сценарий презентация powepoint урок школа учитель егэ гиа скачать Экономика и мы 2 класс - Внеурочная деятельность - Экономика - Копилка сайта - К УРОКУ.RU

К УРОКУ.RU

Учителям, школьникам, студентам и родителям!
Главная » Файлы » Экономика » Внеурочная деятельность

Экономика и мы 2 класс

· Скачать 17.12.2013, 21:46


Пояснительная записка

Программа кружка по «Экономике» для 2 класса разработана на основе Феде-рального государственного образовательно¬го стандарта начального общего образова¬ния, Концепции духовно-нравственного раз¬вития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начально¬го общего образования, а также на основе авторской программы Мухиной Е.А. «Экономика и мы» (Программы внеурочной деятельности. Си-стема Л.В. Занкова/Сост. Е.Н. Петрова.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011),
Программа « Экономика и мы» рассчитана для обучающихся 8-11 лет. Срок реализации -три года.
Изменения в программу не внесены.
Направление программы внеурочной деятельности.
Программа « Экономика и мы» общеинтеллектуального направления.
Отличительные особенности данной программы внеурочной деятельности .
Главная особенность и принципиальное отличие данного курса - это приоритет общечеловеческих нравственных ценностей. Как сквозная тема проходит рассмотрение морально-этических принципов цивилизованного предпринимательства, которые сложились в процессе исторического развития представлений о достойном облике бизнесмена.
Новизна.
Начальное экономическое образование является одним из факторов, оказывающим влияние на становление личности ребенка в его отношениях к материальным и духовным ценностям.
Актуальность и педагогическая целесообразность.
Реальность нашего времени требует, чтобы уже младший школьник знал, что такое по-требности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как созда-ется богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни. Факультатив экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает младших школьников к изучению экономического компонента предметов «Обществознание», «География», «Технология», «История», «Экономика» в основной школе.

Исходя из общей цели системы образования, направленной на общекультурное, лич-ностное и познавательное развитие учащихся, курс экономики в начальной школе призван решить следующие задачи:
- с помощью экономических категорий и понятий содействовать целостному восприя-тию и широкому охвату картины окружающего мира, важной составной частью которого являются экономические отношения;
- способствовать общему развитию школьников: развивать мышление, эмоционально-волевую сферу, формировать нравственные качества;
- формировать знания, умения, навыки, необходимые ученику в жизни и для продол-жения изучения курса в следующем звене школы;
- развивать культуру экономического мышления, научить детей пользоваться эконо-мическим инструментарием.

