Главная » Файлы » Внеклассная работа » Другое |
Рассказы о песнях военных лет
02.02.2012, 16:41 | |
РАССКАЗЫ О ПЕСНЯХ ВОЕННЫХ ЛЕТ. Цели: - познакомить учащихся с историей создания известных песен о войне; - воспитывать чувство уважения к людям старшего поколения. Оформление: стенд «Никто не забыт, ничто не забыто», даты 1941-1945гг. Ход урока: Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята, и гости нашего занятия. На наше занятие мы пригласили ветеранов ВОВ. Сегодня наш разговор пойдет о военных песнях. Каждую весну многие люди планеты живут в преддверии самого светлого праздника – праздника Победы. Тяжело, очень тяжело далась она нашим людям. Не было семьи, которую бы не затронула война. С судьбами людей тесно переплетались судьбы песен. Сегодня мы расскажем вам о некоторых военных песнях, об их судьбах. Казалось, какие еще песни, когда идет война, кругом горе, каждую минуту смерть смотрит в глаза людям? Не до песен совсем. А все как раз наоборот. Песни нужны были всем: солдатам помогали в трудные минуты, с песней на привале они отдыхали. А в тех, кто их ждал, песни вселяли надежду, что их близкие и родные вернутся к ним невредимыми. Кто сказал, что надо бросить Песню на войне? После боя сердце просит Музыки вдвойне. Эти слова из поэмы «Василий Теркин» Александра Твардовского. Воевал весь наш народ, воевала и песня. В этих песнях люди черпали душевные силы. - Ребята, кто из вас знает песни, которые были написаны на войне или о войне? (ответы детей) - Откуда вы знаете эту песню? (ответы детей) Мы расскажем вам истории нескольких песен военных лет. Ученик 1. Песня «Вставай, страна огромная, вставай, на смертный бой». Эти стихи Василия Ивановича Лебедева-Кумача на второй день после объявления войны прочитал по радио актер Малого театра. В тот же день эти стихи были напечатаны во многих газетах. Стихотворение каждый день звучало по радио и не могло не привлечь внимания композиторов. Музыку написал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Борис Александрович Александров. Впервые песня исполнялась этим ансамблем на площади Белорусского вокзала, откуда постоянно уходили составы на фронт. Песня исполнялась вновь и вновь. Она была гимном, призывом. Ее увезли на фронт три бригады ансамбля, чтобы выступать перед солдатами. Эта песня шла с солдатами по фронтовым дорогам, ее пели в партизанских землянках. Она прошла от стен Москвы через Польшу, Румынию, Болгарию, Венгрию, Чехословакию, Германию до стен рейхстага. Песню знали. Жива она и сейчас. прослушивание песни. Ученик 2. Песня «Эх, дороги». Песня написана в ноябре 1945 года к празднику 7 ноября. Нужна была песня о том, что свершил наш народ за долгие, тяжелые военные годы, песня о пережитом, о том, что довелось пройти в минувшей войне нашему народу. Авторы этой песни, Лев Ошанин и композитор Анатолий Григорьевич Новиков, сами не раз побывали на фронте и до этого написали уже немало песен на эту тему. Замысел этой песни родился, когда они, застигнутые бомбежкой, увидели, как упал рядом молодой лейтенант и уже не встал. Сначала появился припев, который начинался со вздоха «эх». Для авторов песня «Эх, дороги» была самой любимой. И слова и музыка доходили до сердца каждого слушателя. Ведь это была песня – воспоминание о пройденных дорогах войны. прослушивание песни. Ученик 3. Песня «В землянке». Однажды известный поэт А. Сурков написал стихотворение о землянке, которому суждено было стать первой лирической песней в годы войны. Она стала необычайно популярной на фронте и в тылу. авторы песни Алексей Александрович Сурков и Константин Яковлевич Листов не мечтали о такой популярности. В годы войны песню исполняли Л.