ставить цель. Искать способы ее достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него. Относиться к своим способностям как к ресурсам. Стремиться их максимально использовать и выйти за их пределы. Развитие личности всегда связано с появлением психических новообразований. Этот процесс происходит через адаптацию и освоение социокультурных норм. Через развитие умения учиться.
Одаренные дети, дети с ранним расцветом интеллекта, приходя в первый класс, нередко встречают в школе, где всех учат одинаково, трудности, непонимание, и учение начинается, зачастую, с того, что ему уже не интересно. Именно им, наиболее любознательным, часто становится скучно в классе после первых же уроков. Уже умеющие читать и считать, им приходится пребывать в безделье, пока другие осваивают азбуку и начальные арифметические действия. Конечно, очень многое зависит от того, как ведется преподавание, но как бы педагог не старался относиться к ученикам индивидуально, имея дело с целым классом, он лишен возможности ориентироваться на сильных учеников. Умный и активный ученик, стремясь обратить на себя внимание, быстро и легко выполняя все задания, скоро становится в тягость и учителю, и своим сверстникам. Часто таких учеников перестают спрашивать, а если, видя, что его активность не нужна учителю, он переключается на посторонние предметы, то вызывает недовольство педагога. Некоторые психологи считают, что творчески одаренные дети в обычной школе подвергаются насмешкам и чуть ли не травле.
Таким образом, поначалу активный школьник, любящий учиться, становится лишним в школе, а она становится ему не нужна. Он перестает посещать уроки, и к подростковому возрасту оказывается в конфликте с учителями. Некоторых учителей раздражают проявления их «чрезмерной» умственной активности (каверзные вопросы, реплики, отвлеченные рассуждения и т.п.). В условиях реальной школьной практики, когда осуществление подлинно индивидуального подхода весьма затруднительно, одаренные дети нередко оказываются наряду с отстающими учениками на положении изгоев, которым со стороны педагога не уделяется достаточно внимания.
Причина конфликта еще и в том, что способные ученики нуждаются в нагрузке, которая была бы под стать их умственным силам, а школьная программа ничего не может им предложить. Часть детей с ранним подъемом способностей, в конечном счете, приспосабливается к общим требованиям, но это происходит ценой потери своей самостоятельности, любознательности и творческих порывов, и их реальные возможности остаются невостребованными. Часто к одаренным детям в школе предъявляют гораздо больше требований, чем к другим ученикам. Возникают трудности со сверстниками, которые к концу начальной школы начинают отторгать от себя такого ученика, дают ему обидные прозвища, и он, боясь отверженности от коллектива, стремится быть как все, избегает показывать себя знающим больше других или более старательным.
Очевидно, что ранее проявление одаренности в детском возрасте требует пристального внимания к ребенку со стороны родителей и педагогов.
Желательно, чтобы обучение одаренных детей строилось на основе специально разработанных программ, которые способствовали бы полной реализации творческого и интеллектуального потенциала, позволяя при этом избежать односторонности психического развития, опасностей искажения личностного развития, а также чрезмерной психической нагрузки и переутомления.
В начальной школе учителю важно выявить одаренных детей на самых первых порах обучения. Эти дети, как показывает практика, неусидчивы, не любят заниматься делом, которое им не нравится, например, письмо; стараются всегда ответить первыми, поразить своими познаниями в какой-либо области. (Ученик моего класса, Перемышлев Павел, интересуется физическими процессами. Он выполнил две исследовательские работы на тему «Земля – наш общий дом» и «Как возникает радуга». Этот ребенок сразу обратил на себя мое внимание, как оказалось, ребенок действительно одаренный).
