Главная » Файлы » Внеклассная работа » Кружки |
Программа « Мир, в котором я живу»
· Скачать | 13.09.2012, 14:52 |
Программа « Мир, в котором я живу» Содержание. Пояснительная записка …………………………………………………1 Цели и задачи программы………………………………………………2-3 Содержание курса………………………………………………………2 -3. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности…………………………3-Учебно-тематический план 1класс……………………………………6-7 Учебно-тематический план 2 класс……………………………………7-8 Учебно-тематический план 3 класс……………………………………8-10 .Учебно- тематический план 4 класс…………………………………10-12 Используемая литература………………………………………………..12 Пояснительная записка Целью внеурочной работы является развитие мотивации личности к познанию и творчеству. Современные дети так загружены школьной программой, средствами массовой информации. Занятиями в воскресных школах, компьютерных клубах. Что у них пропадает интерес к познанию простого, но самого важного – природы. Дети мало знают о животных, птицах, растениях. Знакомство с ними идёт у них через» компьютерных» представителей флоры и фауны. Дети мало читают, не умеют, пользоваться литературой, не развиваются творчески. Программа « Мир, в котором я живу» написана для младших школьников. Теплая дружеская атмосфера на занятиях помогает ребенку раскрыться творчески и прививать любовь к познанию природы. Под воздействием творчества происходит изменение во внутреннем мир ребенка, психологических установках, проявляются и формируются социально- ценностные качества и свойства характера. Через познание идет формирование всесторонне развитой личности. Программа « Мир , в котором я живу» рассчитана на детей младшего школьного возраста. Она открывает ребенку мир разнообразной литературы, вызывает в его душе положительный эмоциональный отклик, ввести его в мир созидательного творчества, разбудить в нем фантазию и потребность творить самому. Ребенок младшего школьного возраста очень активен, податлив на любые новые предложения, начинания. Ребенок очень доверчив, не верит в родительскую любовь, верит в могущество взрослых, верит в свою неповторимость, верит в красоту. Этот период ( 7-1 0 лет) в котором происходит процесс дальнейшего развития индивидуально-психологических формирований и формирование основных социально- нравственных качеств личности. Для этой стадии характерна: - доминирующая роль семьи в удовлетворении материальных, коммуникативных, эмоциональных потребностей ребенка. - доминирующая роль школы в формировании и развитии социально- познавательных интересов. - возрастные особенности ребенка противостоять отрицательным влияниям среды при сохранении главных защитных функций за семьей и школой. Учитывая особенности младшего школьника, степень его готовности к обучению и творчеству, мы « провоцируем» его деятельность, которая помогает ему раскрыть свою индивидуальность. Мы знакомим детей с различными книгами и предлагаем разные виды творческой деятельности. Ребенок может попробовать что-то одно, а может испытать себя в разных видах творчества. Главной задачей каждой встречи с детьми является пробуждение их интереса к предложенному материалу, знакомство с литературой на уровне творческого освоения и, наконец, закрепление полученных знаний на практике( прогулки, походы в лес, на водоем и т.д.).Эта программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта – внеурочная работа , город Челябинск Куравина И.А., рассчитана на 4 года и включает в себя 4 блока: « Мы живем на Земле», « Школа землян», « Твоя тропинка», «Экология» Продолжительность этого занятия 40 минут, если занятие проходит вне класса, то время может увеличиваться. Общее количество часов в программе136 часов. В программу дополнен раздел « Экология». Целеполагание. Цель первого года ( 1 класс) - используя научно- популярную литературу, диафильмы, звукозапись, видеофильмы познакомить детей с различными проявлениями жизни на Земле, помочь представить картины мира как единого целого во всем его единообразии. Сформировать чувство общности с природой, а не превосходство над ней, интерес к книгам, раскрывающим эту общность во всей её сложности. Задачи. 