Главная » Файлы » Внеклассная работа » Родительские собрания |
Родительское собрание "Значение домашнего задания в учебной деятельности школьника"
23.03.2011, 00:08 | |
При подготовке к родительскому собранию классному руководителю желательно тщательно продумать "сценарий", вопросы, которые стоит задать родителям, оформление классной комнаты. Можно использовать для обсуждения выдержки из домашних или классных сочинений учащихся, а также статью, книгу, популярную телепередачу, кинофильм. Классный руководитель вместе с учащимися: подготавливает выпуск стенгазеты, видеофрагменты и другие материалы, которые раскрывают отдельные моменты из жизни класса; продумывает персональные приглашения на собрание каждому родителю; договаривается, кто встретит родителей и проводит их в класс. Все это будет способствовать тому, чтобы на следующие родительские собрания мамы и папы пришли с удовольствием и не расценивали их как неудобную обязанность. Столы и стулья лучше расставить по кругу, чтобы все присутствующие были на равных. К подготовке родительского собрания стоит привлечь родительский комитет класса или отдельных активных родителей. Во время собрания необходимо выделить время для общения родителей между собой. Можно поделить их на группы, активизируя общение. Всем вместе стоит придумать простые правила (заповеди) родительского собрания, устроить минуты разрядки (чтобы можно было посмеяться, отвлечься). Эпиграфом собрания на тему "Значение домашнего задания в учебной деятельности школьника" может быть высказывание известного философа Иммануила Канта, который говорил, что занятия в школе могут только вдолбить в ребенка все правила, добытые чужим пониманием, но способность правильно пользоваться ими разовьет только домашний самостоятельный труд. Задачи собрания: Вопросы для обсуждения: Подготовительная работа к собранию: Учащимся предлагается заполнить анкету. Анкета для учащихся Уважаемый пятиклассник! Подумай и ответь, пожалуйста, на следующие вопросы: 1. Сколько времени в день ты тратишь на приготовление домашних заданий? 2. На подготовку каких домашних заданий тебе приходится тратить больше времени, чем на все остальные? _________________________________________________________________ 3. Тебе всегда понятно задание, которое ты выполняешь дома, или ты уточняешь его у кого-нибудь? 4. Ты делаешь домашнее задание самостоятельно или с помощью взрослых? 5. Проверяют ли взрослые выполнение тобой домашних заданий? _________ 6. Всегда ли ты доволен отметкой за домашнее задание? _______________ 7. С каким настроением ты выполняешь домашние задания?_____________ 8. Всегда ли ты успеваешь записывать домашнее задание на уроке? ______ 9. Если ты не выполнил домашнее задание потому, что не понял его, как поступит учитель, если ты ему это объяснишь? _______________________________________________________ 10. Бывают ли случаи, когда ты просто списываешь задание перед уроком Анкетирование родителей проводится выборочно, по их желанию. Как правило, родители, у которых есть проблемы, связанные с темой родительского собрания, активно участвуют в его подготовке. Для сравнительного анализа результатов анкетирования можно взять семьи, где данная проблема решается положительно и отрицательно. Анкета для родителей Уважаемые родители! Подумайте и ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы: 1. Изменилось ли отношение вашего ребенка к выполнению домашних заданий в пятом классе по сравнению с начальной школой? _________________________________________________ 2. Сколько времени в день тратит ваш ребенок на подготовку домашних заданий? 3. Какие предметы требуют больших затрат времени? _________________ 4. Всегда ли ваш ребенок понимает, что он должен сделать, выполняя домашнее задание? 5. Приходится ли вам помогать ребенку выполнять домашнее задание? ____ 6. По каким предметам вы помогаете ребенку выполнять домашнее задание? 7. Всегда ли вашему ребенку объективно выставляется оценка за выполненную домашнюю работу? 8. Всегда ли ваш ребенок знает, что задано по тому или иному предмету? __ 9. Чем объясняет ваш ребенок, что задание в дневнике не записано? ______ 10. Всегда ли, по мнению ребенка, учитель аргументирует оценку за домашнее задание? На вопросы анкеты также отвечают все учителя-предметники, которые задают ученикам класса домашние задания. Анкета для педагогов Уважаемые педагоги! Подумайте и ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы: 1. Всегда ли вы задаете по своему предмету домашнее задание? _________ 2. Учитываете ли вы возраст учащихся, возможности класса при дозировании домашнего задания? 3. Предлагаете ли вы своим ученикам альтернативные задания, разноуровневые, творческие (по желанию), задания на выбор учеником? _________________________________________ 4. Всегда ли вы даете домашнее задание на уроке? ____________________ 5. Можете ли вы назвать учеников класса, которые выполняют домашнее задание по вашему предмету всегда хорошо? _________________________________________________________ 6. Можете ли вы назвать учеников класса, которые выполняют задание плохо или вовсе не выполняют? 7. Как вы поступаете, если ученик по какой-то причине не выполнил домашнее задание? 8. Всегда ли вы аргументируете выставление оценки за домашнее задание? _ 9. Какие методы стимулирования учащихся за выполнение домашних заданий вы используете? 