Главная » Файлы » Внеклассная работа » Классные часы |
Классный час на тему "Я в ответе за себя и других"
23.03.2011, 00:11 | |
Тема классного часа и его содержание должны стать известными ребятам только в процессе его проведения. Важен эффект неожиданности. Наилучшим представляется вариант проведения этого мероприятия совместно с социальным педагогом: присутствие нескольких взрослых настраивает ребят на серьезные размышления и ведет к осознанию ответственности за свои шаги в жизни. Тон разговора должен быть выдержанный, уважительный, но с внутренним эмоциональным накалом. В этом мероприятии классный руководитель должен выразить свое отношение к конфликту. Ход мероприятия В начале мероприятия двум ученикам (абсолютно разным, возможно, несовместимым друг с другом или даже подозреваемым в совершенном проступке) даются карточки с одинаковым, не известным никому в классе заданием. А задание такое – "смоделировать человека" с двумя-тремя серьезными недостатками, которые автор ни при каких условиях не принимает в людях (задание выполняется на компьютерах и потом выводится на интерактивную доску). В это же время все остальные ребята заполняют анкеты, выданные им заранее. Анкета "Каким человеком я себя вижу"(Анкета подписывается по желанию.) Комментарии к полученным ответам на вопросы анкеты (их зачитывает сразу классный руководитель – важен полученный общий фон в классе) дает социальный педагог. Обсуждаются вопросы: На классной доске для наглядности можно параллельно строить схемы, выводимые из полученных ответов. Очень важно, если это не прозвучит в ответах ребят, подвести их к выводу о том, что часто ситуация обиды вызвана пустяками, но, к сожалению, бывают отвратительные случаи, когда причина этой ситуации более серьезная: например, зависть или оскорбление. Перед классом ставится вопрос: можно ли жить, не нанося друг другу обиду? Для нахождения на него ответа к интерактивной доске приглашаются ученики, выполнявшие индивидуальное задание. Сначала ребята оценивают серьезность смоделированных "недостатков", если необходимо – корректируют их; потом, разбившись на 4 группы, включаются в деловую игру (3–4 мин отводится на обсуждение, 2 мин – на презентацию своих вариантов решений и ответов на возможные вопросы других участников). Например: найти способы нормального сосуществования с одним из смоделированных людей, если: Подвести итоги игры целесообразно предложить кому-нибудь из ребят (возможно, лидеру класса). В выступлении должно быть озвучено два важных момента: какова коллективная позиция класса и насколько она правильна. Далее классный руководитель задает вопрос: – Кто из ребят догадывается, почему вдруг выбрана именно эта тема сегодняшнего классного часа? Если вдруг что-то мешает ребятам говорить, можно констатировать, что в классе произошло ужасное ЧП. В любом случае второй вопрос обязательно адресуется всем ребятам: "Ответьте на вопрос честно. Поднимите руки те, кто знал, что произошло". (Поднятые руки и их количество дадут классному руководителю новую информацию для размышления.) На интерактивной доске (для большего эмоционального воздействия) открыта презентация, подготовленная педагогами: Что плохого в произошедшем конфликте? 1. Человеку анонимно нанесено незаслуженное тяжелое оскорбление. 2. Боль от совершенного отразилась на многих людях. 3. Человек, совершивший злодеяние, нанес обиду и себе самому. 4. Пострадавший человек остался один на один со своей бедой. 5. Молчание окружающих означает, что: 6. Ты хотел бы оказаться на месте пострадавшего? 7. Конфликт возник, потому что: Очень кстати дополнит презентацию рассказанный взрослыми какой-либо похожий жизненный случай или прочитанный отрывок из художественной литературы (например, сон Раскольникова в эпилоге романа Ф. Достоевского "Преступление и наказание" – конечно, с комментариями учителя). Заключительные слова классного руководителя: "У сегодняшнего классного часа будет домашнее задание. Его можно выполнить в течение трех дней (это время нужно классному руководителю для определения дальнейших мер): каждому необходимо один на один, с товарищами, с родными подумать и обсудить наш конфликт и участие конкретно каждого из нас в нем. Особое домашнее задание для провинившегося: найти в себе мужество самому признаться в проступке, найти слова извинения для Полины и всех, кому принес страдание, дать себе слово никогда больше такого не повторять". Классный час начался с моего сообщения, что, скорее всего, Полина уходит из школы. Спросила, догадываются ли ребята, по какой причине это произойдет, знают ли они, что случилось в коллективе? Подняли руки примерно половина ребят. Не помню, были ли среди них виновные… Я сдерживала свою реакцию: кто знает – молчит (правда, Полина говорила, что кто-то подходил к ней с сочувствиями), а другая часть ничего не ведает о том, что рядом страдает их одноклассница… Помогла интуиция. Рассказала свою давнюю историю. В эпоху "пристального внимания к письмам трудящихся" в разные инстанции города пришло письмо (якобы за моей подписью) о беспорядках в школе. Очень быстро обнаружили, что подпись подделана, но мне пришлось давать какие-то объяснения. Не это было самым страшным. Я знала, что человек, написавший этот пасквиль, – в нашем коллективе, смотрела на каждого и так же, как сейчас, всех подозревала. Далее мы говорили, что, помня о презумпции невиновности, никому не предъявляем обвинений, что хотим только, чтобы извинились (один на один!) перед Полиной, что не продолжим публичного разбора ситуации, если найдут в себе мужество повиниться, что наказания никакого не последует, потому что все достаточно наказаны случившимся. Отдельные слова адресовали невиновным в проступке, пытаясь объяснить, что молчание в такой ситуации – прямое соучастие, которое в любую минуту может обернуться против каждого их них. Ребята молчали. Но показалось, что дети задумались о случившемся. Очень неожиданная реакция последовала в тот же день: бабушка Полины сообщила, что после собрания к внучке подошел одноклассник и извинился. Он очень волновался, говорил, что осознал, что просит прощения – но только за себя одного, о тех, кто был рядом с ним, говорить не будет. Еще сказал, что решение совершить все пришло спонтанно, от безделья, и он виноват в том, что, не думая, поддержал его, что не наказания он боится, а просто стало стыдно. В том разговоре бабушка решилась назвать имена двух других ребят. Ничего нового для себя я не открыла: если бы меня спросили, кто может преступить в определенных условиях нравственную черту, я назвала бы эти имена. Но не предполагала, что один из них способен раскаяться. Это был урок мне и, конечно, радость, что человек меняется к лучшему. | |
Просмотров: 1463 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Внимание! Если Вы опубликовали более трех разработок на портале, то здесь Вы можете подать заявку на получение Свидетельства о публикации! |
Всего комментариев: 0 | |