1.Прививать любовь к чтению книг. 2. Формировать интерес к познанию природы, человека. 3. Создать коллектив любителей природы. 4. Научить вести лесной дневник. 5.Воспитывать у детей чувство уважения к жизни природного мира. 6.Помочь найти точки соприкосновения с этим миром в своей душе. 7. Развивать образное и ассоциативное мышление. Цель второго года ( 2 класс) - используя прикладное творчество « закрепить пройденный материал. Задачи. 1.Способствовать развитию навыков самостоятельного творчества. 2. Развивать образное и ассоциативное мышление. 3. Дать основы художественной лепки. 4. Использовать изобразительное творчество. Цель третьего года ( 3 класс) воспитание в детях бережного отношения к природе родного края. Задачи. 1. Создание собственного представления младшими школьниками об окружающем мире через проблемы родного двора, поселка. 2. Изучение природы родного края. 3. Включение в природоохранную деятельность через создание экологической тропы. Объект - младшие школьники. Предмет - экологическая деятельность младшего школьника. Цель четвертого года( 4 класс) расширение экологических представлений младших школьников, углубление теоретических знаний учащихсяв области экологии. Ожидаемые результаты: Результат первого года : дети должны заинтересоваться научно- популярной и художественной литературой. Ребёнок должен усвоить, что он часть природы, развивать чувство общности с ней. Ребёнок должен освоить широкий спектр знаний о флоре и фауне Земли. Усвоить ряд терминов и уметь ими пользоваться. Результат второго года с призывом закрепить пройденный материал. Дети должны уметь изобразить или вылепить из глины представителей флоры и фауны. Результат третьего года . На примере « Экологической тропы» дети должны воспитать в себе бережное отношение к природе и научить окружающих. Данная программа составлена в соответствии с педагогической технологией, которая охватывает: - познавательную область. Дети на занятиях входят в мир природы, знакомятся с ней через книги, приобретают художественные и научные знания, учатся « видеть» и « слышать» флору и фауну Земли. - Аффективную ( эмоционально-целостную). Дидактические чтения литературы, просмотр диафильмов, видеофильмов, прослушивание аудиозаписи, использование мультимедиа формирует в детях эмоциональную отзывчивость на прекрасное. - Психомоторную деятельность. Практические занятия- лепка, позволяют развивать в детях тонкую моторику, совершенствовать нервно- мышечную координацию. На занятиях создаётся ситуация успеха, ведь деятельность, приносящая успех и удовлетворение становится для ребенка фактором развития. Чтоб освободить детей от психологического зажима, снять страх, навеянный в семье, школе, от педагога дополнительного образования требуется помощь. Это может быть приём персональной исключител ьности: и « Только ты сможешь» , результаты оцениваются похвалой, затем похвала корректируется путём указания на недостатки. Программой предусмотрена групповая деятельность коллектива. Например, на творческих занятиях лепкой предлагается тема « Лесная поляна». Дети получают задание слепить из пластилина свой кусочек поляны, а затем собираются все фрагменты в « общую» поляну. На занятиях применяется педагогика сотрудничества: - учение без принуждения для вселения уверенности в свои силы; - идея опережения. Даётся информация к размышлению над будущей темой – о чём будет следующий урок. Дети по желанию могут готовить сообщения самостоятельно. - личный подход. Ребенок чувствует внутреннюю поддержку педагога, направленную лично к нему. Программа « Мир, в котором я живу» разработана для детей младшего школьного возраста. Она основана на научно- популярной и художественной литературе, а также на опыте работы. Программа касается двух направлений: валеологического и нравственного. Цель программы- сформировать комплекс экологических знаний у младшего школьника, основанных на знакомстве с живой природой. Развивать чувство бережного отношения к природе. Программа состоит из четырех блоков: 1. « Мы живём на земле»- теоретический, где младшие школьники посредством научно- популярной и художественной литературы знакомятся с представителями флоры и фауны Земли. Так же в этом году используются аудио, видео записи, мультимедиа, экскурсии. 