Главная » Файлы » Внеклассная работа » Классные часы |
РАЗРАБОТКИ КЛАССНЫХ ЧАСОВ БЕСЕДА НА ТЕМУ: «ЧУДО, ИМЯ КОТОРОМУ — КНИГА»
31.01.2012, 17:36 | |
РАЗРАБОТКИ КЛАССНЫХ ЧАСОВ Все разработки рассчитаны на 2 — 3 классных часа. БЕСЕДА НА ТЕМУ: «ЧУДО, ИМЯ КОТОРОМУ — КНИГА» (Для учащихся 11 — 12 лет) Задачи: расширять представления учащихся о роли книги в жизни человека, при-вивать навыки читательской культуры, воспитывать бережное отношение к книге, сти-мулировать самообразование школьников. Ход подготовки: 1. Распределить задания между учащимися: — оформить плакаты с высказываниями великих людей и пословицами, поговор-ками о книге и чтении. (см.: Слово о книге. М., 1969; Золотые россыпи. М., 1966; В мире мудрых мыслей. М., 1962; Чаша мудрости. М., 1978); — подготовить фотовыставку «За чтением книг» (фотографии самых активных чи-тателей библиотек); — стенд «Умеешь ли ты читать?», где размещаются следующие книги: Дорохов А. Город твоих друзей. М., 1962; Леонтьев Н. Г. Книга – хорошая или плохая? (об искусстве быть читателем). Л., 1971; Маршак С. Как печатали вашу книгу. М., 1960; О книге и знании (пословицы и поговорки русского народа). М., 1979; Цюрупа Э. Я. Умеешь ли ты читать? М., 1967 и др.; — полезно сделать также выставку испорченных книг под названием «Не губите книгу!» — подобрать материалы и подготовить сообщения о происхождении книги, об ис-кусстве чтения; пригласить на беседу школьного библиотекаря и учителя лите-ратуры. 2. Изучить читательские интересы школьников с помощью вопросов: — Твой любимый писатель? — Твой любимый литературный герой? — О чем ты читаешь наиболее охотно? — Ведешь ли ты читательский дневник? 3. Подготовить театрализованное представление и викторину «По страницам лю-бимых книг». План-конспект беседы: 1. Вступительное слово ведущего (тезисы): Наше время — время великих достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим А. М. Горький считал книгу. В книге заключен огромный духовный мир человечества. Книга — самое могучее и самое универсальное средство общения людей, народов, поколений. Ее называют единственной машиной времени, с помощью которой можно совершать путешествия в невиданные страны, в прошлое, в будущее и настоящее... Книга — вер-ный и неизменный наш спутник. Она остается главным источником, из которого мы черпаем знания. Недаром К. Г. Паустовский писал: «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной страницы из новой книги!» В июле 1976 г. в испанском городе Ла-Корунья был открыт первый в мире памят-ник книге: двое взрослых читают, а ребенок высоко поднял книгу, как бы символизируя ее величайший взлет в будущем. 2. Библиотекарь школы (или учитель литературы) знакомит школьников с высказываниями великих людей об искусстве чтения: «Читать — это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое — вот в чем главное дело». К. Д. Ушинский. «Я усвоил себе привычку делать выписки из книг, какие я читал, мимоходом нано-ся на бумагу свои размышления». К. Маркс. «Надо уважать книгу, надо с почтением входить в этот храм мысли». А. И. Герцен «... любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пест-рой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека ...» А. М. Горький. Затем следует рассказ о выставке книг и о памятке «Как стать хорошим читателем». Содержание памятки «Бери из книги как можно больше. Помни, что чтение — одна из самых важных, нужных, серьезных и прекрасных работ. Нельзя читать книгу, думая о другом. Вредная привычка — только просматривать книги. Если в книге вам встретятся слова, фразы, непонятные по содержанию, обращай-тесь за разъяснением к словарям, справочникам, энциклопедиям. Очень хорошо, если вы нарисуете картинки-иллюстрации к тем книгам, которые чи-таете; выпишите в читательский дневник наиболее понравившиеся высказывания. Необходимо читать в определенной системе. Очень полезно прочитывать несколь-ко книг одного автора, познакомиться с его биографией, с особенностями эпохи, в ко-торой он жил. Почаще читайте вслух. Это развивает технику выразительного чтения, помогает глубже ощутить образность, поэтичность языка произведения. Показателем культуры чтения является стремление к перечитыванию книги, заучи-вание наизусть крылатых фраз, отдельных отрывков». 