Тема урока: Изготовление молотка. Цели урока: 1) научить осуществлять несложные экономические расчеты, определять затраты на изготовление молотка; 2) закрепить умения и навыки в управлении токарным, фрезерным и сверлильными станками; 3) воспитывать стремление к участию в самостоятельной предпринимательской деятельности. Тип урока: урок-закрепление. Форма урока: урок – деловая игра «Предприятие». Оборудование: токарный станок, фрезерный станок, сверлильный станок, рашпили, заготовки деталей молотка, анкеты для определения лидера группы (выборов Президента предприятия), штатное расписание «предприятия», таблица для осуществления расчетов, спецодежда для учащихся и учителя, инструкции по технике безопасности. План урока. 1. Оргмомент (1,5 мин.). 2. Подготовка к работе (7 мин.). 3. Работа на станках (30 мин.). 4. Подведение итогов (5 мин.). 5. Задание на дом (1,5 мин.). І. Оргмомент Проверяется наличие спецодежды у учащихся. ІІ. Подготовка к работе 1. Слово учителя. Учитель сообщает тему, цели урока, характеризует его форму, ставит перед учащимися задачи, которые должны быть решены в ходе урока. 2. Анкетирование учащихся 1. Кто справедливее всех в классе разделит общий выигрыш? 2. Кому из класса можно доверять? 3. Кто является на твой взгляд лидером в классе? 4. Кто быстрее организует вечер отдыха или трудовой десант? 5. С кем - бы ты пошел в поход? Учащиеся заполняют анкеты; 3. Беседа на повторение теоретических сведений: -Назовите типы фрез, которые представлены на стенде «Сегодня на уроке». -Чем отличается горизонтально-фрезерный станок от токарного? -Обратите внимание на токарный станок. Что закреплено в его передней бабке вместо заготовки? -Докажите, что в результате такого изменения токарный станок ТВ-6 будет работать как фрезерный. - Какую функцию выполняет красная кнопка на станке? 4. Объявление результатов анкетирования по выборам президента. 5. Слово учителя. - Итак, Президентом нашего предприятия выбран… .Для начала работы нашего предприятия нам дан стартовый капитал в размере 150 рублей, на которые куплен материал для изготовления молотков. Чтобы предприятие заработало, необходимо «нанять» рабочих. Я вручаю Президенту предприятия штатное расписание. Он нанимает вас на работу на определенные должности. Меня прошу принять на должность инженера по технике безопасности. 6. Президент предприятия нанимает рабочих, т.е., распределяет обязанности учащихся и определяет их роль (место выполняемой операции) в изготовлении молотка. Чертежник; составляют эскиз деталей Токарь фрезеровщик; выполняют работу на станках Рабочие ручной обработки и сборочных работ; выполняют чистовую обработку молотков напильником, производят его насадку на черенок и выполняют его отделку. 7. Инструктаж по технике безопасности. Учитель проверяет знание инструкции по технике безопасности при работе на токарном и фрезерном станках. Учащиеся отвечают на вопросы учителя. ІІІ. Работа учащихся на станках и с ручным инструментом. 1. Во время работы учитель осуществляет контроль за работой учащихся и соблюдением правил техники безопасности. 2. Учащиеся выполняют следующие операции: - сверлят отверстия в заготовках для молотка; - фрезеруют поверхность молотка на фрезерном станке; - фрезеруют отверстия в заготовках на токарном станке; - выполняют ручную обработку заготовки рашпилями; - насаживают молотки на черенки; - выполняют покраску полотков. 3. Проверка качества изготовленных молотков, произведение замеров, сопоставление параметров изготовленных молотков с параметрами, заданными рабочим эскизом. ІV. Слово учителя. 1. -Сначала мы подведем итоги работы предприятия, а затем итоги урока в целом. Индивидуальные выступления учащихся: - Президента: - Согласно штатному расписанию, были набраны рабочие на следующие должности: Токарь – фрезеровщик …чел.; Рабочие на сверлильный станок …чел.; Рабочие ручной обработки …чел.; Чертежник …чел.; Экономист – бухгалтер ...чел.; В результате предприятием выполнена за урок следующая работа: -составлен эскиз детали, произведено сверление отверстий в 10 заготовках, произведено фрезерование отверстий в заготовках молотка, отфрезеровано 10 заготовок на фрезерном станке, произведена ручная обработка молотков рашпилем, насажено и покрашено 10 молотков. В результате изготовлено 10 молотков. Для определения рентабельности производства «экономист» произвел необходимые расчеты. Экономиста: ¬-На начальный капитал в сумме 150 рублей приобретен материал на 10 заготовок. В ходе урока из всех заготовок изготовлены молотки. Брак отсутствует. Себестоимость каждого молотка с учетом работы станков, составляет 16 рублей, в магазине они стоят приблизительно 50 рублей, таким образом, прибыль составляет 34 рубля с каждого молотка, общая прибыль составила 340 рублей. 2.Теперь подведем итоги урока (беседа): - Какие навыки были закреплены на уроке? (- …навыки работы на токарном и фрезерном станке, ручной обработки металлической заготовки рашпилем.) - Знания по каким предметам вам понадобились на уроке? (-…по черчению, основам предпринимательской деятельности.) - Чему новому вы научились на сегодняшнем уроке? (-… организации собственного малого предприятия и работе по плану данного предприятия, практическим навыкам предпринимательской деятельности.) V. Задание на дом. - Ваше предприятие признано рентабельным. Подумайте, как можно повысить производительность труда на данном предприятии. Это и будет вашим домашним заданием.
|