Главная » Файлы » Экономика » Внеурочная деятельность |
Экономика и мы 2 класс
· Скачать | 17.12.2013, 21:46 |
Пояснительная записка Программа кружка по «Экономике» для 2 класса разработана на основе Феде-рального государственного образовательно¬го стандарта начального общего образова¬ния, Концепции духовно-нравственного раз¬вития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начально¬го общего образования, а также на основе авторской программы Мухиной Е.А. «Экономика и мы» (Программы внеурочной деятельности. Си-стема Л.В. Занкова/Сост. Е.Н. Петрова.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011), Программа « Экономика и мы» рассчитана для обучающихся 8-11 лет. Срок реализации -три года. Изменения в программу не внесены. Направление программы внеурочной деятельности. Программа « Экономика и мы» общеинтеллектуального направления. Отличительные особенности данной программы внеурочной деятельности . Главная особенность и принципиальное отличие данного курса - это приоритет общечеловеческих нравственных ценностей. Как сквозная тема проходит рассмотрение морально-этических принципов цивилизованного предпринимательства, которые сложились в процессе исторического развития представлений о достойном облике бизнесмена. Новизна. Начальное экономическое образование является одним из факторов, оказывающим влияние на становление личности ребенка в его отношениях к материальным и духовным ценностям. Актуальность и педагогическая целесообразность. Реальность нашего времени требует, чтобы уже младший школьник знал, что такое по-требности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как созда-ется богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни. Факультатив экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает младших школьников к изучению экономического компонента предметов «Обществознание», «География», «Технология», «История», «Экономика» в основной школе. Исходя из общей цели системы образования, направленной на общекультурное, лич-ностное и познавательное развитие учащихся, курс экономики в начальной школе призван решить следующие задачи: - с помощью экономических категорий и понятий содействовать целостному восприя-тию и широкому охвату картины окружающего мира, важной составной частью которого являются экономические отношения; - способствовать общему развитию школьников: развивать мышление, эмоционально-волевую сферу, формировать нравственные качества; - формировать знания, умения, навыки, необходимые ученику в жизни и для продол-жения изучения курса в следующем звене школы; - развивать культуру экономического мышления, научить детей пользоваться эконо-мическим инструментарием. Возраст детей, участвующих в реализации программы внеурочной деятельности. Программа « Экономика и мы « рассчитана для обучающихся 8-9 лет. Сроки реализации программы внеурочной деятельности « Экономика и мы». Рабочая программа внеурочной деятельности « Экономика и мы» рассчитана на 1 год реа-лизации, в объеме ( 34 часа ).Занятия проводятся 1 раз в неделю. Формы и режим занятий. Используются как групповая, так и индивидуальная формы организации обучения. Каждый раздел программы предусматривает использования игровой и практической деятельности: работа с текстами и иллюстрациями, познавательными заданиями, игры ролевые, дидактические и имитационные, учебные задания Ожидаемые результаты Предметные результаты Обучающийся научится: - использовать на практике понятия «торговля», «посредничество», «услуги» и пред-ставления о товаре как о благе, используемом владельцем для обмена с целью получения других благ; о производителе; о потребителе; о собственных затратах; о прибыли как раз-нице между выручкой от продаж товаров и услуг и затратами, необходимыми для произ-водства и продажи этих товаров и услуг; о цене оптовой - цене, по которой производитель продает свой товар; о цене розничной - цене, по которой торговец продает этот же товар конечному потребителю; о торговле как особом роде деятельности; о торговой прибыли; о формах торговли: оптовой и розничной, аукционе, внутренней (внутри своей страны) и внешней (в других странах); о рынке как отношениях, складывающихся между продавцами и покупателями, и рынке как географическом месте купли-продажи; о спросе и предложении, об их изменениях в сторону увеличения или уменьшения и соотношении между ними, об их взаимосвязи с ценой; о рекламе как коммерческой информации, имеющей целью привлечь потребителей и увеличить спрос; об услугах как особой форме коммерческой деятельности; о посредничестве как особой форме коммерческой деятельности; - использовать на практике понятие «аренда» и представления о собственности и праве ею распоряжаться, об аренде как временном пользовании чужой собственностью за опре-деленную плату; - использовать на практике понятия «банк», «кредит» и представления о первона-чальном капитале как сумме денег, необходимой для любого предпринимательского начинания, о кредите и кредитоспособности; о банке как посреднике на рынке денег, принимающем вклады и предоставляющем займы; о банковском проценте как цене, кото-рую платят за использование чужих денег; о банковской прибыли как разнице между суммой процентов, получаемых по ссуде, и суммой процентов, выдаваемых по