2. « Школа Землян» - реализуется параллельно первому году и включает в себя ряд творческих заданий: изо, лепка. 3. « Твоя тропинка»- реализуется на третьем году обучения. Носит чисто практический характер непосредственное общение с живой природой. Младшие школьники выбирают « свою» тропинку, рисуют карту, вклеивают рисунки, собирают гербарий. 4. « Экология»- четвертый год обучения. Носит познавательную информацию из интернет ресурсов и познавательных энциклопедий.. В программе « Мир, в котором мы живем» используется ряд методов: познавательный, творческие задания, метод анализа, доверия, дела с возвышающей целью. Так же используются различные формы работы: КТД, праздники, соревнования, викторины, выставки, ярмарки, экскурсии, прогулки, чаепития, игры. Программа « Мир, в котором мы живем» разработана с учетом возрастных особенностей младших школьников. Учитывалось, что: 1. Индивидуальность ребенка проявляется в познавательном процессе. 2. Общие способности проявляются в скорости приобретения в скорости новых УУД, а специальные- в глубоком изучении отдельных предметов. 3. Возрастает значение игры с достижением известного результата. Игра позволяет овладеть высокими общественными мотивами поведения. 4. Интенсивное интеллектуальное развитие. На основании теоретического экспериментального изучения проблемы освоения младшими школьниками природы и человека можно сделать выводы: 1. Для более успешного развития этой проблемы педагогу необходимо вооружиться валеологическими знаниями, подобрать литературу прикладного характера, художественную литературу и естественнонаучную. 2. Педагогу необходимо помочь ребёнку раскрыть своё внутреннее « Я», найти слияние человека и природы, научить ребёнка относиться к природе, как к себе. 3. Чем раньше ребёнок научиться ценить и уважать природу, тем более гармонично и правильно будет развиваться его личность. Формы организации занятий представлены в технологической модели. Технологическая модель Цели: 1. Используя научно познавательную литературу познакомить детей с различными проявлениями жизни на Земле. 2. Включение в деятельность по закреплению теоретических знаний. Критерии достижения: Знания о научно познавательной литературе. Активное участие на занятиях. Приобретение навыков прикладного искусства( лепка, рисование). Способность к передаче УУД, применение их на практике. Содержание педагогического процесса. Проблемно- познавательные. Творческие задания по прикладным видам искусства. Проективно- творческие, предметно-деятельные. Методы: Когнетивный ( познавательный). Творческие задания. Метод анализа. Метод доверия. Метод дела с возвышающей целью. Формы: Беседа, рассказ, диафильм, видеофильм, аудиозаписи, опрос, игра, конкурс, соревнование, прогулки, походы, праздник. Учебно- тематический план 1 класс « Мы живём на Земле» № п/п Название темы Теоретическая часть Практическая часть Кол-во часов 1. Жизнь на Земле. Путешествие на машине времени» в далекое прошлое. Работа с « Лесным дневником». Диафильм» Встреча с динозавром» 2 2. История взаимоотношений человека с природой. 1.Жизнь первобытных людей. 2.Развитие человеческого общества Диафильм» Под десницей Перуна», Работа с « Лесным дневником» 2 3. Океан- колыбель жизни на земле. Кто в норе живёт? Морские млекопитающие . Рыбы- дети воды. Диафильмы « Дельфины», « Опасная рыбалка», « Подводная Одиссея» ,работа с дневником 2 2 2 4. Из воды на сушу. Происхождение земноводных. Особенности их строения и жизни. Тритоны, лягушки. Звукозапись « Голоса птиц», работа с дневником. 3 4. 55 5. Шестиногие соседи Насекомые. Многообразие мира насекомых. Чудесные перевоплощения. Диафильм « Рассказ о жизни насекомых» « Бабочки тропиков» 1 1 1 6. Господа насекомые. .