Главная » Файлы » Биология | Экология » Другое |
Формы интеллектуальной деятельности в учебно-воспитательном процессе и эффективность их использования
11.04.2012, 16:30 | |
По-мнению некоторых ученых, в настоящее время должны появиться новые тенденции в развитии современного образования, и задачей образовательных учреждений должно стать интеллектуальное воспитание учащихся. Когнитивный психолог М. А. Холодная дает следующее определение интеллектуальному воспитанию: «Интеллектуальное воспитание – это форма организации учебно-воспитательного процесса, которая обеспечивает оказание каждому ученику индивидуализированной педагогической помощи с целью развития его интеллектуальных возможностей». Интеллектуальное воспитание имеет два взаимосвязанных аспекта: во-первых, повышение продуктивности интеллектуальной деятельности ученика (за счет формирования способностей анализировать, сравнивать, обобщать, учитывать причинно-следственные отношения, исследовать, систематизировать свои знания, обосновывать собственную точку зрения, порождать новые идеи и т. д., в том числе в ситуации решения учебных задач). Во-вторых, рост индивидуального своеобразия склада ума (на основе учета индивидуальных познавательных склонностей, предпочитаемых способов познания, избирательности в выборе учебного материала и т. д.). Ориентация на интеллектуальное воспитание учащихся позволяет говорить о новых тенденциях в развитии современного образования, связанных с пересмотром основных компонентов школьного образования: его назначения, содержания, критериев эффективности форм и методов обучения, функции учителя (репетитора). В контексте задачи интеллектуального воспитания содержание школьного образования должно быть существенным образом пересмотрено. Традиционная школа решала следующую проблему: «Как обращаться с ребенком, чтобы он более охотно и успешно усваивал содержание образования?» Однако сейчас вопрос должен стоять принципиально иначе: «Каким должно быть содержание образования, чтобы ребенок плодотворно развивался?». Иными словами, не ребенок должен подстраиваться под содержание образования, а, напротив, содержание образования должно подстраиваться под ребенка. При этом имеется в виду не просто адаптация содержания школьного предмета к индивидуальным и возрастным особенностям школьников, а именно кардинальная его перестройка в направлении учета реальных психологических механизмов интеллектуального развития личности, и путей их рассмотрения; ориентацией ребенка на анализ своих решений посредством уточняющих, проблемных вопросов и т. д. Главное в учебной деятельности ученика — это понимание им того, что он изучает, и того, что с ним происходит в процессе этого изучения. Однако понимание не может быть результатом одномоментных логических действий, оно является следствием состояния ума ребенка, к которому его еще надо подвести за счет соответствующей организации его ментального опыта. В качестве научной основы концепции предметно-интеллектуального развития школьника был принят личностно-деятельностный подход в образовании, утверждающий личностно-ориентированную организацию учебной деятельности и управление ею учителем при решении учащимся специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную и коммуникативную компетентность учащегося, но и его самого, как личность. В учебном процессе учащийся проявляет свои интеллектуальные способности в ходе восприятия учебной информации, ее переработки и применения на практике. При этом он пользуется четырьмя видами речевой деятельности: чтением, восприятием на слух (слушанием), письмом и устной речью (говорением). Иными словами, практически всё интеллектуально-активное время учебы на уроках в школе и время самостоятельной работы в библиотеке или дома занято речевой деятельностью. В процессе любого вида предметно-речевой деятельности школьника проявляются четыре способности: Способность запоминать, удерживать в памяти и вспоминать (производя извлечение из памяти во всех видах: спонтанное воспроизведение информации в нужном месте и в нужное время, принудительное припоминание информации на основе поставленного вопроса или сформулированной проблемы, узнавание информации в массиве). Способность внимать (быть внимательным, проявляя все аспекты внимания: устойчивость, переключаемость, критичность, избирательность, концентрируемость, масштабность). Способность создавать или восстанавливать образы или образные представления, изменять образы в уме (используя статическое и динамическое воображение). Способность осмысливать и переосмысливать информацию. Так как эти способности проявляются в предметно-речевой деятельности, а при проявлении чего-либо принято говорить о качествах («проявилось качество»), то в нашем случае целесообразно говорить о памяти, внимании, мышлении и воображении, как о качествах. Поскольку данные четыре качества имеют психическую природу, то можно говорить о психических качествах. | |
Просмотров: 717 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Внимание! Если Вы опубликовали более трех разработок на портале, то здесь Вы можете подать заявку на получение Свидетельства о публикации! |
Всего комментариев: 0 | |