Главная » Файлы » Внеклассная работа » Классные часы |
РАЗРАБОТКИ КЛАССНЫХ ЧАСОВ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ: «ПОГОВОРИМ О КУЛЬТУРЕ РЕЧИ»
31.01.2012, 17:32 | |
РАЗРАБОТКИ КЛАССНЫХ ЧАСОВ Все разработки рассчитаны на 2 — 3 классных часа. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ: «ПОГОВОРИМ О КУЛЬТУРЕ РЕЧИ» (Для учащихся 12 — 13 лет) Задачи: познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи, уста-новить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой; воспи-тывать любовь и уважение к родному языку, формировать навыки речевого общения. Ход подготовки: 1. Предложить учащимся выполнить следующие задания: подобрать меткие и об-разные высказывания о русском языке, пословицы, поговорки, афоризмы, подготовить-ся к конкурсу выразительного чтения. 2. С помощью учителя русского языка и литературы отобрать лучшие сочинения учащихся класса, выписать из неудачных сочинений смешные обороты речи, непра-вильные выражения; понаблюдать за тем, как говорят ученики, много ли слов-сорняков в их речи (подготовить на эту тему небольшую театрализованную сценку). 3. Написать плакат: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, пе-реданное нам нашими предшественниками!» И. С. Тургенев. План-конспект занятия: 1. Вступительное слово классного руководителя (тезисы): Язык — это наша история, наше богатство, культура, это язык А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, К. Г. Паустовского и других великих хранителей красоты, могущества и образности родного языка. В речи человека, как в зеркале, отражается его культура, воспитанность. Эстетика речи состоит в ее нормированности, то есть в подчинении определенным нормам (пра-вилам) произношения, ударения, построения слов, словосочетаний, предложении; в яс-ности, эмоциональности и доступности; в чистоте, то есть в отсутствии слов-паразитов, словесных штампов; в яркости, образности, выразительности. Большое значение имеют темп речи, интонация, владение мимикой и жестами, которые помогают передать эмо-циональную окраску, смысл сказанного. Великий французский философ Вольтер гово-рил: «Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если дурно выражена». 2. «Как мы говорим». Театрализованная сценка, подготовленная учениками. 3. Культура речи, мышления, чувств. Классный руководитель: О культурном облике человека мы судим не только по тому, как он выражает свои мысли и чувства. В устной и письменной речи раскрываются содержание и глубина мыслей, эмоциональная культура человека. Прослушайте, пожалуйста, выдержки из ваших сочинений и ответьте на вопросы: какое значение имеет четкость, последова-тельность, простота изложения мыслей в письменной и устной речи? Можно ли изла-гать материал четко и ясно, если он неглубоко усвоен? В. А. Сухомлинский писал, что мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное — приносит беду. Подкрепите это высказывание примерами из жизни. Ответьте на вопросы: как связана культура речи с культурой чувств? По каким признакам можно судить об эмоциональной культуре человека? Ка-кова взаимосвязь между чувствами, речью и воспитанностью человека? От чего зависит способность управлять своими чувствами? Какими чувствами должен руководство-ваться человек во взаимоотношениях с другими людьми? Придерживаетесь ли вы тре-бований речевого этикета в общении с людьми? Назовите их (сдержанность, предупре-дительность, умение управлять своим настроением, приглушать отрицательные и так-тично проявлять положительные эмоции, наличие чувства юмора и умение им пользо-ваться, доброжелательность и т. п. ). Как бы вы реагировали на слова товарища, поде-лившегося с вами своим горем (радостью)? (Рекомендации по развитию способности к сопереживанию, сочувствию, умению соотносить свои поступки с эмоциональным со-стоянием окружающих людей см.: Гиппиус С. В. Гимнастика чувств. М. — Л., 1967, с. 173; Добрович А. Общение: наука и искусство. М., 1978, с. 89; Леви В. Искусство быть собой. М., 1977, с. 43; Учитесь властвовать собою... М., 1975, с. 139). 