Утренник проходит в классе, который украшен соответственно теме. На этом обобщающем уроке присутствуют родители. Дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня у нас необычный урок. Урок, на котором мы прощаемся с первой вашей книгой – Азбукой. Я вас приглашаю совершить кругосветное путешествие по ней. ХОД ПРАЗДНИКА Действующие лица: Учитель, ученики класса, пират, Учитель. Дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня у нас необычный урок. Урок, на котором мы прощаемся с первой вашей книгой – Азбукой. Я вас приглашаю совершить кругосветное путешествие по ней. На доске рисунки. Учитель – Какой вид транспорта перед вами? Дети. Водный. Учитель На чем будем путешествовать? Дети На корабле, так как нас много. Учитель А на каком корабле – мирном или военном? Дети На мирном. Учитель Что с собой возьмем? Дети Еду, воду, фотоаппарат... Учитель Ребята, чтобы попасть на этот корабль, нужно отгадать верно загадки. Я всех знаю, всех учу, Но сама всегда молчу. Чтоб со мною подружиться, Надо грамоте учиться. Дети Книга. Учитель Черные, кривые, От рождения немые. А как только станут в ряд, Сразу вдруг заговорят. Дети Буквы. Учитель То я в клетку, То в линейку, Написать по мне сумей-ка! Можешь и нарисовать. Что такое я? Дети Тетрадь. Учитель Загадки отгадали, а теперь вспомните, какие бывают звуки? Дети Гласные, согласные, мягкие, твердые, глухие, звонкие. Учитель На доске написаны слова. Подберите нужное слово к схеме. (Учитель показывает звуковую схему слова "моряк".) На доске: Мотрос Моряк Радист Боцман Капитан Штурман Дети Это слово моряк. Учитель Вот мы и на корабле, но капитан не открывает дверь, пока не отгадаем это слово. На магнитной доске: АЗБУКА (буквы перевернуты) – Пошел ты в школу первый раз, Принес ее ты в первый класс. Дети Азбука. Капитан Молодцы! Верно. Теперь отправляемся в путь. Стук в дверь: вбегает Пират. Учитель Ой, а это кто хочет помешать нашему путешествию? Дети Пират. Пират Зачем вы тут собрались? Как вас много! Дети Сегодня мы прощаемся с первой нашей книгой – Азбукой! Учитель Давайте расскажем пирату, чему Азбука нас научила. Ученик 1. Букв сначала мы не знали, Мамы сказки нам читали, А теперь читаем сами, Подружились сказки с нами. Ученик 2. Я с этой книжкой в первый раз Пришел в свой первый, светлый класс, Я эту книгу полюбил, Я в ней все буквы изучил. И как мне радостно сказать: "Умею я теперь читать!" Ученик 3. Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать, Не надо бабушку просить: "Прочти, пожалуйста! Прочти!" Не надо умолять сестрицу: "Ну прочитай еще страницу!" Не надо звать, Не надо ждать, А можно взять и прочитать! Пират Да, важная и нужная книга – Азбука. Ребята, возьмите меня с собой путешествовать! Дети Конечно, мы очень рады, что тебе понравилась Азбука. Пират Спасибо! Давайте, ребята, пойдем в каюты. На доске: КАЮТА Учитель Ребята, а что такое каюта на корабле? Дети Это помещение на судне для пассажиров или членов экипажа. Учитель Сколько слогов в этом слове? Дети Три. Учитель Какой слог ударный? Дети Второй. Учитель Определите, сколько букв и звуков в этом слове? Дети Пять букв, шесть звуков. Учитель Почему звуков больше, чем букв? Дети Буква ю обозначает два звука [й] и [у]. Учитель Какие еще буквы и когда обозначают два звука? Дети Буквы е, ё, я – в начале слова, после гласных и твердого и мягкого знаков. Учитель Среди этих букв есть целое слово. Найдите его. Дети Я Учитель Все буквы в алфавите стоят на своих местах. Откройте Азбуку, где напечатан алфавит. Какая буква на первом листе? Дети Буква а. Учитель А какая на последнем? Дети Буква я. Учитель Почему буква я последняя в алфавите? Дети Мы не знаем. Учитель Послушайте, дети, как интересно отвечает поэт С.