Жуки обычные и священные. Работа с энциклопедией 2 7. Как изучают подводный мир. Киты, дельфины, акулы. Тайны гигантского кальмара. Диафильм Подводная команда Кусто» 2 1 8. Загадки обычных животных. Летучие мыши, кошки, голуби. Знакомство с книгой « Человек и животные» 2 9. Цветы и звезды на морском дне. Морские звёзды, огурцы, финики. Мультимедиа 2 10. Подземные дворцы. Животные, населяющие пещеры. Знакомство с Красной книгой. 2 11. Зоологические сенсации. Неожиданные открытия. Биография ученых 1 12. Живые существа. Мамонты. Как их нашли? Работа с энциклопедией. 1 13. Земноводные. Сколько на земле лягушек? Почему боятся жаб и лягушек? Диафильм « Земноводные» 2 14. Жители Антарктиды. Чем отличаются тюлень от морского льва? Мультимедиа 2 15. Итоговое занятие. 1 Итого 34 Учебно- тематический план 2 класс « Школа Землян» № п/п Название темы Практические занятия Кол-во часов 1. Жизнь на Земле Рисуем древнмх животных. 1 2. История взаимоотношений человека с природой. Рисуем древнего человека. 1 3. Изменение отношения человека с природой. Лепим из глины лесную поляну( коллективная работа) 2 4. Океан- колыбель жизни на Земле. Рисуем обитателей океана. 2 5. Из воды на сушу. Лепим из глины и пластилина обитателей рек 2 7. Шестиногие соседи. Рисуем бабочек, насекомых. 2 8. Необыкновенные птицы. Изготавливаем птиц из природного материала. Составляем « птичий двор» коллективная работа. 2 9. Занимательная дендрология. Составление гербария. Коллаж из листьев. 2 10. Земноводные. Знакомство с лягушками, крокодилами.Строение. 2 11. Млекопитающие. Рисуем животных 2 12. Загадка растений. Рассматривание растений в гербариях приготовление салатов . 2 13. Планета насекомых. Рассматривание насекомых в коллекции. 2 14. Под водой. Экскурсия в морской аквариум. 2 15. Под землёй. Загадочный мир пещер. 2 16. Тайны камней. Знакомство с горными породами, просмотр видеофильма. 2 17. Жили- были динозавры… и не толь они. Экскурсии в геологический музей. 2 18. Что такое НЛО. Сообщения из интернет рисурсов. 2 19. Ярмарка. Выставка творческих работ за год. 1 20. Итоговое занятие. Подведение итогов. 1 Итого 34 Учебно- тематический план 3 класс « Твоя тропинка» Младшие школьники вместе с руководителем создают « Экологическую тропинку». 1. Дети детально обследуют небольшую часть территории лесопарковой зоны, выделяют наиболее интересные объекты( пни, муравейники, костровища, ручей). 2. Дети с руководителем составляют карту-схему тропинки с нанесением маршрута и всех её объектов в виде кружков с цифрами и рисунков- символов. 3. Младшие школьники совместно выбирают « Хозяина тропинки»- сказочного персонажа, который будет давать задания и приглашать в гости. 4. Рисование объектов и описание всех точек по схеме, оформление в виде альбома. 5. Изготовление табличек с рисунками- подписями для точек маршрута. Каждое занятие детей встречает « Лесовичок» и предлагает им либо совершить прогулку- наблюдение по экологической тропе, либо отправиться на праздник, либо совершить экскурсию и побывать в гостях у лесника. № п\п Наименование темы Теоретическая часть Практическая часть Кол-во часов 1. Прогулка по лесу. Выбор объектов, заслуживающих особого внимания( муравейник, костровище, ручеёк). Рисуем план маршрута, объекты, тропы. 6 2. Праздник леса. Сколько видов трав и растений растет на поляне, как они называются? Игры на свежем воздухе. Викторина « Тропинка». 3 3. Экскурсия в лесной Питомник. Что такое самосев, всход, палочник, шесовина, молодняк, бревенник? Что такое прорезывания, прореживания? Садим дерево на экологической тропе, вносим этот объект в план маршрута. Заполняем « Лесной Дневник». 4 4. « В гости к леснику». Как подкармливают зверей зимой. Какие животные, птицы водятся у нас в регионе? Развешивание кормушек на территории школы. Заполнение « Лесного дневника» 4 5. Посещение зоопарка. Знакомство с экзотическими животными. Животными нашего региона. Прикорм животных и птиц в « контактном зоопарке». 