Возраст детей, участвующих в реализации программы внеурочной деятельности.
Программа « Экономика и мы « рассчитана для обучающихся 8-9 лет.
Сроки реализации программы внеурочной деятельности « Экономика и мы».
Рабочая программа внеурочной деятельности « Экономика и мы» рассчитана на 1 год реа-лизации, в объеме ( 34 часа ).Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Формы и режим занятий.
Используются как групповая, так и индивидуальная формы организации обучения. Каждый раздел программы предусматривает использования игровой и практической
деятельности: работа с текстами и иллюстрациями, познавательными заданиями, игры ролевые, дидактические и имитационные, учебные задания
Ожидаемые результаты
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- использовать на практике понятия «торговля», «посредничество», «услуги» и пред-ставления о товаре как о благе, используемом владельцем для обмена с целью получения других благ; о производителе; о потребителе; о собственных затратах; о прибыли как раз-нице между выручкой от продаж товаров и услуг и затратами, необходимыми для произ-водства и продажи этих товаров и услуг; о цене оптовой - цене, по которой производитель продает свой товар; о цене розничной
- цене, по которой торговец продает этот же товар конечному потребителю; о торговле как особом роде деятельности; о торговой прибыли; о формах торговли: оптовой и розничной, аукционе, внутренней (внутри своей страны) и внешней (в других странах); о рынке как отношениях, складывающихся между продавцами и покупателями, и рынке как географическом месте купли-продажи; о спросе и предложении, об их изменениях в сторону увеличения или уменьшения и соотношении между ними, об их взаимосвязи с ценой; о рекламе как коммерческой информации, имеющей целью привлечь потребителей и увеличить спрос; об услугах как особой форме коммерческой деятельности; о посредничестве как особой форме коммерческой деятельности;
- использовать на практике понятие «аренда» и представления о собственности и праве ею распоряжаться, об аренде как временном пользовании чужой собственностью за опре-деленную плату;
- использовать на практике понятия «банк», «кредит» и представления о первона-чальном капитале как сумме денег, необходимой для любого предпринимательского начинания, о кредите и кредитоспособности; о банке как посреднике на рынке денег, принимающем вклады и предоставляющем займы; о банковском проценте как цене, кото-рую платят за использование чужих денег; о банковской прибыли как разнице между суммой процентов, получаемых по ссуде, и суммой процентов, выдаваемых по вкладам;
- использовать на практике понятие «производство» и представления о производстве как воздействии человека на природу с целью создания экономических благ; о производителе, собственных затратах производителя; о прибыли производителя; об оптовой цене и оптовой торговле как торговле
партиями и разнице между оптовой ценой, по которой производитель продает свой товар, и розничной ценой как ценой, по которой конечный потребитель его приобретает; о мате-риальных затратах; о трудовых затратах; об увеличении прибыли за счет снижения затрат; о снижении затрат и сохранении качества производимого продукта; о штрафах как мерах наказания за невыполнение или некачественное выполнение обязательств; о свободной конкуренции как форме борьбы между предпринимателями;
- использовать на практике понятие «акционерная формат капитала» и представле-ния о капитале как о деньгах, приносящих прибыль; об акциях, акционерных компаниях; о курсе акций и их номинальной стоимости; контрольном пакете акций как способе осу-ществления финансового контроля; о долговых обязательствах, кредитоспособности и мерах наказания за неуплату долгов;
- использовать на практике понятие «экономические циклы» и представления о мо-нополии и монополиях, их формах и видах; о конкуренции на уровне монополий; об эко-номических циклах и их фазах;
- использовать на практике понятия «налоги», «пошлины», «платежи» и представле-ния о налогах, видах налогов и налоговых поступлениях; о таможенных пошлинах как разновидности налогов, взимаемых государством с товаров, провозимых через границу; о финансировании как предоставлении денежных средств на определенные цели.
Обучающийся получит возможность научиться:
- за внешними формами видеть суть экономического явления;
- отличать формальную логику от экономической;
- выбирать оптимальный с экономической и нравственной точек зрения вариант и обосновывать свой выбор;
- работать с табличным материалом: уметь читать таблицу, сводить данные в таблицу;
- вычислять недостающие данные и заполнять таблицу;
- пользоваться основными формулами расчета себестоимости, цены и прибыли (исходные формулы расчета: себестоимость + прибыль = цена).
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- внутренняя позиция положительного отношения к учебе;
- ориентация на понимание причин успешного обучения;
- широкая мотивационная основа экономической деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- проявление интереса к новому учебному материалу;
- способность к самооценке.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости экономических знаний в современном обществе;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого познавательного интереса к новым способам познания; - морального-нравственного сознания, способности к решению морально-нравственных проблем, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требова-ниям.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- планировать свои действия;
- осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научиться: осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы, в от-крытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и пред-ставления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
- владеть основами смыслового чтения текста;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте; - обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской за-дачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- допускать существование различных точек зрения;
- учитывать разные мнения;
- формулировать собственное мнение;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятель-ности;
- допускать возможность существования разных точек зрения, учитывать позицию парт-нера в общении и взаимодействии;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходи-мую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности
Формы подведения итогов реализации программы внеурочной деятельности
« Экономика и мы».
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
- текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процес-се занятий;
- итоговый – открытые занятия, КВН, выставки творческих работ, игры-тренинги, пуб-ликации в печати разного уровня, мини-проекты.

Требования к уровню подготовки обучающихся.
Обучающиеся должны уметь:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
-аргументировать свою позицию при выработке решения в совместной деятельности;
- допускать возможность существования различных точек зрения, учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходи-мую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Учебный план

№п.п. Разделы программы
Количество часов
1 год 2 год
1. Труд и работа - 3
2. Домашнее хозяйство - 2
3. Понятие о покупателе и продавце - 2
4. Понятие услуги - 3
5. Начальное представление об оптовой и розничной торговле - 2
6. Понятие бюджета семейного, государственного - 3
7. Банк как финансовый посредник - 5
8. Начальное представление о конкуренции - 4
9.
Приусадебное хозяйство. Запасы
- 3