Традиционная школьная диагностика дает картину внешней успешности, но не служит по¬казателем внутренних дарований ребенка. Поэтому она дополняет¬ся психологическими исследова¬ниями. Это дает возможность учителю осуществлять более тон¬кий индивидуальный подход, раскрывать и развивать скрытый личностный потенциал учащихся.
Учитель начальных классов в большей степени может само¬стоятельно определять уровень общей умственной одаренности(УО), так как наблюдает ребенка в разнообразных видах деятельности. Учитель-предмет¬ник знакомится с учеником одно¬сторонне. Это затрудняет ему оценку УО. Чаще всего он выяв¬ляет специальную одаренность или неспособность к предмету ученика.
Успеваемость ученика зависит не только от умственной одаренности, но и от других факторов (памяти, внима¬ния, прилежания и т. п.). Действие этих факторов может поднять про¬дуктивность умственной деятель¬ности до значительной высоты да¬же там, где УО невелика.
Таким образом, педагогам необходимо ориентироваться на моделирова¬ние такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы макси¬мально самореализоваться. Это может быть применение знаний в нестандартной ситуации, разно¬образные творческие задания.
Наверное, у каждого учителя есть свои методы и приемы в работе с одаренными детьми. Оригинальное построение урока (урок-викторина, урок-путешествие урок-игра), новизна приемов (работа в парах, групповая работа) – очень важные факторы для работы с одаренными детьми и способствуют повышению качества обучения.
Индивидуальные занятия - еще одна из форм работы с одаренными детьми. Как известно, в наш «компьютерный» век родителям просто не хватает времени для общения с ребенком. Ребенок одаренный, как сказано выше, требует к себе повышенного внимания. Проводя индивидуальные занятия в своем классе, я даю возможность ребенку не только проявить себя, но и просто пообщаться с учителем, рассказать о находках и проблемах.
Факультативные занятия немало способствуют развитию творческих способностей и интереса к определенному предмету.
Большой интерес у таких детей вызывают и задания, связанные с составлением ребусов, кроссвордов, шарад.
Подбирая задание для домашней работы, одаренным детям предлагаю самим составить задание для соседа по определенной теме.
Проекты неизменно вызывают у таких учащихся заинтересованность, они выполняют их с особым желанием, в большой степени используя интернет ресурсы, энциклопедии, словари и другую литературу.
Основной миссией учителя считается развитие личности ребенка, то есть стремление к бо¬лее полной самореализации личностного потенциала.
Учитель «выращивает» спо¬собности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих зада¬ний, через подготовку к участию в школьных, город¬ских турах предметных олимпиад, проведение предметных недель.
Так складывается индивидуализированная работа с одаренными детьми в моем классе. Ре¬зультаты такой работы: участие в предметных олимпиадах, во Всероссийском конкурсе «Первые шаги в науке»; в областном конкурсе «Интеллектуальный марафон», в математической игре «Кенгуру», в игре «Русский медвежонок». «Домик-семигномик». «Путешествуй с пони», проектно-исследовательской деятельности, в Интеллектуальном марафоне Занкова и других конкурсах, доказывают ее целесо¬образность.

Литература:

1.Матюшкин А.М. «Загадки одаренности», М., 1993 г.
2.Юркевич В.С. «Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность», М., 1996 г.
3. Гудновский В.Э., Юркевич В.С. «Одаренность: дар или испытание». Научно-популярная серия «Педагогика и психология», №12, 1990 г.
4.Савинков «Одаренный ребенок в массовой школе». Библиотека журнала «ДШ», №1, 2001 г.
5. “Развитие личности в обучении” Фридман Л.М.
6.“Возрастная одаренность школьников” Лейтес Н.С. М., 1997
7. Развитие одаренности школьников” Хуторской А.В. М., 2000.
8. “Одаренные дети в массовой школе” Савенков А. “Начальная школа” №30 2003г.
9. Интернет ресурсы

Категория: Другое | Добавил: 553698721
Просмотров: 1302 | Загрузок: 159 | Рейтинг: 0.0/0
Внимание!
Если Вы опубликовали более трех разработок на портале, то
здесь Вы можете подать заявку на получение
Свидетельства о публикации!

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Анализ сайта онлайн Рейтинг@Mail.ru