3. Выступления учащихся со стихами о книге (приводятся в сокращенном ва-рианте): Отраженье исчезнувших лет, Облегченье житейского ига, Вечных истин немеркнущий свет — Это — книга. Да здравствует книга! Неустанных исканий залог, Радость каждого нового сдвига, Указанье грядущих дорог — Это — книга. Да здравствует книга! Чистых радостей светлый исток, Закрепленье счастливого мига, Лучший друг, если ты одинок, — Это — книга. Да здравствует книга! Т. Л. Щепкина-Куперник Хлеб и книга вечные от века На столе лежат передо мной, Подтверждая мудрость человека, Бесконечность щедрости земной. Кайсын Кулиев. 4. Сообщения учеников по темам: «Из истории книги» (см.: Львов С. Книга о книге. М., 1980; От бересты до микрофильма. Изд. 2-е, перераб. М., 1969, с. 14 — 30; Глухов А., Лавринович И. Юным друзьям книги. М., 1965, с. 8 — 17); «О русском пер-вопечатнике Иване Федорове» (см.: Овсянников Ю. Ради братии своих. М., 1975). 5. Театрализованное представление «В мире литературных героев». (Появляется мальчик в старом картузе и сатиновой рубашке. ). — Здравствуйте, ребята! Родился я в Одессе. Жил у дедушки. Рыбачили мы с ним, ходили на шаланде в море. Узнали, кто я? Правильно, я Гаврик. Дружу с морем. Люблю путешествовать. Вот и сейчас я предлагаю вам выйти в плавание по книжному морю. Один за другим появляются литературные герои: Д'Артаньян, Том Сойер, Тимур, Чук и Гек, Васек Трубачев и др. Каждый из них рассказывает интересный случай из своей жизни и просит узнать, кто он? Литературные герои проводят викторину «По страницам любимых книг». Пример-ные вопросы: 1. Кто, в какой книге и о ком сказал? (возьмите любой текст) 2. Какая книга советского писателя озаглавлена строкой из стихотворения М. Ю. Лермонтова? (Повесть В. П. Катаева «Белеет парус одинокий»). 3. Какая книга Н. Носова написана в форме дневника? («Дневник Коли Синицына») 4. «Ты был хорошим сыном у разведчиков и у орудийцев Но имей в виду всегда и везде, прежде всего и после всего ты должен быть верным сыном своей матери — Ро-дины» Откуда эти слова? Кто и кому их сказал? (В. П. Катаев. «Сын полка» Слова капитана Енакиева, адресованные Ване Солнце-ву) План дальнейшей работы: 1. Провести беседы на темы: «Рассказы о Государственной библиотеке им В И. Ле-нина», «Мой любимый писатель», «Компас в книжном мире» 2 Регулярно оформлять книжную выставку на тему. «У книг есть своя биография». 3. Разучить песни о книге (Кац С. Марш книголюбов. Сл. С. Богомазова. — В кн. . Клуб знаменитых капитанов 4-й вып М., 1978, с. 40 — 42; Чичков Ю. Песня о лучшем друге Сл. Я Халецкого — В кн.: Школьные годы. 4-й вып. М., 1966; Песня о книге. Из сюиты «Наша школьная страна». Сл. К. Ибряева. — Кругозор, 1969, № 9). 4. Посмотреть диафильмы: Коган Л. История книги (черно-белый); Меерзон В. Дом, в котором всегда интересно (цветной). 5. Принять участие в ДЮПовской операции «Живи, книга!» (ремонт книг, создание общественных фондов учебников, работа в кружках переплетчиков и реставраторов). Литература: 1. Воспитание культуры чтения школьников Сб. статей М.: Педагогика, 1971. 128 с. 2. Гуссман Г. О книге. М.: Книга, 1982. 112 с. 3. Жукова М Неделя книги. — Вожатый, 1978, № 2, с. 50. 4. Происшествие в стране королевы-книги (сценарий праздникам — Вожатый, 1979, № 1, с. 53 — 56. 5. Стрелкова И. Дорога в Читай-город: Заметки о детском чтении. М.: Политиздат, 1971. 148 с. | |
Просмотров: 451 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Внимание! Если Вы опубликовали более трех разработок на портале, то здесь Вы можете подать заявку на получение Свидетельства о публикации! |
Всего комментариев: 0 | |