сценарий презентация powepoint урок школа учитель егэ гиа скачать Разработка урока "Декоративно-прикладное искусство" - Разработки уроков - Музыка | ИЗО | МХК - Копилка сайта - К УРОКУ.RU

К УРОКУ.RU

Учителям, школьникам, студентам и родителям!
Главная » Файлы » Музыка | ИЗО | МХК » Разработки уроков

Разработка урока "Декоративно-прикладное искусство"

· Скачать 18.02.2014, 18:51


КГУ «Средняя общеобразовательная школа № 28»
Учитель изобразительного искусства
Чеботарёва Татьяна Сергеевна

План-конспект урока по изобразительному искусству

Дата проведения: 05.02.2014 г.
Класс: 5 «А»
Вид занятия: урок сообщения нового материала
Тема: Декоративно-прикладное искусство Казахстана
Цель урока:
 Развивающая – создать условия для развития способности детей к рисованию орнамента, творческую фантазию, мышление;
 Воспитательная – воспитать у детей чувства достоинства за свои народные традиции, самостоятельность, трудолюбие;
 Образовательная – познакомить с декоративно прикладным искусством древних Казахов, способы создания ювелирных украшений, музыкальных инструментов.

Задачи урока:
 Познакомить с ДПИ древних казахов;
 Закрепить знания, умения и навыки учащихся.

Оборудование урока:
 Для учителя: плакаты с изображением ювелирных изделий и музыкальных инстурментов.
 Для учащихся: альбом, простой карандаш, ластик, цветные карандаши.

План урока:

1. Организационный момент – 2 минуты.
Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.
2. Повторение, закрепление – 5 минуты.
Фронтальный опрос: Что вы знаете о декоративно-прикладном искусстве нашего народа? Какие изделия вы знаете?
3. Сообщение нового учебного материала – 25 минут.
4. Подведение итогов работы – 10 минут.
Опрос учащихся. Что вы поняли? Какие можно привести примеры?
5. Уборка рабочего места – 2 минуты.
6. Домашнее задание – 1 минута.


Ход урока:

1. Организационный момент. Приветствие. Эмоциональный настрой класса. Сообщение темы и задач урока.
2. Повторение, закрепление. Фронтальный опрос:
Что вы знаете о декоративно-прикладном искусстве нашего народа?
Какие изделия вы знаете?

3. Сообщение нового учебного материала.

Декоративно-прикладное искусство Казахстана

История одной из важнейших областей народного творчества — декоративно-прикладного искусства — тесно связана с традициями, обычаями кочевого образа жизни, с художественным ремеслом, худо¬жественной промышленностью, с деятельностью профессиональных художников и народных мастеров. Мастера по дереву, ювелиры, руко¬дельницы изготавливали изделия, имеющие практическое назначение в быту.
Для воинов мастера изготавливали оружие, военное снаряжение: копья, сабли, секиры, мечи и т.д. А мастера по дереву изготовляли детали войлочной юрты, домашнюю утварь: сундук, кебеже, асадал, чашки, половники, большие чаши и музыкальные инструменты: домбру, кобыз, шертер и др. Ювелиры изготовляли различные украшения: серьги, браслеты, кулоны, подвески, талисманы, укра¬шения для женской одежды, кос и т.д. Народные умельцы вносили заметный вклад в развитие ремесел, осваивая и развивая различные технологические методы. Например, искусство изготовления седел, упряжи требует не только мастерства, но и умения применять различ¬ные материалы. Мастера по изготовлению седел не ограничивались лишь изготовлением седел и конской упряжи, они их украшали различ¬ными орнаментами.
Истоки народных промыслов и ремесел казахов уходят в глубь веков. Археологические находки свидетельствуют о развитии ткачества у племен андроновской культуры на территории Казахстана. Казахский народ стал преемником духовной и материальной культуры племен, издавна обитавших
на территории Казахстана. На развитие культуры ка¬захского народа большое нлияние оказали народы Южной Сибири, Средней Азии. Значительных высот достигли традиционные народные ремесла ВО второй половине XIX — начале XX в.
Прикладное искусство имеет национальные черты. Форма предметов — посуды, мебели, одежды — связана с обычаями и образом жизни народа, с его эстетическими воззрениями. В прикладном искусстве учитываются и возрастные различия людей. В тот период многие аулы не имели возможности приобрести бытовые предметы в городе, сельские жители использовали изделия народных умельцев. Особенно большим спросом пользовались изделия мастеров по изготовлению седел, ювелиров, сапожников и др. Мастера, зани¬мающиеся мелким производством, трудились в своем доме или же у заказчика. Все свои инструменты, сырье они возили с собой и могли кочевать вместе с аулом на жайляу и работать. А мастера по дереву, изготавливающие основу юрты, арбы, большие деревянные изделия, мастера по железу, обработке камня открывали свои мастерские, где изготавливали и продавали свой товар.