10. Какие рекомендации родителям вы хотели бы предложить по теме родительского собрания? К родительскому собранию дети проводят исследование (по желанию). Они ежедневно фиксируют количество затраченного времени на подготовку домашнего задания по каждому предмету. Затем ребята определяют среднее по классу время подготовки по каждому предмету и оформляют эти данные в виде плаката. Творческим заданием для учащихся к собранию является оформление коллажа "Я учу уроки". Ребята должны показать свое настроение и эмоциональное состояние при подготовке домашних заданий, а также отразить в коллаже модели поведения родителей в этот момент. Нередко в учебе пятиклассников возникают проблемы, несмотря на то, что ребята хотят хорошо учиться и радовать своих близких и окружающих. Причины плохой учебы могут быть связаны: во-первых, со слабой учебной подготовкой в начальных классах; во-вторых, с неумением анализировать, плохой речью, слабой память и вниманием; в-третьих, с нежеланием заставить себя заниматься, неразвитой волей. Все эти проблемы решаемы, необходимо только внимание и терпение взрослых. Памятка для родителей пятиклассника Памятка для пятиклассника Как готовить домашние задания Метод ключевых слов Ключевыми словами называются самые важные слова в абзаце. Когда вспоминаешь ключевые слова – сразу вспоминаешь, о чем сказано в нужной части текста. При чтении абзаца выбирается одно или два ключевых (самых важных) слова. После этого выбранные слова записываются в нужной последовательности, и к каждому слову ставится вопрос, который связывает его с соответствующей частью текста. Затем два ключевых слова надо соединить при помощи вопросов, в результате получается цепочка. Ее необходимо записать и выучить. Пересказывая заданный текст, опираются именно на эту цепочку. Метод "5П" Этот метод был разработан американскими психологами. По их мнению, он позволяет сосредоточиться на самом основном в изучаемом тексте и помогает лучше его запомнить. 1П – просмотри текст (бегло); 2П – придумай к нему вопросы; 3П – пометь карандашом самые важные места; 4П – перескажи текст (используя ключевые слова); 5П – просмотри текст повторно. Содержание собрания 1. Вступительное слово классного руководителя. – Уважаемые папы и мамы! Сегодняшняя наша встреча посвящена "его величеству" – домашнему заданию. Еще не начав наш разговор, вы: прочитали результаты исследований психологов, касающиеся домашнего задания; обратили внимание на выставку тетрадей учащихся-пятиклассников; возможно, уже полистали и сравнили тетради с домашним заданием своего ребенка и других учеников. Почему именно в пятом классе так остро встает вопрос выполнения домашнего задания? Во-первых, потому, что дети начинают учиться у разных учителей. При изучении каждого предмета есть свои специфические требования к подготовке домашних заданий. Если ученик их не знает, если он их не усвоил, то столкнется с большими трудностями, которые скажутся не только на его учебных результатах, но и на его физическом и эмоциональном состоянии. Во-вторых, изменяется ситуация общения ученика и учителя. Если в начальной школе ребенок приспосабливается к общению с одним учителем, то на средней ступени обучения его задача становится гораздо сложнее, так как он вступает в контакт с большим количеством взрослых. Этот контакт не всегда и не сразу бывает положительным: ученик иногда боится лишний раз спросить учителя, скрывает, что у него есть непонятые вопросы, параграфы, темы. Все это приводит к тому, что успеваемость резко падает и результаты учебной деятельности ухудшаются. В-третьих, изменяется само содержание домашнего задания. Если в начальной школе оно в большей степени было направлено на отработку репродуктивных умений учащихся (писать, читать, считать), то на среднем этапе обучения – на развитие способности рассуждать, анализировать, делать самостоятельный вывод. Развить способность к суждению у всех учащихся на уроке – неблагодарное и нереальное занятие. Развитие ума, способность самостоятельно мыслить формируются и совершенствуются в ходе индивидуального освоения умственной культуры эпохи. Выполнение домашнего задания должно обучать ребенка полемизировать с самим собой, без наличия оппонента и учителя взвешивать все "за" и "против". Самое элементарное в домашнем задании – это буквальное повторение пройденного учебного материала. Главное назначение домашнего задания: По статистике, если ученики, способности которых ниже среднего уровня, тратят на домашнее задание всего 1–3 ч в неделю, их результаты соответствуют результатам учащихся со средними способностями, которые не выполняют домашних заданий. Если средние по уровню своих способностей ученики проводят за уроками 3–5 ч в неделю, их успехи становятся такими, как у самых способных учеников, которые не выполняют домашних заданий. 2. Ознакомление всех присутствующих с результатами исследований, проведенных при подготовке к собранию, и обсуждение их вместе с родителями. 3. Выступления учителей-предметников. 4. Выступления и комментарии родителей по поводу требований педагогов к выполнению домашних заданий. На заметку родителям На заметку учителю Выполнение домашнего задания учеником будет результативным, когда: 5. Заключение. Подводя итог собрания, педагог может рассказать об успеваемости учащихся и провести индивидуальные беседы с родителями. | |
Просмотров: 1745 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Внимание! Если Вы опубликовали более трех разработок на портале, то здесь Вы можете подать заявку на получение Свидетельства о публикации! |
Всего комментариев: 0 | |