Пояснительная записка. Различные виды рукоделия являются одним из старейших в прикладной трудовой деятельности человека. Приобщение подрастающего поколения к различным видам прикладного искусства, связанного с рукодельными работами, можно считать значимой частицей трудового обучения и воспитания детей. Работы по рукоделию имеют большое значение для совершенствования трудовой подготовки школьника. Прежде всего это относиться к разметке материалов, а также к зарисовке эскизов изделий, составленных чертежей для изготовления выкройки. Измерительные навыки, получаемые детьми в работах с бумагой и картоном, с различными материалами, находят своё дальнейшее применение и совершенствуются в работах по рукоделию. Практические работы, связанные с обработкой ткани, развивают глазомер. Качество работ из ткани, бисера во многом зависит от точности и аккуратности, соблюдаемых детьми при плетении, составлении выкройки, разметки. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособления и материалам. В процессе занятий по рукоделию дети закрепляют навыки работы с ножницами, спицами, пяльцами… В смысле практической значимости основные умения и навыки, получаемые на занятиях по рукоделию, нужны каждому человеку. Работа на занятиях запланирована так, что она не дублирует программный материал по технологии, а расширяет и углубляет сведения по работе с бисером, бусами, пряжей … Работа занятий организована с учётом опыта детей и их возрастных особенностей. Цель: формирование обучающихся технологической культуры, культуры труда и деловых межличностных отношений. Задачи: - познакомить с историями бисероплетения, вышивки, вязания, материалами и инструментами; - научить оценивать результаты работ; - вызвать интерес к культуре и искусству; - совершенствовать эстетические взгляды, развивать творческие способности личности; - улучшить сенсорные и моторные навыки обучающихся ; - ознакомить обучающихся с образцами самых популярных видов вышивки, вязания. Прогнозируемый результат. После года обучения дети должны знать: - истории бисероплетения, вышивки, вязания и элементы плетения; - виды декоративно – прикладного искусства, творчество народных умельцев, материалы, приспособления и инструменты, применяемые в традиционных художественных ремеслах, - виды ручных швов, - эксплутационные, гигиенические и эстетические требования, предъявляемые к рабочей одежде. - технологию выполнения петель спицами. Должны уметь: - переводить рисунок вышивки на ткань, подбирать иглы и нитки; - выполнять технологии швов; - подбирать пряжу и спицы; - выполнять технологию петель спицами; - работать с технологическими картами. Формы проверки результатов освоения программы: Тесты по теме: «Бисероплетение», «Технология ручной вышивки»; Практические работы. «Изделия из бисера: игрушки, фенечки, браслеты, колье, серьги», «Вышивка», «Выполнение швов», «Фрукты», «Рождество», «Вязание детской шапочки и шарфа», «Вязание детских носочков». Составление проектов и их защита. Выставка детских работ. Формы проведения: Лекции, беседы, практические занятия (индивидуальные и групповые). Защита проектных работ. Выставки работ. Сроки реализации программы - 1 год. Программа рассчитана на 72 часа, по 2 часа в неделю для обучающихся 11-13 лет. Учебно – тематический план (72 часа). № п/п Содержание темы Количество часов всего практика теория 1. Вводное занятие. 1 1 2. Бисероплетение. 25 20 5 3. Азбука вышивания. 24 16 8 4. Вязание на спицах. 21 19 2 5. Итоговое занятие. 1 1 Итого: 72 55 17 Календарно–тематический план (72 часа). № п/п Содержание темы Количество часов теория практика дата I Вводное занятие. 1 5.09 II 1 2 3 4 5 Бисероплетение (25часов) История бисероплетения. Элементы плетения. Изделия из бисера. Игрушки. Вышивка. 1 1 1 1 1 6 5 4 5 7.09 12.09,14.09,19.09,21.09,26.09,28.09,3.10 5.10,10.10,12.10,17.10,19.10,24.10 26.10,31.10,2.11,7.11,9.11 14.11,16.11,21.11,23.11,28.11 III 1 2 3 4 5 6 7 8 Азбука вышивания (24 часа) История развития вышивки. Пять простейших швов. Швы на основе перекрещённой строчки и тамбурного шва. Английская гладь или дырочки. Двусторонняя или односторонняя гладь. Ришелье и рококо. Уход за вышитыми изделиями. Знакомство с профессией художника по вышивке. 1 1 1 1 1 4 4 4 4 2 1 1 30.11 5.12,7.12,12.12,14.12,19.12 21.12,26.12,28.12,16.01,18.01 23.01,25.01,30.01,1.02,6.02 8.02,13.02,15.02,20.02,22.02 27.02,1.03 6.03 13.03 IY 1 2 3 4 5 Вязание на спицах (21 час) История вязания на спицах. Материалы и инструменты. Технология выполнения петель. Вязание на двух спицах. Орнамент в вязаных изделиях. Цвет в художественном оформлении вязанных изделий. 1 1 4 5 5 4 1 15.03 20.03,22.03,27.03,29.03,3.04 5.04,10.04,12.04,17.04,19.04 24.04,26.04,3.05,8.05,10.05 15.05,17.0522.05,24.05 29.04 Y Итоговое занятие. 1 31.05 Содержание программы. 