Издавна в быту казахского народа особое место занимают предме¬ты быта, изготовленные из древесины. Мастеров по дереву в зави¬симости от производимой ими продукции подразделяли на дерево¬обделочников, мастеров по выделке деревянных частей юрты и др.
Одним из видов традиционного промысла, требующего мастерства и огромного труда, истинного вкуса, является работа мастеров по изго¬товлению деревянных основ юрты.
Кереге и уыки для юрты изготавливались в большинстве своем из различных пород деревьев, растущих по берегам рек. Для изготовления юрты самым лучшим видом дерева считается тал (ива). Обеспеченные люди деревянный остов юрты делали целиком из березы. Необходи¬мыми инструментами мастеров по дереву считались круглая стамеска, топор, ручная пила, набор долота и ножей, шило, щипцы, рашпиль.
В казахской семье принято было готовить каждому ребенку, кото¬рый был способен самостоятельно передвигаться на лошади, конскую упряжь.
Среди казахских мастеров было немало умельцев, занимавшихся обработкой шкур. Подобное ремесло было развито в городах Семипа¬латинске, Усть Каменогорске, Омске, Оренбурге, Верном, Таразе, Ак Мечети (Кызылорда).

В силу того, что территория Казахстана была огромной, редко¬населенной, любая область деятель¬ности имела особенности, характер¬ные для данной местности. Эти особенности заметны и в предметах ремесла. К примеру, конская уп¬ряжь отличалась одна от другой внешним видом и методами ее изготовления. Существовали такие виды, как "казахское седло", "седло с острым верхом", "уткоголовое седло", "ханское седло". Они были широко распространены во многих регионах Казахстана: Восточно-Казахстанской (Семипалатинск), Талдыкорганской, Павлодарской, Северо-Казахстанской, Кок-шетауской областях, Акмолинской, Костанайской, Западно-Казахстан¬ской, Карагандинской, а также в северных районах Атырауской, Актю-бинской областей и северо-восточных районах Алматинской области. Казахские ювелиры в основном изготовляли различные украшения из цветных металлов. Широким спросом пользовались украшения из серебра: украшения для саукеле (женский головной убор), серьги, подвески, колье, кулоны, пряжки, кольца, застежки, пуговицы, пояс, седла, отделанные серебряными и золотыми украшениями (рис. 6 Приложения).
Прикладное искусство развивалось в условиях кочевого и полукочевого хозяйства, удовлетворяя нужды людей.
Домашние животные давали кочевнику не только пищу, но и сырье. Из изделий, изготовленных из шерсти, можно назвать ковер, текемет, сырмак, тускииз, торбу, веревку и др. (Об этом более детально узнаете на уроке по технологии.)
Ковроделие является одним из древних ремесел. Мастера ковро¬делия внесли свою лепту в развитие прикладного искусства. Обогащали культуру казахского народа достижения мастеров, изготовлявших алашу, гобелен, ши и др. Каждая эпоха оставила свой след на предметах, изготовленных народными умельцами, имевших свое художественное видение. Изделия народных умельцев проходят испытание временем, продолжают совершенствоваться и в наши дни. Народные мастера не ограничились только лишь удовлетворением потребностей людей, а внесли большой вклад в развитие националь¬ного искусства. Из народных умельцев прошлого столетия можно назвать таких, как Жусип, Махамбет, Абдигали, Шаяхмет, Сейтен, Аяган. Мырзахмет Еликбаев, Хамза Жанбосынов, Садык Ибраев, Гани Ильясов, Омар Нуржаубаев внесли заметный вклад в развитие прикладного искусства. Кобан Аманжолов является профессионалом в ювелирном искусстве, Салима Азербаева известна как мастер ковроделия. (С искусством народных мастеров подробнее можете ознакомиться в книге "Труд мастера — общий" Абдикаса Тажимуратова.)

4. Подведение итогов.

- Что вы поняли из вышесказанного?
- Какие элементы ДПИ вы вспомнили?

6. Домашнее задание: Нарисовать декоративные украшения, предметы Древних Казахов.

Категория: Разработки уроков | Добавил: Hudojnik
Просмотров: 5886 | Загрузок: 416 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Внимание!
Если Вы опубликовали более трех разработок на портале, то
здесь Вы можете подать заявку на получение
Свидетельства о публикации!

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Анализ сайта онлайн Рейтинг@Mail.ru