вкладам; - использовать на практике понятие «производство» и представления о производстве как воздействии человека на природу с целью создания экономических благ; о производителе, собственных затратах производителя; о прибыли производителя; об оптовой цене и оптовой торговле как торговле партиями и разнице между оптовой ценой, по которой производитель продает свой товар, и розничной ценой как ценой, по которой конечный потребитель его приобретает; о мате-риальных затратах; о трудовых затратах; об увеличении прибыли за счет снижения затрат; о снижении затрат и сохранении качества производимого продукта; о штрафах как мерах наказания за невыполнение или некачественное выполнение обязательств; о свободной конкуренции как форме борьбы между предпринимателями; - использовать на практике понятие «акционерная формат капитала» и представле-ния о капитале как о деньгах, приносящих прибыль; об акциях, акционерных компаниях; о курсе акций и их номинальной стоимости; контрольном пакете акций как способе осу-ществления финансового контроля; о долговых обязательствах, кредитоспособности и мерах наказания за неуплату долгов; - использовать на практике понятие «экономические циклы» и представления о мо-нополии и монополиях, их формах и видах; о конкуренции на уровне монополий; об эко-номических циклах и их фазах; - использовать на практике понятия «налоги», «пошлины», «платежи» и представле-ния о налогах, видах налогов и налоговых поступлениях; о таможенных пошлинах как разновидности налогов, взимаемых государством с товаров, провозимых через границу; о финансировании как предоставлении денежных средств на определенные цели. Обучающийся получит возможность научиться: - за внешними формами видеть суть экономического явления; - отличать формальную логику от экономической; - выбирать оптимальный с экономической и нравственной точек зрения вариант и обосновывать свой выбор; - работать с табличным материалом: уметь читать таблицу, сводить данные в таблицу; - вычислять недостающие данные и заполнять таблицу; - пользоваться основными формулами расчета себестоимости, цены и прибыли (исходные формулы расчета: себестоимость + прибыль = цена). Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: - внутренняя позиция положительного отношения к учебе; - ориентация на понимание причин успешного обучения; - широкая мотивационная основа экономической деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; - проявление интереса к новому учебному материалу; - способность к самооценке. Обучающийся получит возможность для формирования: - внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости экономических знаний в современном обществе; - выраженной познавательной мотивации; - устойчивого познавательного интереса к новым способам познания; - морального-нравственного сознания, способности к решению морально-нравственных проблем, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требова-ниям. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: -принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия; - планировать свои действия; - осуществлять пошаговый и итоговый контроль; - адекватно воспринимать оценку учителя; - различать способ и результат действия; - вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок. Обучающийся получит возможность научиться: - проявлять познавательную инициативу; - преобразовывать практическую задачу в познавательную; - самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научиться: осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы, в от-крытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет; - использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и пред-ставления их результатов; - высказываться в устной и письменной форме; - ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач; - владеть основами смыслового чтения текста; - анализировать объекты, выделять главное; - осуществлять синтез (целое из частей); - проводить сравнение, классификацию по разным критериям; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждения об объекте; - обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку); - видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п. Обучающийся получит возможность научиться: - осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской за-дачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; - фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - допускать существование различных точек зрения; - учитывать разные мнения; - формулировать собственное мнение; - договариваться, приходить к общему решению; - соблюдать корректность в высказываниях; - задавать вопросы по существу; - использовать речь для регуляции своего действия; - контролировать действия партнера; - владеть монологической и диалогической формами речи. Обучающийся получит возможность научиться: - учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; - аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятель-ности; - допускать возможность существования разных точек зрения, учитывать позицию парт-нера в общении и взаимодействии; - осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходи-мую взаимопомощь; - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности Формы подведения итогов реализации программы внеурочной деятельности « Экономика и мы». Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля: - текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процес-се занятий; - итоговый – открытые занятия, КВН, выставки творческих работ, игры-тренинги, пуб-ликации в печати разного уровня, мини-проекты. Требования к уровню подготовки обучающихся. Обучающиеся должны уметь: - учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; -аргументировать свою позицию при выработке решения в совместной деятельности; - допускать возможность существования различных точек зрения, учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии; - осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходи-мую взаимопомощь; - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Учебный план №п.п. Разделы программы Количество часов 1 год 2 год 1. Труд и работа - 3 2. Домашнее хозяйство - 2 3. Понятие о покупателе и продавце - 2 4. Понятие услуги - 3 5. Начальное представление об оптовой и розничной торговле - 2 6. Понятие бюджета семейного, государственного - 3 7. Банк как финансовый посредник - 5 8. Начальное представление о конкуренции - 4 9. Приусадебное хозяйство. Запасы - 3 10. Понятие страхования - 2 11. Договор.Условия - 4 12. Путь к успеху - 1 Всего часов: - 34 Учебно-тематический план (2 – й год обучения) № п.п. Разделы программы и темы занятий Характеристика учебной деятельности учащихся Часы учебного времени Сроки прохождения Примеча- ния Теория Практика План Факт I Труд и работа 3 1 Труд и работа Беседа «Труд и работа» Составить таб-лицу, какие профессии бы-ли раньше и какие сейчас 1 .2 Труд и работа Викторина по литературным произведениям, которые связаны с профессиями 1 3 Труд и работа Мини-проектная дея-тельность по теме: «Исто-рия профессии моей мамы» 1 II Домашнее хозяйство 2 4 Домашнее хозяйство Рассмотреть, как отражается вопрос о до-машнем хозяй-стве в сказках, литературных произведениях. 1 5 Домашнее хозяйство Составить рас-сказ о домаш-нем хозяйстве 1 III Понятие о покупателе и продавце 2 6 Понятие о покупателе и продавце Беседа «Торговля-это расчет» Рассмотреть, как отражается вопрос о поку-пателе и про-давце в сказ-ках, литератур-ных произве-дениях. 1 7 Понятие о покупателе и продавце Мини-проекты по темам: «Потребности древнего чело-века», «По-требности наших праба-бушек» 1 IV Понятие услуги . 3 8 Услуга как особый вид деятельности Составить рас-сказ «Откры-ваю свое дело» 1 9 Услуга как особый вид деятельности 1 10 Услуга как особый вид деятельности Беседа «Услуга как вид деятельности» Интегрирован-ная игра «От-крываю свое дело». Состав-ление бизнес-плана по орга-низации своего предприятия. 1 V Начальное представление об оптовой и розничной торговле 2 11 Начальное представление об оптовой и розничной торговле Исследователь-ские мини-проекты: «Ис-тория денег», «История ко-пейки» 1 12 Начальное представление об оптовой и розничной торговле Подобрать пословицы и поговорки со словами про деньги 1 VI Понятие бюджета семейного,государственного 3 13 Понятие бюджета семейного Беседа « Понятие собственности» Составление экономических задач на нахождение арендной пла-ты 1 14 Понятие бюджета семейного, государствен- ного Подбор отрыв-ков из сказок, где по смыслу отношений могли быть употреблены экономические понятия «бюд-жет», 1 15 Понятие бюджета семейного, госу- дарственного Подбор отрыв-ков из сказок, где по смыслу отношений могли быть употреблены экономические понятия (например, «Мужик и мед-ведь» 1 VII Банк как финансовый посредник 5 16 Банк как финансовый посредник Банк как финансовый посредник Мини-проекты: «История бан-ка»; «Как бан-ки повлияли на развитие эко-номики» 1 17 Банк как финансовый посредник Мини-проекты: «Банк. Вкла-ды»; «Разно-видности бан-ка». 1 18 Банк как финансовый посредник Мини-проекты: «Банк. Вкла-ды»; «Разно-видности бан-ка». Игра «Справочное бюро» 1 19 Банк как финансовый посредник Экскурсия в банк 1 20 Банк как финансовый посредник Интерактивная игра «Я открываю производство. 1 VIII Начальное представление о конкуренции 4 21 Начальное представление о конкуренции Урок – игра «Конкуренция» 1 22 Начальное представление о конкуренции Игра «Путь к успеху», в которой игроки условно «проходят» различные варианты коммерческой деятельности 1 23 Начальное представление о конкуренции Мини-проекты «Конкуренция: хорошо или плохо» 1 24 Начальное представление о конкуренции Урок-игра «Конкуренция» 1 IX Приусадебное хозяйство. Запасы 3 25 Приусадебное хозяйство. Запасы Дискуссия о рациональных способах ведения хозяйства Игра «Приусадебное хозяйство» 1 26 Приусадебное хозяйство. Запасы Беседа « Банкротство» Игра «Аукцион» 1 27 Приусадебное хозяйство. Запасы Игра «Запасы» 1 X Понятие страхования 2 28 Понятие страхования Игра «Страхование» 1 29 Понятие страхования Мини-проект «Страхование» 1 XI Договор .