10.
Понятие страхования
- 2

11.
Договор.Условия - 4

12. Путь к успеху -
1

Всего часов: - 34

Учебно-тематический план
(2 – й год обучения)
№ п.п. Разделы программы и темы занятий Характеристика учебной деятельности учащихся Часы учебного времени Сроки прохождения Примеча-
ния
Теория Практика План Факт
I Труд и работа 3
1 Труд и работа Беседа «Труд и работа» Составить таб-лицу, какие профессии бы-ли раньше и какие сейчас
1
.2 Труд и работа Викторина по литературным произведениям, которые связаны с профессиями 1
3 Труд и работа
Мини-проектная дея-тельность по теме: «Исто-рия профессии моей мамы»
1
II Домашнее хозяйство
2
4 Домашнее хозяйство Рассмотреть, как отражается вопрос о до-машнем хозяй-стве в сказках, литературных произведениях. 1
5 Домашнее хозяйство Составить рас-сказ о домаш-нем хозяйстве 1
III Понятие о покупателе и продавце
2
6 Понятие о покупателе и продавце Беседа
«Торговля-это расчет» Рассмотреть, как отражается вопрос о поку-пателе и про-давце в сказ-ках, литератур-ных произве-дениях. 1
7 Понятие о покупателе и продавце Мини-проекты по темам: «Потребности древнего чело-века», «По-требности наших праба-бушек» 1
IV Понятие услуги . 3
8 Услуга как особый вид деятельности Составить рас-сказ «Откры-ваю свое дело» 1
9 Услуга как особый вид деятельности
1
10 Услуга как особый вид деятельности Беседа
«Услуга как вид деятельности» Интегрирован-ная игра «От-крываю свое дело». Состав-ление бизнес-плана по орга-низации своего предприятия.

1
V Начальное представление об оптовой и розничной торговле
2
11 Начальное представление об оптовой и розничной торговле
Исследователь-ские мини-проекты: «Ис-тория денег», «История ко-пейки»
1
12 Начальное представление об оптовой и розничной торговле
Подобрать пословицы и поговорки со словами про деньги

1
VI Понятие бюджета семейного,государственного 3
13 Понятие бюджета семейного Беседа
« Понятие собственности»

Составление экономических задач на нахождение арендной пла-ты 1
14 Понятие бюджета семейного,
государствен-
ного
Подбор отрыв-ков из сказок, где по смыслу отношений могли быть употреблены экономические понятия «бюд-жет», 1
15 Понятие бюджета семейного, госу-
дарственного Подбор отрыв-ков из сказок, где по смыслу отношений могли быть употреблены экономические понятия (например, «Мужик и мед-ведь» 1
VII Банк как финансовый посредник
5
16 Банк как финансовый посредник Банк как финансовый посредник Мини-проекты: «История бан-ка»; «Как бан-ки повлияли на развитие эко-номики» 1
17 Банк как финансовый посредник Мини-проекты: «Банк. Вкла-ды»; «Разно-видности бан-ка». 1
18 Банк как финансовый посредник Мини-проекты: «Банк. Вкла-ды»; «Разно-видности бан-ка». Игра «Справочное бюро» 1
19 Банк как финансовый посредник Экскурсия в банк 1
20 Банк как финансовый посредник

Интерактивная игра «Я открываю производство. 1
VIII Начальное представление о конкуренции
4

21 Начальное представление о конкуренции Урок – игра «Конкуренция» 1
22 Начальное представление о конкуренции
Игра «Путь к успеху», в которой игроки условно «проходят» различные варианты коммерческой деятельности
1
23 Начальное представление о конкуренции Мини-проекты
«Конкуренция: хорошо или плохо» 1

24 Начальное представление о конкуренции
Урок-игра
«Конкуренция»
1
IX Приусадебное хозяйство. Запасы
3
25 Приусадебное хозяйство. Запасы Дискуссия о рациональных способах ведения хозяйства Игра «Приусадебное хозяйство» 1
26 Приусадебное хозяйство. Запасы Беседа
« Банкротство» Игра «Аукцион» 1
27 Приусадебное хозяйство. Запасы Игра «Запасы» 1
X Понятие страхования 2
28
Понятие страхования Игра «Страхование» 1
29 Понятие страхования Мини-проект «Страхование» 1
XI Договор .Условия 4
30 Договор. Условия Беседа
«Дого
вор» Мини-проект
«Составление
договора» 1
31 Договор. Условия Мини-проект
«Составление
договора» 1
32 Договор. Условия Мини-проект
«Составление
договора» 1
33 Договор. Условия Мини-проект
«Составление
договора» 1
XII Путь к успеху 1
34 Путь к успеху Игра « Путь к успеху» 1
Итого 34





СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

2 класс
Труд и работа. Заработная плата как плата за работу. Заработная плата источник суще-ствования и жизнеобеспечения семьи.
Разделение труда. Обмен результатами своего труда.
Домашнее хозяйство. Самое первое представление о товаре и деньгах.
Первоначальное понятие о потребностях. Товары и продукты, необходимые в домашнем хозяйстве.
Понятие о покупателе и продавце. Различные формы организации торговли : магазин, рынок, ярмарка, лавка, ларек, киоск, супермаркет.
Процесс купли-продажи. Обмен товаров и денег. Самое первое понятие цены. Сдача.
Понятие услуги. Предприятия бытового обслуживания : химчистка, прачечная, ателье, ремонт обуви, парикмахерская, фотостудия и т.д.
Представление о деятельности организаций, осуществляющих контроль за выполнением обязательств, соблюдением порядка.
Начальное представление об оптовой и розничной торговле.
Виды денег: монеты, купюры.
Богатство и деньги. Богатство и счастье.
Понятие бюджета: семейного, государственного. Доходы и расходы.
Понятие государственной казны. Налогообложение.
Первое представление о банке как финансовом посреднике.
Сбережения - накопления. Формы накопления денег.
Вклад. Свободные деньги. Достаток. Возможности использования накопленных средств. Соотношение желаний, потребностей и возможностей, понятие о вложениях. Выгода.
Начальное представление о конкуренции. Понятие сделки.
Первое понятие о собственных затратах. Экономия собственных затрат. Изменения цен: дешевле , дороже.
Приусадебное хозяйство. Запасы. Представление о производительности труда и прибыль-ности какого-либо дела.
Понятие страхования. Страховой взнос.
Договор. Условия договора. Последствия неисполнения договора. Понятие обязательства с точки зрения экономического соглашения.
Понятие убытков. Соотношение затрат и полученных результатов.

Методическое обеспечение

Формы занятий, планируемые по каждому разделу программы:
Базовые формы учебных занятий: информационные (беседа, лекция),
практические: составление таблиц, мини-проекты ,
исследовательская (работа со справочной литературой), игровая
деятельность (дидактические, сюжетно-ролевые игры), экскурсии.
Приёмы и методы организации учебно - воспитательного процесса:
обучение теоретическим знаниям (вербальная информация, излагаемая педагогом);
самостоятельная работа (изучение материала и выполнение заданий в учебных пособиях);
практическая отработка умений и навыков с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).
Методы, способы деятельности педагога, направленные на глубокое, осознанное и прочное усвоение знаний учащимися:
в обучении - практический (различные упражнения с моделями, с игровым
материалом, изготовление пособий, работа со справочной литературой, разработка проектов )
наглядный ( наблюдение, исследование, эксперимент; )
словесный (как ведущий - инструктаж, беседы, разъяснения);
работа с книгой( художественная и справочная литература);
поиск информации в сети Интернета
видеометод (просмотр, обучение), интерактивные тренажёры
в воспитании - методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример);
методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения);
методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, конкурсы, поощрения)

Формы подведения итогов по каждой теме или разделу:
• подготовка докладов, рефератов, сообщений, презентационных материалов; мини-проектов
• выставка рисунков по материалам экскурсий




№ п\п Название раздела Форма занятия
1. Труд и работа Мини-проект « История профессии моей мамы »
2. Понятие услуги Интегрированная игра «Открываю свое дело»
3. Начальное представление о конкуренции Игра «Конкуренция»
4. Приусадебное хозяйство Игра « Запасы »
5. Понятие страхования Мини – проект « Страхование»
6. Договор. Условия Мини-проект « Составление договора»
7. Путь к успеху Игра « Путь к успеху»



Список литературы

1.Мухина Е.А. «Экономика и мы» Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова/Сост. Е.Н. Петрова.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011
2.Смирнова Т.В. Дом в Обычном переулке: экономическая сказка для детей. Самара : Корпорация «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2004. _ 160 с.
3.Смирнова Т.В. Белка и компания: экономика для детей в сказках, играх и задачках. Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2011.144 с.
4.Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н. Путешествие в компании Белки и ее друзей: задачник-рабочая тетрадь по экономике.2-3 классы (2-й год обучения): в 2 частях. - Самара : Изда-
тельство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2011. - 48 с.
5.Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н., Мухина Е.А. Методические рекомендации к факультативному курсу «Экономика для младших школьников» (2-й год обучения). Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров,2009. -112 с.
6.Смирнова Т.В. Экономический сказочный словарь. - Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2006. - 128 с.
7.Золотарева Т.В. Белка и компания. Экономическая настольная игра.

Оборудование:
-проектор;
-ноутбук

Категория: Внеурочная деятельность | Добавил: alla_goncharova1967
Просмотров: 4293 | Загрузок: 334 | Рейтинг: 0.0/0
Внимание!
Если Вы опубликовали более трех разработок на портале, то
здесь Вы можете подать заявку на получение
Свидетельства о публикации!

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Анализ сайта онлайн Рейтинг@Mail.ru