Утесов, Л. Русланова – знаменитые певцы прошлых лет. И сейчас эта песня остается одной из самых дорогих и любимых. прослушивание песни. Учитель: Поэт Александр Трифонович Твардовский написал поэму «Василий Теркин», поэму о войне. Отрывок из этой поэмы, в котором говорится о том, как нужны были песни на войне, прочитает __________________________________________________________________ Чтец: Только взял боец трехгрядку, сразу видно – гармонист. Для началу, для порядку кинул пальцы сверху вниз. Позабытый деревенский вдруг завел, глаза закрыв, Стороны родной смоленской грустный памятный мотив. И от той гармошки старой, что осталась сиротой, Как-то вдруг теплее стало на дороге фронтовой. От машин заиндевелых шел народ, как на огонь. И кому, какое дело, кто играет, чья гармонь. Только двое тех танкистов, тот водитель и стрелок, Все глядят на гармониста – словно что-то невдомек. Что-то чудится ребятам, в снежной крутится пыли. Будто виделись когда-то, словно где-то подвезли… И, сменивши пальцы быстро, он, как будто на заказ, Здесь завел о трех танкистах, трех товарищах рассказ. Не про них ли слово в слово, не о том ли песня вся? И потупились сурово в шлемах кожаных друзья. А боец зовет куда-то, далеко, легко ведет. - Ах, какой вы все, ребята, молодой еще народ. Ученик 4. Песня «Катюша». Говоря о песнях военной тематики, нельзя не вспомнить одну из популярных песен – песню «Катюша», авторов Матвея Исааковича Блантера и Михаила Васильевича Исаковского. Эту песню знают и дедушки, и бабушки, и их внуки. Я уверена, что ее знаете и вы. - Ребята, а как вы думаете, о чем эта песня? (ответы детей) Можно сделать вывод, что эта песня действительно о любви, о любви, которая укрепляла веру в победу, вселяла бодрость, помогала солдатам выполнять свой долг, но не только в песне жила Катюша, ее именем народ ласково окрестил грозное оружие, наводящее ужас на врага. Это были реактивные гвардейские минометы. песня приобрела мировую известность. В Польше она известна как «Катерина», в Италии – «Дует ветер». В 1985 году в Москве проходил XII Всемирный фестиваль молодежи и студентов. В честь «Катюши» было решено создать сувенир. Гостей нашей столицы, прибывших на фестиваль, встречала приветливая девочка с ласковым знакомым всем именем Катюша. Как и олимпийский медвежонок, она стала известна всему миру, и всюду звучала в честь нее замечательная песня. Я предлагаю исполнить песню «Катюша» всем вместе в сопровождении фортепиано. исполнение песни. Учитель: Сейчас я хочу обратиться к нашим гостям и спросить их о том, есть ли такая песня, которая была бы связана с какими-то воспоминаниями или наиболее любима ими. (ответы ветеранов). Предлагаю исполнить эту песню всем вместе. Ученик 5. Песня «День Победы». Более полувека прошло окончания войны. Все меньше остается в живых тех, кто «ковал» великую победу. В годы войны наша страна потеряла многих и многих сыновей и дочерей. Последующие поколения воздают должное мужеству, героизму и стойкости защитников отечества, это нашло отражение и в песнях. Эти песни – свидетели тех героических лет («Священная война», «Эх, дороги», Где же вы, друзья-однополчане?», «Хотят ли русские войны?», «Смуглянка»). В годы войны наша страна потеряла многих сыновей и дочерей, которые могли бы жить вместе с нами, воспитывать своих внуков и правнуков. Я сейчас попрошу всех встать и почтить минутой молчания память тех, кто погиб в годы ВОВ. минута молчания. Всем известно, что фронтовики – народ не сентиментальный. Много раз смерть смотрела им в глаза. Но когда они слышат знакомые мелодию и слова: Этот День Победы порохом пропах, Это праздник с сединою на висках, Это радость со слезами на глазах… - никто не остается равнодушным. Нередко даже слезы наворачиваются на глаза. Все вы, наверное, догадались, о какой песне я говорю. Как она называется? Да. Это песня «День Победы», авторов Давида Тухманова и В. Харитонова. Впервые она прозвучала на праздновании 30-летия Победы. Полюбившаяся песня звучит везде и, конечно, тогда, когда собираются ветераны. Они считают эту песню своей фронтовой. Это самая высокая оценка работы авторов песни «День Победы». прослушивание песни. Учитель: Хотелось бы еще о многих песнях вспомнить сегодня, каждая из них достойна особого внимания. О них мы поговорим в следующий раз. В память об этой встрече дарим ветеранам цветы. На этом наша встреча окончена. До новых встреч. | |
Просмотров: 5715 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 3.0/1 |
Внимание! Если Вы опубликовали более трех разработок на портале, то здесь Вы можете подать заявку на получение Свидетельства о публикации! |
Всего комментариев: 0 | |