Главная » Файлы » Внеклассная работа » Классные часы |
РАЗРАБОТКИ КЛАССНЫХ ЧАСОВ БЕСЕДА НА ТЕМУ: «КРАСОТА И ТРУД ВМЕСТЕ ИДУТ»
31.01.2012, 17:36 | |
РАЗРАБОТКИ КЛАССНЫХ ЧАСОВ Все разработки рассчитаны на 2 — 3 классных часа. БЕСЕДА НА ТЕМУ: «КРАСОТА И ТРУД ВМЕСТЕ ИДУТ» (Для учащихся 15 — 17 лет) Задачи: познакомить учащихся с понятием «эстетика труда», показать роль труда в физическом, нравственном, эстетическом формировании человека; вызвать уважение к рабочей профессии; помочь осознать высокое благородство цели и мотивов коммуни-стического труда; развивать потребность трудиться добросовестно, творчески, вносить красоту в процесс и результат своего труда. Ход подготовки: 1. Пригласить рабочих завода, шефствующего над школой, специалистов народного хозяйства для выступления перед учащимися на такие, например, темы, как: «Красота и романтика рабочих профессий», «Организация труда на эстетических началах», «Техническая эстетика, труд, человек». 2. Дать задания учащимся подготовить рассказ о профессиях своих родителей, включив в него ответы на следующие вопросы: что вы знаете о содержании и характере работы ваших родителей? В чем видите привлекательность, красоту их труда? Хотели бы вы приобрести профессию ваших родителей? (См.: Верб М. А. Эстетические по-требности и духовное развитие личности. Л., 1981, с. 15 — 16; Иванов С., Красновский А. Техника, эстетика, труд. М., 1968; Сартаков С. Красота труда. М., 1961; Сорокин Н. Рассказ о рабочей гордости. М., 1962). 3. Предложить учащимся ответить на вопросы: какая профессия вас привлекает и почему? В чем вы видите красоту труда (токаря, слесаря, оператора машинного доения и др. )? В каких художественных полотнах и книгах отображена красота труда совет-ских людей? Какие спектакли и кинофильмы на производственную тему вы смотрели в последнее время? Какие качества человека-труженика вы считаете наиболее привлека-тельными? 4. Оформить выставку книг на тему: «Эстетика труда и производства» (см.: Казари-нова В. И. О красоте предметов. М., 1967; Лапин Ю. С. Культура производства и тех-ническая эстетика. М., 1967; Минервин Г. В., Мунипов В. М. О красоте машин и вещей. М., 1975; Попов А. Н., Шимко В. Т. Польза, прочность, красота: Рассказы о строитель-ной науке. М., 1979). 5. Подобрать репродукции картин и оформить выставку на тему: «Труд прежде и теперь» (например, «Бурлаки на Волге» И. Е. Репина, «Косцы» Г. Г. Мя-соедова, «По-лесовщик» И. Н. Крамского, «На пашне» М. К. Клодта, «Прачки» А. Е. Архипова, «Ко-чегар» Н. А. Ярошенко, «На старом уральском заводе» Б. В. Иогансона, «Сенокос», «Колхозный праздник», «Жатва» А. А. Пластова, «Наша буровая», «Молодые зодчие» Ю. Ракши). Выбрать экскурсовода (из числа учащихся) и помочь ему подготовиться. 6. Написать плакаты: «Высота культуры всегда стоит в прямой зависимости от любви к труду». А. М. Горький. «Труд облагораживает человека». В. Г. Белинский. 7. Организовать экскурсию на предприятие (завод, фабрику и т. п. ) и обратить внимание учащихся на эстетику труда и производства. По результатам экскурсии оформить в классе стенды на темы: «Ими гордится завод», «Романтика обыкновенной профессии», «Герои труда живут рядом», «Эстетика на производстве». План-конспект беседы: 1. Вступительное слово учителя (тезисы): Наше время отмечено преобразованиями во всех сферах жизни людей: материаль-ном производстве, общественных отношениях, духовной культуре. В чем состоит организация труда на эстетических началах? В чем красота и роман-тика рабочих профессий? Как красота помогает рациональной и высокопроизводитель-ной организации труда, улучшению качества продукции? На эти вопросы мы постара-емся ответить в ходе нашей беседы. 2. Выступления гостей, людей различных профессий с рассказами о том, что помо-гает им работать творчески, добиваться высоких показателей в труде, в чем красота ра-бочих профессий. 