Я. Маршак на этот вопрос. А эта буква оттого Считается последней, Что ты себя же самого Не ставишь в ряд последний. Не могут ждать у нас в стране Почета, славы, чести Те, у которых "я" да "мне" Стоят на первом месте. Народ толково и не зря Расставил буквы букваря. Вот и вам ни в коем случае нельзя хвастаться. Пират Ой, это и все буквы? Как мало букв в нашем алфавите? Учитель Да что ты, это не все буквы. Сколько, ребята, у нас букв? Дети Тридцать три. Учитель Сейчас они расскажут о себе. Дети выходят к доске, в руках соответствующие рисунки, где изображены буквы, и читают стихотворение Бориса Заходера "Песенка-азбука". Ученик 1 Тридцать три родных сестрицы, Писаных красавицы, На одной живут странице, А повсюду славятся! К вам они сейчас спешат, Славные сестрицы, Очень просят всех ребят С ними подружиться! А, Бе, Ве, Ге, Де, Е, Же – Прикатили на еже. Ученик 2 Зе, И, Ка, эЛ, эМ, эН, О – Дружно вылезли в окно. Ученик 3 Пе, эР, эС, Те, У, эФ, Ха – Оседлали петуха. Ученик 4 Це, Че, Ша, Ща, Э, Ю, Я – Все теперь мои друзья! Ученик 5 Ё, Й, Ъ, Ь, Ы. Пять сестренок опоздали – Заигрались в прятки, А теперь все буквы встали В азбучном порядке. Ученик 6 Познакомьтесь с ними, дети, – Вот они стоят рядком. Очень плохо жить на свете Тем, кто с ними не знаком. Пират Молодцы, буквы! Ребята, что-то есть уже хочется. Не пора ли нам обедать? Капитан зовет всех. Учитель Ребята, к кому за едой будем обращаться на корабле? Дети К коку. Учитель А как называется столовая на корабле? Дети Камбуз. Учитель Вот и меню на сегодня. Давайте почитаем. На доске: 1. Уха 2. Макароны по- флотски 3. Хлеб 4. Чай – Что такое уха и макароны по-флотски? Дети отвечают на вопросы. – Ребята, какую пословицу нужно помнить, когда берешь хлеб? Дети Невелик кусок пирога, да стоит он много труда. – Хлеб к обеду в меру бери – Хлеб драгоценность – его береги. – Хлеб – всему голова. Пират Ох, и наелись! Что скажем коку за обед? Дети Съели макароны, выпили чаёк. Дали нам заряд хороший на завтрашний денек! Капитан А теперь, ребята, все на палубу. Отдохнем, исполним школьные частушки. Ученик 1 Мы девчонки – хохотушки. Мы веселые всегда. Вам споем сейчас частушки Да про школьные дела. Ученик 2 Я с отличником дружу, Помогать ему хожу. Тихо рядом посижу, А потом пример спишу. Ученик 3 Обещал ребятам Павлик: – Единицу я исправлю, Я немного подучу, Сразу двойку получу! Ученик 4 Пять часов сидела Лиза, Нос уткнувши в телевизор. Ну а в школе ах да ох, У нее язык отсох. Ученик 5 Мы веселые ребята, Мы нигде не пропадем. Если надо – мы станцуем! Если надо – мы споем! Мальчики танцуют танец "Яблочко". Капитан Ну а теперь – все по местам! На доске: Ярко светит солнце. Наш карабль бежит по волнам. У штурвала наш капитан Денис. Вот туча. Сильный ветер. Идет шторм. СОС! Учитель Прочитайте текст. Перед вами картинки. Расставьте их по порядку, чтобы они соответствовали этому тексту. Дети выполняют задание. – Что такое СОС! Дети Сигнал, обозначающий, что в море с кораблем случилась беда. Учитель Найдите в тексте опасные места. Объясните их, тем самым спасем корабль. Дети находят изученные орфограммы. Капитан Молодцы! Спасибо, что помогли кораблю! Ребята, наш радист принял радиограмму. Прочитайте ее. На доске: Внимание! Идет конкурс на лучшего чтеца. Учитель Давайте вспомним, какие стихи мы читали в Азбуке и они вам очень понравились. Дети выразительно читают понравившиеся стихи. Учитель Ребята, а какие стихи нужно прочитать так, чтобы лицо стало вот таким. На доске: На доске нарисована улыбающийся ребенок Дети Чтобы лицо стало удивленным, можно прочитать стихи Б.Заходера "Кит и кот" или Д.Хармса "Кораблик". Учитель Ребята, пока мы еще на корабле, радист разрешил передать привет родителям, которые находятся далеко на суше и очень переживают за вас. Дети передают привет родителям. – Вот и подошел конец путешествию. Но мы только прощаемся с первой вашей книгой, а впереди вас ждет множество путешествий по другим замечательным учебникам. Ученик 1 Смех и слезы, радость и печаль За год нам довелось испытать, Но стараний наших нам не жаль – Книги нам легко теперь читать. Ученик 2 До свидания! До свидания! А на следующий год Наша Азбука научит Тех, кто в первый класс придет! Учителя выдают детям новые учебники.
|