Условия 4 30 Договор. Условия Беседа «Дого вор» Мини-проект «Составление договора» 1 31 Договор. Условия Мини-проект «Составление договора» 1 32 Договор. Условия Мини-проект «Составление договора» 1 33 Договор. Условия Мини-проект «Составление договора» 1 XII Путь к успеху 1 34 Путь к успеху Игра « Путь к успеху» 1 Итого 34 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 2 класс Труд и работа. Заработная плата как плата за работу. Заработная плата источник суще-ствования и жизнеобеспечения семьи. Разделение труда. Обмен результатами своего труда. Домашнее хозяйство. Самое первое представление о товаре и деньгах. Первоначальное понятие о потребностях. Товары и продукты, необходимые в домашнем хозяйстве. Понятие о покупателе и продавце. Различные формы организации торговли : магазин, рынок, ярмарка, лавка, ларек, киоск, супермаркет. Процесс купли-продажи. Обмен товаров и денег. Самое первое понятие цены. Сдача. Понятие услуги. Предприятия бытового обслуживания : химчистка, прачечная, ателье, ремонт обуви, парикмахерская, фотостудия и т.д. Представление о деятельности организаций, осуществляющих контроль за выполнением обязательств, соблюдением порядка. Начальное представление об оптовой и розничной торговле. Виды денег: монеты, купюры. Богатство и деньги. Богатство и счастье. Понятие бюджета: семейного, государственного. Доходы и расходы. Понятие государственной казны. Налогообложение. Первое представление о банке как финансовом посреднике. Сбережения - накопления. Формы накопления денег. Вклад. Свободные деньги. Достаток. Возможности использования накопленных средств. Соотношение желаний, потребностей и возможностей, понятие о вложениях. Выгода. Начальное представление о конкуренции. Понятие сделки. Первое понятие о собственных затратах. Экономия собственных затрат. Изменения цен: дешевле , дороже. Приусадебное хозяйство. Запасы. Представление о производительности труда и прибыль-ности какого-либо дела. Понятие страхования. Страховой взнос. Договор. Условия договора. Последствия неисполнения договора. Понятие обязательства с точки зрения экономического соглашения. Понятие убытков. Соотношение затрат и полученных результатов. Методическое обеспечение Формы занятий, планируемые по каждому разделу программы: Базовые формы учебных занятий: информационные (беседа, лекция), практические: составление таблиц, мини-проекты , исследовательская (работа со справочной литературой), игровая деятельность (дидактические, сюжетно-ролевые игры), экскурсии. Приёмы и методы организации учебно - воспитательного процесса: обучение теоретическим знаниям (вербальная информация, излагаемая педагогом); самостоятельная работа (изучение материала и выполнение заданий в учебных пособиях); практическая отработка умений и навыков с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные). Методы, способы деятельности педагога, направленные на глубокое, осознанное и прочное усвоение знаний учащимися: в обучении - практический (различные упражнения с моделями, с игровым материалом, изготовление пособий, работа со справочной литературой, разработка проектов ) наглядный ( наблюдение, исследование, эксперимент; ) словесный (как ведущий - инструктаж, беседы, разъяснения); работа с книгой( художественная и справочная литература); поиск информации в сети Интернета видеометод (просмотр, обучение), интерактивные тренажёры в воспитании - методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример); методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения); методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, конкурсы, поощрения) Формы подведения итогов по каждой теме или разделу: • подготовка докладов, рефератов, сообщений, презентационных материалов; мини-проектов • выставка рисунков по материалам экскурсий № п\п Название раздела Форма занятия 1. Труд и работа Мини-проект « История профессии моей мамы » 2. Понятие услуги Интегрированная игра «Открываю свое дело» 3. Начальное представление о конкуренции Игра «Конкуренция» 4. Приусадебное хозяйство Игра « Запасы » 5. Понятие страхования Мини – проект « Страхование» 6. Договор. Условия Мини-проект « Составление договора» 7. Путь к успеху Игра « Путь к успеху» Список литературы 1.Мухина Е.А. «Экономика и мы» Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова/Сост. Е.Н. Петрова.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011 2.Смирнова Т.В. Дом в Обычном переулке: экономическая сказка для детей. Самара : Корпорация «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2004. _ 160 с. 3.Смирнова Т.В. Белка и компания: экономика для детей в сказках, играх и задачках. Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2011.144 с. 4.Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н. Путешествие в компании Белки и ее друзей: задачник-рабочая тетрадь по экономике.2-3 классы (2-й год обучения): в 2 частях. - Самара : Изда- тельство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2011. - 48 с. 5.Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н., Мухина Е.А. Методические рекомендации к факультативному курсу «Экономика для младших школьников» (2-й год обучения). Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров,2009. -112 с. 6.Смирнова Т.В. Экономический сказочный словарь. - Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2006. - 128 с. 7.Золотарева Т.В. Белка и компания. Экономическая настольная игра. Оборудование: -проектор; -ноутбук | |
Просмотров: 4293 | Загрузок: 334 | Рейтинг: 0.0/0 |
Внимание! Если Вы опубликовали более трех разработок на портале, то здесь Вы можете подать заявку на получение Свидетельства о публикации! |
Всего комментариев: 0 | |