3. Экскурсия по выставке на тему: «Труд прежде и теперь» (краткий обзор). Вопро-сы для обсуждения представленных здесь репродукций картин: каким был труд рабо-чих и крестьян в царской России? Какие чувства вызывают люди, изображенные ху-дожниками прошлого? Какими художественными средствами живописцы показывают тяжесть подневольного труда и в то же время его животворную силу? Как в произведе-ниях советских художников отражаются приметы нового времени? Какие качества тру-да отражены особенно ярко? В чем художники видят красоту труда советского челове-ка? (Рекомендуем также посмотреть диафильм «Красота труда». Автор Ю. Нехорошев. Студия «Диафильм», 1975). 4. Выступление ученика на тему: «Союз труда и красоты» по материалам, подго-товленным во время экскурсии на предприятие (тезисы): Уже в древнейших ремеслах, народном творчестве можно увидеть воплощение принципа красоты и пользы, важнейшего в дизайнерской деятельности. «Основопо-ложниками искусства, - писал А. М. Горький, - были гончары кузнецы и златокузнецы, ткачихи и ткачи, каменщики, плотники, резчики по дереву и кости, оружейники, маля-ры, портные, портнихи и вообще — ремесленники, люди, чьи артистически сделанные вещи, радуя наши глаза, наполняют музеи». Мы любим музыку, что за сердце взяла, И творчество в труде, что стало повсеместным. У счастья нашего есть два крыла: Цвет роз и виноград, прекрасное с полезным. М. Рыльский. Художественное начало все стремительнее проникает в современную технику и производство. Радующие глаз формой, цветом, целесообразностью размеров, удобст-вом использования станки, машины, инструменты, разнообразное оборудование заво-дских цехов - все это результат работы дизайнеров, специалистов по художественному конструированию изделий. «Я глядел на корабль на котором должен был через не-сколько минут отправиться в небывалый рейс. Он был красив... Передо мной было не только замечательное творение техники, но и впечатляющее произведение искусства». Эти восторженные слова принадлежат первому в мире космонавту Юрию Алексеевичу Гагарину. Техническая эстетика предъявляет определенные требования и к производственной среде: цвету (окраске помещений и оборудования), звуку (допустимому уровню шумов и применению музыки), вентиляции и т. п. Задача технической эстетики — создать наилучшие условия для здоровья, работоспособности и хорошего настроения рабочих». (Демонстрируются фотографии эстетически выразительных интерьеров заводских по-мещении, уголков для отдыха и т. п. 5. Выступления учащихся с рассказами о профессиях своих родителей. План дальнейшей работы: 1. Организовать «Клуб интересных встреч». Пригласить выпускников школы, вы-бравших рабочие профессии; учащихся профессионально-технических училищ. 2. Подготовить читательскую конференцию: «Тема труда в литературе». 3. Провести беседы на темы: «Свой след оставить на земле», «От увлечения к бу-дущей профессии». Литература: 1. Ковалева Л. Н. Преподавание темы «Эстетика труда и производства» в профес-сионально-технических училищах: Обмен опытом работы. М.: Высшая школа, 1974. 64 с. 2. Максимов Ю. В. У истоков мастерства: Народное искусство в худож. воспита-нии детей. М.: Просвещение, 1983. 158 с., ил. 3. Неверов В. В. Союз труда и красоты: О трудовом, нравственном и эстетическом воспитании в сельской школе. Из опыта работы. М.: Просвещение, 1979. 152 с., ил. 4. Новикова Л. И. Искусство и труд: Учеб. пособие. М.: Высшая школа, 1974. 176 с. | |
Просмотров: 948 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Внимание! Если Вы опубликовали более трех разработок на портале, то здесь Вы можете подать заявку на получение Свидетельства о публикации! |
Всего комментариев: 0 | |