4. Как повысить культуру речи. Классный руководитель: Речь служит средством общения людей. Чтобы выработать умение говорить просто, образно, живо, с правильными интонациями, полезно выполнять такие задания, как со-ставление словесного портрета, театральная импровизация и др. 5. Как стать интересным собеседником. Классный руководитель обращается к учащимся с вопросами: какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать хороший собеседник? Легко ли вы находите контакт с людьми? Какие трудности испытываете вы в речевом общении? Какая тема чаще всего является предметом вашего разговора? Затем он предлагает учащимся «проиграть» сценки разговора с товарищем или мамой по телефону, ситуации встречи и приветствия одноклассников, соседей по дому и т. п. Школьников необходимо подвести к мысли, что глубина и душевность человеческих контактов зависит не только от правильности, уместности слов и выражений, но и от манеры обращения, интонации голоса, употреб-ляемых жестов и мимики. Можно рекомендовать учащимся книги по культуре речевого общения: Матвеев В. М., Панов А. Н. В мире вежливости. Изд. 2-е. М., 1976, с. 113; Ка-зимирская И. И. Учись быть культурным. Минск, 1982, с. 24; Камычек Я. Вежливость на каждый день. М., 1975, с. 82; Формановская Н. И. Вы сказали: «Здравствуйте!» (Ре-чевой этикет в нашем общении). М., 1982. 6. Учись искусству спорить, думать, обсуждать! Классный руководитель: Умение анализировать жизненные ситуации, обоснованно выражать свое суждение по поводу тех или иных событий, выступать в защиту человека, отстаивать свои взгля-ды — все это важные показатели речевой культуры. Придерживайтесь следующих пра-вил: давая оценку поступку, охарактеризуйте обстоятельства, при которых он совер-шен, попытайтесь уяснить себе мотивы поступка, причины, которые его вызвали. По-думайте, почему тот или иной поступок имел место, какие варианты поведения в дан-ной ситуации явились бы более правильными, целесообразными, соответствующими нормам коммунистической морали Учащиеся анализируют конкретные жизненные ситуации. Классный руководитель обращается к учащимся с вопросами: часто ли у вас вспы-хивают ссоры с товарищами? В чем вы видите их причину? Приходилось ли вам от-стаивать свою точку зрения? Если да, то в связи с чем? Удалось ли вам убедить собе-седника в своей правоте? Можно ли по разговорной речи судить о культуре человека? Предложите свои рекомендации, как надо вести спор, чтобы он не превратился в ссору Далее классный руководитель знакомит учащихся с правилами ведения разговора- настойчиво отстаивай свое мнение, если уверен в его справедливости, правильности, уважительно относись к чужому мнению, будь тактичен с собеседником и т д 7. Подведение итогов занятия Классный руководитель вместе с учащимися обобщает требования, предъявляемые к культуре речи, и составляет памятку, которую можно повесить в классном уголке План дальнейшей работы: 1. Провести беседы на темы - «С чего начинается вежливость?», «Искусство веде-ния переписки», «Что такое деликатность?», «Культура общения» и т д 2. Подготовить викторину на тему «Почему мы так говорим?» (См - Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова. М, 1960; Вартаньян Э. Эти мудрые слова М., 1980; Мережинская Е. К. и др. Занимательная грамматика Киев, 1964, Полякова Е. Н. Из ис-тории русских имей и фамилий М., 1975, Успенский Л. Ты и твое имя. Имя дома твоего Л, 1972) Литература: 1. Головин Б. Н. Основы культуры речи: Учеб. пособие. М: Высшая школа, 1980 335 с 2. Гольдин В. Е. Речь и этикет - Кн. для внеклас. чтения уч-ся 7 — 8 кл М. Про-свещение, 1983. 109 с. 3. Розенталь Д. Э. А как лучше сказать?: Кн. для внеклас. чтения (VIII — Х кл) М.: Просвещение, 1979. 207 с, ил 4. Розенталь Д Э, Теленкова М А Словарь трудностей русского языка 3-е изд, испр М.: Рус. яз, 1981. 696 с. | |
Просмотров: 746 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Внимание! Если Вы опубликовали более трех разработок на портале, то здесь Вы можете подать заявку на получение Свидетельства о публикации! |
Всего комментариев: 0 | |