3 6. Лесное чаепитие. Прогулка по всем объектам экологической тропы, наблюдение, какие произошли изменения? Чаепитие, спортивные игры на поляне. Заполнение « Лесного дневника» 3 7. « Наша речка» Экологическое бедствие реки Миасс. Кто живёт в нашей реке Бирюсе? « Откуда текут реки? Идём к роднику. Заполнение « Лесного дневника» 3 8. Праздник цветов. Экскурсия. Какие цветы, грибы, ягоды растут в нашем лесу. « Праздник цветов» на поляне, лесные угощения. 4 9. « Маленькая тропинка ведет к большой дороге» Проанализировать нашу работу на «Экологической тропе» Прогулка по всем объектам тропы. Конкурс на лучший « Лесной дневник». Викторина « Хочу все знать». 3 10 Итоговое занятие Подведение итогов. 1 Итого 34 Учебно- тематический план 4 класс « Экология» № п\п Наименование темы. Наименование урока Кол-во часов 1. Выясняем, что такое экология. -Организм и окружающая среда. -Простейшая ситуация экологических связей. 2 2. Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения. -Экскурсия и практическая часть по распознаванию растений и животных данной местности. -Отличительные признаки сложных видов. -Упражнения игрового характера. 3 3. Знакомимся живыми существами, которым угрожает исчезновение. -Представители редких организмов. Особенности их внешнего вида, поведение. 1 4. Изучаем способы охраны природы. -Охраняемые природные территории( заповедники, заказники). -Ботанические сады и зоопарки. 2 5. Выясняем роль неживой природы в жизни живого. - Солнце как источник тепла и солнечного света. - Теплолюбивые и холодостойкие растения. - Воздух, вода и жизнь 3 6. Открываем жизнь в почве. - Разнообразие живых обитателей почвы. 1 7. Пополняем наши знания о разнообразии живой природы. - Многообразие растений. - Многообразие животных. - Паукообразные. - Грибы и лишайники как особые группы живых веществ. 4 8. Изучаем экологические связи в живой природе. - Экологические связи. - Сеть питания или пищевая сеть. - Экологическая пирамида. - Защитные приспособления у растений и животных. 4 9. Знакомимся с охраняемыми растениями и животными. -Охраняемые растения( эдельвейс, сон- трава кувшинка белая) - Лекарственные растения. -Охраняемые животные. -История спасения бобра, соболя - Путешествие по ботаническим садам и зоопаркам.. 5 10. Мастерим домики для птиц. Практическая работа. Изготовление кормушек. 1 11. Учимся передавать свои знания другим ребятам. -« Правила поведения в природе»,изготовление условных знаков. - Подготовка и проведение школьниками бесед. - Подготовка и проведение школьниками экскурсий. 3 12. Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека. - Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. - Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье. 2 13. Обсуждаем примеры экологических катастроф. - Загрязнение моря нефтью при аварии танкера( экологическая катастрофа). - Экологические прогнозы, знания. 2 13. Подводим итоги нашей работы за год. Обобщение основных теоретических знаний . 1 Итого 34 Используемая литература. 1.Батуев А. М. « Шесть компонентов под одной крышей» М. « Луч» 2004г. 2. « Будем работать вместе» программа деятельности детских и подростковых организаций. М. 2007г. 3. Линевский А.М. « Листы каменной книги» М.» Просвещение», 2007г. 4. Макарова Л. « Манит куда-то тропинка лесная» Воспитание школьников, 2004г. 5. Некрасов И. « Для внимательного человека, лес- целый мир» Воспитание школьника 2004г. 6. « Экологическая тропинка» дошкольное воспитание ,2004г. 7. Яковлева И. « Палеонтология в картинках», М. « Просвещение» ,2003г. 8. Бульванкер А. « ОТ кота до кита» 2007г. 9. Кашо В. « Путешествие на дно моря» 2007г. 10. Марголин Я. Л. « Где у дерева дом?» М.» Просвещение» 2008г. 11. Осипов Н. Ф. « Без билета по всему свету» М. « Просвещение» 2007г 12. Пожарицкая « Как живёшь, озёренка? « СПб, « Святоч», 2007г. 13. ПоломисК.» Дети на отдыхе» Пер. с чешского М « Культура и традиции» 2001г. | |
Просмотров: 2754 | Загрузок: 272 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Внимание! Если Вы опубликовали более трех разработок на портале, то здесь Вы можете подать заявку на получение Свидетельства о публикации! |
Всего комментариев: 0 | |