1. Вводное занятие. (1ч.) Организационные вопросы. Презентация объединения «Рукоделие». 2. Бисероплетение (25 ч) . История бисероплетения. Материалы для бисероплетения. Правила техники безопасности. Элементы плетения изделия из бисера Правила работы с технологической картой. Изделия из бисера; игрушки, вышивка. Практические работы: Технология плетения: простая цепочка с бугорками, многорядная цепочка. Изделия из бисера: игрушки (медвежонок, мышь, крокодил, стрекоза), фенечки, браслеты, серьги, колье. Творческий проект «Фантазии кружева». 3. Азбука вышивания (24 ч). История развития вышивки. Знакомство с планом курса ручной вышивки. Правила техники безопасности. Материалы для ручной вышивки: ткань и требования к ней; нитки и особенности подбора их к ткани; увеличение или уменьшение рисунка, перевод на ткань. Пять простейших швов. Английская гладь или дырочки. Двусторонняя или односторонняя гладь. Ришелье и рококо. Уход за вышитыми изделиями. Знакомство с профессией художника по вышивке. Правила работы с технологической картой. Практические работы: «Выполнение швов»; «Фрукты»; «Рождество». Тест: «Технология ручной вышивки». Кроссворды. Выставка детских работ. 4. Вязание на спицах (21 ч). История вязания на спицах. Материалы и инструменты. Правила техники безопасности при работе с пряжей и спицами. Технология выполнения петель. Вязание на двух спицах. Орнамент в вязаных изделиях. Цвет в художественном оформлении вязаных изделий. Практические работы: «Вязание детской шапочки и шарфа», «Вязание детских носочков». Творческий проект «Сундучок для Золушки». 5. Итоговое занятие (1 ч). Выставка детских работ. Методическое обеспечение. Тема 1. Введение. Образцы изделий декоративно – прикладного творчества. Бисероплетение. Тема 2. История бисероплетения. Материалы для бисероплетения: бисер, стеклярус, бусы, игла, капроновая нить. Образцы изделий из бисера. Технологические карты: по теме «Бисероплетение». Тема 3 . Элементы плетения изделия из бисера. Материалы для бисероплетения: бисер, игла, капроновая нить. Схемы: «Простая цепочка», « Цепочка с бугорками», «Цепочка цветком», «Многорядная цепочка». Тема 4 . Изделия из бисера. Материалы для бисероплетения: бисер, стеклярус, бусы, игла №12, армированная нить №44 или №45 . Технологические карты: «Объемные колье», «Колье со стеклярусом», «Серьги». Образцы изделий из бисера. Фотографии и рисунки с изображением изделий из бисера. Технологические карты. «Ящерица», «Мышка», «Цветы», «Бабочка». Образцы изделий, схемы, рисунки с изображением вышивки из бисера, стекляруса. Схемы: «Животные». «Веселые небеса». «Рождество». Тест по теме: «Бисероплетение». Азбука вышивания. Тема 5. История развития вышивки. Материалы для вышивки: пяльцы, иглы, цветные нити, ткань. Образцы изделий с вышивкой . Тема 6 . Классификация швов. Материалы для вышивки: пяльцы, иглы, цветные нити, ткань. Образцы изделий с вышивкой. Рисунки: «Шов набор», «Шов роспись», «Варианты декоративных швов» и др. Таблица «Технология ручной вышивки». Карточки – схемы: «Выполнение швов», « Вышивки крестом и гладью». Инструкционные карты: «Фрукты», «Рождество». Тест: «Технология ручной вышивки». Кроссворды. Вязание на спицах. Тема 7. История вязания на спицах. Материалы и инструменты: спицы, пряжа. Образцы изделий. Фотографии, рисунки с изображением вязанных изделий. Тема 8. Технология выполнения петель. Таблица « Технология выполнения петель». Схемы: « Основные приёмы вязания», «Орнамент в вязаных изделиях». Фотографии «Узоры для трикотажа». Технологические карты: « Вязание детской шапочки и шарфа», «Вязание детских носочков». Просмотр фильма «Дизайн одежды». Заключение Выставка детских работ. Библиография для учителя: 1. Андреева И.А. Рукоделие. Популярная энциклопедия. М. 2007 г. 2. Гасюк Е.О., Степан М.Г. Художественное вышивание. Киев : Выща школа, 1998г. 3. Ерёменко Т.И. Вышивка крестом. М. 2004г. 4. Журнал «Сделай сам». 1999г. 5. Иванова А.А. Вышивка-прсто и красиво.М. 2004г. 6. Келли М. 1000 узоров для вышивки крестом. М . 2006г. 7.Кистерская О. Вязание для всей семьи. Новые модели. М.2007г. 8. Магина А.В. Плетение и вышивка. М. 1999г. 9. Припеченкова С.И., Э.Ю. Глушкова « Макраме. Вышивание», Волгоград, 2002г. 10. Рондели Л.Д. Народное декоративно- прикладное искусство. М.2003г. 11. Сколотнева Е.И. Бисероплетение. Санкт-Петербург.2006г. 12. Ханашевич Д.Р. Подружки- рукодельницы. М., 1993г. Библиография для обучающихся: 1. Е. И. Сколотнева «Бисероплетение». С - Петербург, 1999г. 2. С. И. Припеченкова, Э.Ю. Глушкова « Макраме. Вышивание», Волгоград, 2002г. 3.Д.Р. Ханашевич « Подружки- рукодельницы». М. , 1993г. 4. Журнал «Изысканный крючок. Бисероплетение».ОАО « Журнал мод». М.,1999г. 5. А. А. Иванова «Вышивка - просто и красиво». М. : «Олма- Пресс Образование», 2004г.
|